Чистая работа

В Алматы разработали комплексный план мер по улучшению экологии

4 02

В расширенном совещании приняли участие аким Алматы Бауыржан Байбек и министр энергетики РК Канат Бозумбаев.
– Согласно всемирному индексу загрязнения в Алматы экологическая ситуация лучше, чем в Киеве и Куала-Лумпуре, однако мы все еще отстаем от Москвы, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В основном город загрязняют автомобильные выбросы. В связи с этим наша главная цель – снизить количество машин в городе. Алматы должен быть городом для людей, а не для автомобилей. Для решения этого вопроса нужно сделать максимально комфортным общественный транспорт. Это наша главная миссия в решении экологических проблем, – сказал глава мегаполиса.
Он также напомнил, что 80 процентов вредных выбросов в атмосферу поступает от автомобилей. Ежедневно по городу передвигаются 570 тысяч машин, еще более 200 тысяч заезжают из Алматинской области.
Аким подчеркнул, что очень помогает в решении этого вопроса введение спецполос для общественного транспорта. В частности, благодаря появлению выделенки на проспекте Абая на 10 процентов увеличился пассажиропоток автобусов. Всего в городе протяженность выделенных полос составляет 12 километров, в дальнейшем ее планируется увеличить почти в четыре раза, то есть до 43 километров.
Также аким отметил, что надо расширять сеть станций метрополитена, которая со временем должна оплести весь город.
– Надо сделать так, чтобы люди сами пересаживались на экологически чистый общественный транспорт. Это должно быть выгодно и комфортно. Переход автомобилей на газ сократит вредные выбросы в атмосферу. На это топливо переходят не только автобусы и троллейбусы, планируется также со временем перевести на газ все пожарные машины, кареты скорой помощи и спецтехнику. Этот вопрос также активно отрабатывается. В городе появляются мультизаправки, – отметил аким.
Еще один актуальный вопрос для разгрузки автодорог, а следовательно, и улучшения экологической ситуации в городе – парковки. На днях платные парковочные места появились в районе Зеленого базара. Стоимость места – 100 тенге в час. Если проект окажется успешным, такие парковки появятся и в других районах города. Всего до конца текущего года их планируется довести до 66, а уже в 2017 – более 200 платных парковок.
– Сегодня в Алматы имеются также и многоуровневые парковки, однако они не работают из-за тротуарных парковочных мест. Новая система будет комфортной для алматинцев и гостей города, – сказал Бауыржан Байбек.
Также улучшению экологии способствуют пропаганда здорового образа жизни и развитие велосипедного движения. Можно заметить, что велопарковок в Алматы становится все больше, и со временем их количество будет только расти.
Свою лепту в загрязнение экологии вносят и промышленные предприятия, расположенные в мегаполисе. Конечно, доля выбросов в атмосферу от них мала по сравнению с тем же автотранспортом – всего 13 процентов. Однако эта проблема также требует решения.
– Сегодня мы постепенно выводим промышленные предприятия из центра города, развивая Алатауский и Наурызбайский районы как промышленные зоны. Кроме того, чтобы уменьшить загрязнение города от стационарных источников обогрева, которыми пользуются в частных жилых домах, мы проводим в частный сектор газопровод. В этом году планируется подключить еще 300 жилых домов. Также создаются проекты по управлению отходами, – сказал аким.
О проделанной работе рассказали представители городских ведомств.
Так, начата реконструкция русел рек Есентай и Карасу. Продолжается работа по уменьшению количества бытовых отходов и их переработке. В частности, планируется закупить 3500 евроконтейнеров для мусора и со временем установить во всем городе урны в едином стиле и постепенно переходить к раздельному сбору твердых бытовых отходов.
Все эти меры должны способствовать снижению индекса загрязнения (ИЗА) в Алматы. Впрочем, цифры как раз говорят о том, что ситуация развивается в нужном направлении, ведь этот показатель постоянно снижается в среднем на 0,3 пункта. Например, в 2014 году ИЗА равнялся 10, а в 2015 – уже 9,7.
В скором времени все желающие смогут следить за тем, как меняется экологическая ситуация в Алматы, так как сейчас разрабатывается соответствующее мобильное приложение.
Министр энергетики РК Канат Бозумбаев внимательно выслушал всех докладчиков и отметил, что в целом, несмотря на отдельные проблемы, в Алматы ведется активная работа по улучшению экологической ситуации.
– Важно, что в городе уделяется большое внимание раздельному сбору мусора, ведь концепция перехода к зеленой экономике, о которой говорит Президент Нурсултан Назарбаев, включает в себя и проблему раздельного сбора твердых бытовых отходов. Переходить к этой системе нужно поэтапно. При этом отрасль по переработке мусора должна развиваться на принципах государственно-частного партнерства, – отметил министр энергетики.
Он подчеркнул, что с 2019 года в Казахстане вводится запрет на захоронение мусора без предварительной переработки, поэтому необходимо осваивать современные технологии уже сейчас. Нужно поэтапно внедрять эту программу с 2017 года.
– В целом для улучшения экологической ситуации нужен долгосрочный проект, учитывающий все особенности региона. Работать над ним нужно сообща. Алматинские ученые в разных сферах науки тоже должны принимать в этом деле активное участие. У города огромный потенциал, который нужно использовать для решения проблемных вопросов и улучшения жизни, – подытожил Канат Бозумбаев.
Также министр энергетики РК и аким Алматы Бауыржан Байбек посетили подстанцию «Горный гигант». Сегодня это один из основных энергоузлов города, однако подстанция нуждается в масштабной реконструкции, которую желательно провести как можно скорее. Содействия в этом вопросе глава города попросил у Министерства энергетики РК.

4 01
Елена СОКОЛОВА
Фото Сергея ХОДАНОВА
и Даурена ИСАЕВА