Что обсуждали алматинцы на этой неделе

4 001

Как не проиграть в банковские карты

Алматинцев грабят через Skype и электронную почту.

Тысячи пользователей популярного программного обеспечения рискуют стать жертвами карточных мошенников, предупреждает Казкоммерцбанк. В банк уже поступил ряд заявлений от пострадавших клиентов. Злоумышленники выходят на держателей платежных карт через поддельные учетные записи в мессенджере Skype от имени банков. Под разными предлогами пользователя просят сообщить конфиденциальные данные о карте, после чего опустошают ее. Усыпляет бдительность незаметная с первого взгляда фальсификация адресов. Клоны копируют логотип и почти в точности повторяют написание официальных аккаунтов банковских служб поддержки. Выдать грабителей могут только мелкие детали – лишние или проставленные не в тех местах точки, дефисы и прочие символы.
Лжесотрудники банка под разными предлогами убеждают клиента в необходимости предоставить данные, которые в действительности запрашивать запрещено. Якобы для выполнения определенных операций пользователя просят сообщить строго секретные данные: логин и пароль к интернет-банкингу, кодовое слово для авторизации операций по карте, реквизиты платежных карт – 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код. Завладев информацией, мошенники переводят безналичные средства с карты клиента на сторонние платежные инструменты. Вернуть похищенные таким образом средства, говорят специалисты, в большинстве случаев невозможно.
Быть предельно бдительными и не поддаваться на уловки охотников за реквизитами призывают не только банки. Эксперты предупреждают: изобретательность карточных мошенников не знает границ.
– В Алматы такие прецеденты в последнее время случаются часто. Способы связи могут быть самыми разными – не только через Skype, но также через WhatsApp, Facebook или обычные звонки. К тому же банки стремятся быть ближе к клиентам, приходят в соцсети. И здесь уже начинается социальная инженерия, то есть когда на вас выходят и такими методами запрашивают информацию, – комментирует директор компании SNG Security Тимур Артюхин. – Распространенный сценарий: мошенник звонит и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что ваша карта якобы заблокирована. Чтобы снова привести ее в действие, с вас просят номер и PIN-код карты. Все – мошенник уже вместо вас может осуществлять интернет-платежи. Или же такая фраза: «Мошенники похитили ваши деньги. Срочно сообщите PIN-код». Здесь больше шансов, человек ведь в панике. Второй вариант – создание подложных сайтов. С аналогичными запросами приходят письма и на электронную почту. Имя адресанта максимально идентично официальным учетным записям, разница может быть лишь в одной букве. Таким же образом замаскироваться мошенники могут, например, под торгового гиганта еВay. В остальном фальшивка будет полным клоном: тот же интерфейс, товары и прочее. Только по оформлении заказа и вводе данных деньги отправятся злоумышленникам.
В строгом секрете, добавил специалист, необходимо хранить и аналог PIN-кода – код 3D Secure, призванный защитить интернет-платежи. Выяснить, клиентом какого банка является жертва, злоумышленникам труда не составляет. Для этого достаточно вскрыть каналы, по которым совершаются платежные операции. По номеру карты уже ясно, какой псевдоним выбирать. Работает и метод «пальцем в небо», в том числе на пенсионерах, влиться в доверие которых проще всего.
– Пожилые люди – наиболее уязвимая группа, потому как самая доверчивая. Пенсионеры чаще всего не понимают механизма работы банков, хоть в инструкциях и прописано, что никто и ни при каких условиях не вправе требовать код карточки, – подчеркнул Тимур Артюхин. – Представились работником банка, назвали пенсионера по имени, спросили о здоровье, и все – деньги в руках. Пусть на карте всего 20 тысяч, но если 10 пострадавших – это хорошая добыча. Если вам позвонили или написали с просьбой сообщить конфиденциальные данные, не продолжайте разговор или переписку. Немедленно позвоните в банк и объясните ситуацию.
Марина ПЕСТРЯКОВА

Смартфон на кону

В полицию Алматы обращаются граждане, ставшие жертвами блокировки мобильных телефонов iPhone мошенниками и дальнейшего вымогательства денежных средств для их разблокировки.

