Четыре сбоку

Бизнес города: как это работает

Какие выгоды и возможности принесут Алматы четыре города-спутника.

5 1

Алматинскую агломерацию справедливо относят к самой крупной в стране. Но достаточное ли это основание, чтобы Алматы в его сегодняшнем состоянии смог стать ведущей силой диверсификации экономики и индустриально-инновационного развития Казахстана? Давайте разбираться.

Главный донор страны
Считается, что крупные города и агломерации обладают высоким потенциалом экономического развития. В них высокая концентрация населения способствует интенсивному общению, повышает деловую активность людей и тем самым ускоряет процессы социально-экономического развития и научно-технического прогресса.
Кроме того, в агломерациях высокая концентрация разнообразных производств и видов деятельности способствует их интеграции, объединению ресурсного потенциала и усилий для выполнения прорывных научно-технических и производственных программ.
Эффект агломерационного влияния четко прослеживается на социально-экономическом развитии Алматы. По уровню экономического развития он, опередив даже богатые минерально-сырьевыми ресурсами регионы, стал главным донором бюджета республики. На долю Алматы приходится 25 процентов от всех доходов государственного бюджета.
Но следует ли из этого, что увеличение концентрации населения является фактором, определяющим синергетический эффект развития?

Всего в достатке
Считается, что одним из важнейших критериев индустриально-инновационного развития является уровень концентрации населения. В Алматы в настоящее время проживают более 1 млн. 600 тысяч человек. Так что по показателю концентрации населения, то есть количеству трудового ресурсного потенциала Алматы вполне может претендовать на роль драйвера индустриально-инновационного развития.
Другим важным критерием является качество трудовых ресурсов, иначе – уровень образования и наличие научно-технических кадров. В Алматы функционирует одна треть всех имеющихся в Казахстане высших учебных заведений, в которых обучаются около 140 тысяч студентов. Профессорско-преподавательский состав этих вузов насчитывает порядка 12 тысяч специалистов научно-педагогического профиля, осененных научными степенями и званиями.
В 2014 году в городе насчитывалось 898 научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений, в которых числились 10 965 человек персонала. Это почти половина из всех имеющихся в Казахстане научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений.
Много – не всегда хорошо
Из сказанного пока следует лишь один вывод: гипертрофия городов и сверхконцентрация в них огромной массы людей сами по себе не способны стать достаточным импульсом индустриально-инновационному развитию экономики, прогресса науки и техники.
Низкую же эффективность инновационной деятельности можно объяснить отсутствием в городе современных промышленных предприятий, что не позволяет многочисленным вузам вести практическую подготовку инженерных кадров. А высокие показатели экономического роста мегаполиса достигнуты за счет развития сферы торговли и бытовых услуг, обусловленного высокой миграцией и необходимостью обеспечения работой огромной массы людей, прибывающих из менее благополучных регионов.
Чтобы оценить масштаб градостроительных и социально-экономических проблем, стоящих перед руководством города, надо представить, что за последние десять лет численность населения Алматы ежегодно увеличивалась более чем на 37 тысяч человек.
Как известно, при скоплении в городе большого количества людей, нуждающихся в источниках существования, самой острой проблемой является обеспечение местами трудовой занятости. Вполне логично, что она решалась за счет развития торговли и сервисного обслуживания. В результате к 2014 году доля сферы бытовых и торгово-посреднических услуг, как известно, не относящейся к сектору реальной индустриально-инновационной экономики, достигла 79,4 процента, а промышленности – лишь 6,2 процента.
Другая жизненно важная проблема для новых горожан – крыша над головой. Но даже широкомасштабное строительство в Алматы не снимает проблему с повестки дня. Ежегодный миграционный прирост населения превышает возможности дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства. Кроме того, Алматы перенаселен и давно уже не имеет свободных земельных участков. По расчетам градостроителей 70-х годов прошлого века, допустимая емкость территории к тому времени казахстанской столицы по экологическим условиям – в пределах 700 тысяч человек.
Гипертрофия города, неуправляемая стихийная сверхконцентрация жителей и автомобильного транспорта стали факторами крайнего обострения экологических и транспортных проблем в мегаполисе. По отдельным показателям загрязнение воздушной среды вредными веществами превышает предельно допустимую норму в шесть раз.

Спутники мегаполиса
Вывод из всего сказанного очевиден: в территориальных рамках города, в условиях миграционно-демографических тенденций и имеющейся производственно-технической базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок невозможно кардинальным образом решить проблемы как градостроительного развития мегаполиса, так и превращения его в драйверы диверсификации экономики страны.
Но возможности решения поставленных задач есть. Коллективом РГП «Госградкадастр» разработана стратегия территориального развития Алматинской агломерации, где на основе анализа современного состояния и тенденции развития выделены два блока основополагающих проблемных вопросов.
Первый блок связан с необходимостью превращения территории агломерации в центр индустриально-инновационного развития. Второй продиктован назревшими проблемами градостроительного развития: поиска путей решения разгрузки Алматы от перенаселенности, загазованности и транспортных пробок.
В качестве радикального способа решения проблем, связанных с перенаселенностью Алматы, в свое время была предложена проектная идея строительства в ближайшей от мегаполиса пригородной зоне четырех новых городов-спутников G-4 City. Но можно ли к этому относиться как к панацее?

