Чисто теоретически

Киновед о востребован-ности профессии, реакции казахстанских режиссеров на критику и о том, кто пишет рецензии в отечественной прессе

9 001Доктор философии по специальности «искусствоведение» Баубек Ногербек – потомственный киновед. Продолжая дело своего отца, кинокритика, историка и теоретика кино Бауыржана Ногербека, он преподает в КазНАИ имени Жургенова, занимается наукой, выступает с рецензиями и аналитикой в средствах массовой информации, ведет дискуссионный киноклуб, участвует в работе кинофестивалей.
– Набирает ли сегодня КазНАИ на специальность «киноведение»?
– Набор существует, он проводится регулярно. Абитуриенты проходят творческий конкурс, который состоит из двух этапов. Первое испытание письменное: после просмотра фильма пишут на него рецензию. Второй экзамен устный – по билетам, вопросы затрагивают не только кинематограф, но и смежные искусства, это делается для проверки эрудиции и общего образовательного уровня поступающих. У будущего киноведа должны быть способности к анализу, сопоставлению.
Желающих получить эту профессию немало. Вступительные экзамены сдают около 15 человек. Государство выделяет пять-шесть грантов.
– Как правило, сегодня в отечественных СМИ рецензии пишут журналисты, почему не слышно голоса кинокритиков с их профессиональными оценками?
– Согласен, место профессиональных кинокритиков в СМИ сейчас занимают журналисты. Сейчас в академии при подготовке студентов делается акцент на киножурналистике, поэтому надеюсь, что в скором времени в интернет– и печатной периодике чаще можно будет видеть профессиональную оценку и мнения специалистов кино.
Хотя замечу, что в журналистике много выпускников киноведческого отделения, однако парадокс в том, что они редко пишут о кино, а дипломированные журналисты, напротив, активно занимаются кинокритикой.
– Вы относительно недавно окончили вуз, как ваши преподаватели относились к киножурналистике?
– Я окончил вуз в 2004 году. В период моего студенчества не было требования, чтобы студенты публиковались. Я учился на экспериментальном курсе, в процессе обучения было два направления: киноведение и арт-критика. Курс вели два мастера, это известные в республике профессионалы – киновед Андрей Леднев и искусствовед Баян Барманкулова. Они не противились тому, чтобы мы публиковались в СМИ, но в то же время не торопились благословлять на эту работу, особенно во время учебы. Педагоги стремились воспитать нас исследователями.
Что касается лично меня, то публиковался в профильных журналах о кино «Киноман», «Территория кино», журнале о культуре «Shahar Культура», был ведущим рубрик и колонок, посвященных кино, и выпускающим редактором. Эта работа имеет прямую связь с киноведением.
– Где может найти работу киновед после окончания вуза?
– Киновед – это человек, который занимается историей, теорией кино и кинокритикой. Хочется сказать, что хорошее знание теории востребовано на съемочной площадке, поэтому у грамотного киноведа есть шанс устроиться редактором в съемочную группу. К сожалению, сегодня не на всех кинопроектах существует такая штатная единица, раньше редактор был на каждом фильме, на каждой телепередаче. Однако постепенно возвращается понимание того, что редактор необходим, он держит в голове сюжетные линии, имена героев, диалоги и другие нюансы – это живой справочник, без которого никуда. Так что, повторюсь, квалифицированный киновед может быть редактором.
Также многие киноведы уходят в производство телевизионных проектов, в радиоэфир. Например, выпускник первого киноведческого курса Бахыт Кутпанбаев начинал как радиожурналист, сейчас он директор Алматинского филиала Казахского радио. Мой однокурсник Павел Сытников стал востребованным на радио, у него была авторская передача «Киновед», он также занимается составлением сетки показа кинофильмов на телеканалах.
Некоторые киноведы поступают в магистратуру, докторантуру, занимаются наукой, преподают.
Киноведы особенно востребованы на кинофестивалях как отборщики фильмов, программные директоры, члены жюри, консультанты.
Кроме того, они могут работать в киноархивах, музеях, отделах, управлениях и департаментах культуры – то есть развивать карьеру по линии государственной службы. Так, наш выпускник Берик Уали начинал как тележурналист, был ведущим популярных проектов, а сейчас он пресс-секретарь Главы государства.
– Должен ли будущий киновед владеть основами актерского, режиссерского и операторского мастерства, чтобы, так сказать, знать процесс изнутри? Изучаются ли эти дисциплины у нас?
– Да, безусловно, киновед должен знать процесс изнутри. Но, к сожалению, они не изучают актерское мастерство, но основы режиссуры и операторского мастерства осваиваются в обязательном порядке.
– Развивается ли у нас киноведение как наука?
– Могу с полной уверенностью сказать, что развивается. У нас выходят яркие киноведческие исследования. Например, в 2018 году киновед, кандидат искусствоведения, профессор Назира Рахманкызы выпустила интересное исследование – книгу «От сценария к фильму» (на казахском языке), касающееся фильма «Следы уходят за горизонт» режиссера Мажита Бегалина по сценарию Акима Тарази. В этой книге разносторонне исследована драматургическая основа картины, сделан глубокий сравнительный анализ между фильмом и сценарием. Также у Назиры Рахманкызы в 2017 году вышла книга «Казахское кино: вчера и сегодня» (на казахском языке), это сборник ее статей разных лет, интервью, научных исследований – добротное иллюстрированное издание. В 2014 году у меня совместно с отцом вышла монография «Казахское игровое кино: экранно-фольклорные традиции и образ героя». Первые четыре главы, посвященные экранно-фольклорным традициям, были написаны Бауыржаном Ногербеком, остальные три – мной, на основе моей докторской диссертации.
– На ваш взгляд, прислушиваются ли отечественные режиссеры к мнению кинокритиков о своей работе?
– У нас не очень положительно воспринимают конструктивную аргументированную критику, в основном реагируют на нее болезненно, иногда даже принимают в штыки. Поэтому отвечу на вопрос так: чаще не прислушиваются.
Юрий КАШТЕЛЮК