– Схема «лохотрона» такова: в социальной сети ВКонтакте в одной из групп происходит взлом личной страницы одного из знакомых потерпевшего, – пояснил начальник отдела «К» управления криминальной полиции ДВД города Алматы подполковник полиции Аскар Сысоев. Далее от этого адресата потенциальной жертве приходит сообщение с просьбой оказать содействие в поиске его сотового телефона iPhone через определенную программу. Таким образом, злоумышленник обманным путем завладевает персональными данными сотового телефона потерпевшего, после чего блокирует его и в дальнейшем вступает с ним в переписку, где предлагает заплатить ему за разблокировку сотового телефона. В ходе переписки мошенник присылает полную инструкцию, так называемую тарифную сетку со стоимостью разблокирования мобильного телефона в зависимости от модели. Также указывается, что оплату необходимо произвести через электронную платежную систему QIWI.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий был выявлен ряд потерпевших из числа владельцев мобильных телефонов марки iPhone. После изучения их переписки со злоумышленником установлено, что в данных мошеннических действий были указаны разные номера электронной платежной системы QIWI. Кроме того, примечательно, что во всех случаях переписка с потерпевшими производилась от имени знакомых в социальной сети ВКонтакте.
В данное время все вышеуказанные факты зарегистрированы в едином реестре досудебного расследования. Проводится комплекс оперативных мероприятий, в том числе с использованием новых технологий. В целях предотвращения аналогичных видов преступлений ДВД призывает граждан быть менее доверчивыми, в том числе и при общении в социальных сетях.
Нелли СТАСОВА

Долг коллектором красен

В Казахстане могут появиться «лояльные» коллекторы.

Об этом заявили представители Национального банка. В Алматы состоялось обсуждение законопроекта «О коллекторской деятельности» с представителями СМИ и руководителями общественных организаций, представляющих интересы заемщиков.
– На 1 апреля этого года в Казахстане насчитывалось свыше 1 млн заемщиков, имеющих просроченную задолженность более 90 дней, – говорит директор департамента методологии финансового рынка НБ РК Нурлан Абдрахманов. – Два и более договора банковского займа имели свыше 350 тысяч человек с просрочкой по кредитам. У более чем 227 тысяч граждан ежемесячный платеж по займам превышает 50 процентов среднемесячной заработной платы. Речь опять идет о заемщиках, имеющих просроченную задолженность более 90 дней. С каждым годом банки все чаще прибегают к услугам коллекторских агентств по взысканию проблемной задолженности. Уже через три года количество физических лиц, переданных на взыскание коллекторским агентствам, может составить более 4,5 млн человек. Вместе с тем зарегистрировано 205 юридических лиц, занимающихся взысканием задолженности, с 59 из которых банками заключены прямые договоры о взыскании. При этом широко распространена практика субколлекторства, что позволяет вовлекать в процесс взыскания задолженности более 100 организаций.
С введением в действие законопроекта с должниками будут работать только юридические лица – коллекторские агентства, прошедшие учетную регистрацию в Национальном банке. За нарушение данного требования предусматривается уголовная ответственность первого руководителя такой организации.
Взаимодействовать с гражданами будут работники коллекторского агентства с положительной деловой репутацией, имеющие высшее образование и опыт работы. У них не должно быть судимости и психических отклонений. Коллекторское агентство может выходить на заемщика только при имеющейся задолженности свыше шестидесяти календарных дней.
В предлагаемом законопроекте четко регламентируется время и периодичность, когда коллектор вправе взаимодействовать с должником. Так, осуществлять телефонные звонки можно только в период с 8.00 до 21.00 в будние дни, с 10.00 до 17.00 в праздничные и выходные дни. При этом звонки осуществляются не более трех раз в допустимый период времени. Личные встречи допускаются только раз в сутки при наличии документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства на взыскание задолженности. В остальных случаях коллектор направляет письменные уведомления, текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи, а также посредством Интернета.
Заемщик будет иметь возможность фиксировать весь процесс взаимодействия с коллектором на аудио- или видеотехнику.
Любые сведения о должнике и его задолженности не могут быть раскрыты ни работодателю, ни родственнику без соответствующего на то согласия должника. А долг должника без его согласия не может быть передан в коллекторское агентство.
Также запрещены звонки или какое-либо другое взаимодействие с родственниками или иными третьими лицами.
В случае нарушения своих прав должник сможет обратиться в Национальный банк с жалобой на неправомерные действия коллектора в отношении него, а также оспорить в суде требования коллекторского агентства.
За нарушение требований законодательства коллекторское агентство может быть исключено из реестра. Его руководитель подлежит административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы до трех лет.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