Новый базар?
В презентационных материалах проекта G-4 City утверждается, что строительство городов-спутников позволит разгрузить Алматы от перенаселенности, создать места трудовой занятости, добиться сокращения роста численности населения в городе – центре агломерации за счет перехвата миграционных потоков. Однако веских аргументов в поддержку этих утверждений не приводится.
В частности, декларируется, что Gate City будет финансовым центром, Golden City – центром образования и культуры, Growing City – транспортно-логистическим центром, а Green City – развлекательным городом-курортом.
Отсутствие в проектах расчетов мощностей градообразующих предприятий и занятости в них населения, а также достаточные обоснования выполнения этими городами декларируемых центровых функций дают почву для опасений, что вместо полноценных городов-спутников здесь могут возникнуть спальные жилые массивы, которые дополнительным грузом лягут на производственную, социальную и инженерную инфраструктуру Алматы. Если пустить процесс формирования градообразующей базы этих городов на самотек, то в скором времени они превратятся в города с огромным количеством стихийно возникших оптово-розничных рынков и базаров.
Эти города превратятся в свое­образные магниты, притягивающие к себе жителей из других регионов в пригородную зону Алматы. Следовательно, будет запущен механизм обострения и без того острых экологических, социально-экономических и транспортных проблем мегаполиса, вызванных искусственным форсированием роста численности не обеспеченного работой населения в ближайшем его окружении.

Магнит для мигрантов
Для того чтобы G-4City действительно стали городами-спутниками, вероятно, необходимо определиться, для какой именно категории и численности переселяемого населения Алматы следует рассчитывать объемы жилищного строительства и мест трудовой занятости.
Идея переселения сотрудников финансовых учреждений в новый город – финансовый центр выглядит несколько необоснованной, также как и переселение работников транспортных организаций, сфер культуры, образования, развлечений и курортного обслуживания в соответствующие специализированные города-центры. Не представляется возможным и идея формирования новых городов на базе выводимых из Алматы промышленных предприятий, поскольку в мегаполисе уже практически не осталось крупных производств, которые могли бы стать градообразующей базой городов-спутников.
Более реалистичным и практически осуществимым способом упорядочения роста населения мегаполиса является снижение миграционного давления за счет перенаправления (перехвата) внешних миграционных потоков.
Такими «перехватчиками» могут стать города-контрмагниты, отвечающие определенным условиям.
Во-первых, в отличие от городов-спутников они не должны быть сателлитами крупных городов – центров агломерации, но их противовесами, самодостаточными, притягательными и привлекательными для переселенцев-мигрантов.
Во-вторых, по уровню развитости сети объектов культурно-бытового и социального назначения, возможностям выбора сфер трудовой занятости, а также по условиям реализации личностного потенциала жителей города-контрмагниты не должны уступать конкурентам – крупным городам – центрам агломерации.
В-третьих, они должны располагаться на расстоянии от городов – центров агломерации, превышающем целесообразность совершения жителями маятниковых трудовых поездок в город-центр (порядка 1,5-2 часов транспортной доступности), что исключит превращение их в спальные районы мегаполиса.

Мозговые центры
На западном побережье Капшагайского водохранилища имеются благоприятные условия для формирования крупного урбанизированного образования, способного оттянуть внешние миграционные потоки от Алматы. Потенциал урбанизации и возможности концентрированного расселения людей заключаются в его выгодном географическом местоположении в зоне прохождения трансконтинентальных автомобильных и железнодорожных транспортных коридоров, связывающих страны Европы и Юго-Восточной Азии, прекрасной водной акватории с богатейшими рекреационными ресурсами, достаточными для формирования зон отдыха и курортно-туристических кластеров мирового уровня.
Вновь создаваемые города-контр­магниты наряду с выполнением функции городов-курортов должны стать зонами для индустриально-инновационных производств и местом размещения новейших градообразующих предприятий.
Как уже отмечалось, мощный научно-исследовательский потенциал Алматы используется неэффективно, так как большинство университетов не располагает должной лабораторной и производственно-технической базой, не имеет тесной связи с соответствующими их профилю производственными предприятиями.
Создание по примеру зарубежных стран высокотехнологичных научно-индустриальных кластеров на основе университетов должно стать приоритетным направлением при формировании градообразующей базы городов-контрмагнитов Алматинской агломерации. Они должны создаваться на основе университетских кампусов и научных городков ведущих алматинских технических университетов.
Каждый вуз должен не только обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов, но и стать катализатором соответствующих своему профилю инновационных, конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках градообразующих производств.
Таким образом на основе интеграции науки, образования и производства может быть создана мощная научно-техническая база прорывного индустриально-инновационного развития страны.

Аманжол ЧИКАНАЕВ, кандидат архитектуры, профессор Международной академии архитектуры, почетный архитектор РК, член архитектурного совета при Президенте Республики Казахстан

Турлыбек МУСАБАЕВ, доктор технических наук, профессор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева,
почетный строитель Казахстана, заслуженный работник науки Казахстана

Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.