Детям надо учиться, а не быть источником разногласий

8 01

В январе этого года Министерство образования и науки своим приказом утвердило требования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования. Какой должна быть школьная форма? Над этим сейчас думает не только МОН, но и родительские комитеты, и отечественные производители. О других аспектах введения школьной формы рассуждает директор института культурного развития, политолог Ерлан Саиров.

- Как вы относитесь к введению обязательной школьной формы в Казахстане?
– Я давно ждал такого решения и всесторонне приветствую его, и вот почему.
Во-первых, все решения в сфере образования принимаются государством с учетом интересов всех слоев общества. Вопрос о требованиях к обязательной школьной форме был изучен серьезно и досконально, и только после этого приняли решение. Это радует.
Во-вторых, как родитель я понимаю, что данное решение будет способствовать определенному социальному равенству в государственных учреждениях среднего звена. И дети теперь меньше будут обращать внимание на материальную и социальную составляющие бытия своих сверстников, а больше – на образование, дружбу, саморазвитие.
Если сегодня рассматривать ситуацию в целом по стране, то становится ясно, что не у всех родителей, а особенно в сельской местности, многодетных и одиноких матерей есть возможность покупать новую одежду из года в год, дети-то растут. Так что решение Министерства образования и науки – своевременное.
И в-третьих, это дополнительная поддержка отечественных товаропроизводителей. Со стороны учреждений образования будет еще больше заказов малому и среднему бизнесу. Это будет способствовать определенному росту легкой промышленности, экономики в целом.
Производителям придется потрудиться над качеством и ассортиментом школьной формы.
Одним словом, положительных моментов в утверждении единых требований школьной формы я вижу больше.
– Что вы скажете о дискуссиях по вопросу ношения религиозной атрибутики школьниками в учебных заведениях? Как прокомментируете данную проблему?
– Думаю, эти вопросы не так остры, как их хотят сегодня преподнести некоторые граждане или группы лиц.
Мы живем в светском государстве и согласно нашему законодательству системы образования и воспитания, здравоохранения, военное дело и другие сферы жизнедеятельности в Казахстане отделены от религии. Необходимо соблюдать уже установившиеся светские нормы.
Если брать в процентном соотношении, то детей, носящих хиджаб, в Казахстане не более 0,1% от всего числа учащихся, так что эта проблема не такая глобальная, как описывают ее в некоторых СМИ.
Я придерживаюсь такого жизненного принципа, чтобы у наших детей было яркое и запоминающееся детство, и до достижения ими совершеннолетия нам, взрослым, крайне нежелательно навязывать религию, требуя строгого соблюдения всех канонов и предписаний нашей веры. В школе дети должны получать знания и думать только об учебе.
Прививать же им любовь к национальным традициям, развивать высшие духовные и морально-нравственные качества родителям можно и в свободное от занятий время, вне зависимости от возраста ребенка.
– Но некоторые родители, исповедующие исламскую веру, требуют, чтобы для их детей сделали определенные исключения.
– Да, мне известно об этом. Около года назад я ознакомился с мнениями и доводами некоторых граждан. Основной их аргумент – что якобы ущемляется их свобода вероисповедания, которую гарантирует Конституция страны. Но это далеко не так.
Давайте будем говорить откровенно, ведь многие дети в таких семьях не понимают, зачем носить религиозную одежду, в том числе хиджабы, кресты, кепы и другие атрибуты веры, тем более это еще не осмысленный их выбор.
Можно понять, если взрослая девушка по окончании школы стала глубоко верующей, изучила основы религии, строго соблюдает каноны веры, надевает хиджаб или носит платок. Но когда совсем юных школьниц родители заставляют носить хиджабы в школе, а дома осуществляют психологическое давление на ребенка и при этом обвиняют государство, я считаю, это в корне неправильно.
Такой категории верующих мусульман нужно терпеливо и систематически разъяснять позицию большинства. Со временем, думаю, они поймут позицию государства, даже их собственные дети будут благодарны им за понимание.
– Как же быть, если родители не согласны с решением Министерства образования и науки, уставом школы?
– У нас государство светское, но и не атеистическое, никто никому не запрещает иметь религиозные убеждения, а требования к единой школьной форме нисколько не ограничивают прав на свободу вероисповедания в стране.
Вместе с тем рекомендации о соблюдении дресс-кода были всегда и везде. И ношение какой-либо религиозной атрибутики или одежды в учреждениях образования, согласно уставам многих общеобразовательных школ, не допускалось и ранее.
Большинство казахстанских родителей соблюдают и уважают эти правила. Так как они по своей сути универсальны и с малого возраста учат детей жить без комплексов и конфликтов, чувствовать равенство вне зависимости от национальности и конфессиональной принадлежности.
Думаю, именно в этом сила нашего общества и государства – мы растим уверенных и достойных граждан своей страны.
Также согласно законам и неписаным моральным принципам конфессии и их священнослужители не вмешиваются в дела и решения государства, что, безусловно, правильно.
В свою очередь и наши граждане тоже обязаны уважительно относиться к данной правовой норме закона.
Более того, глава государства в программных документах и выступлениях постоянно призывает нас формировать в обществе духовное и религиозное сознание, соответствующие традициям и культурным нормам страны.
Как законопослушные граждане мы обязаны исполнять решение государственных органов, так как светские принципы в обществе надо соблюдать всем без исключения, иначе не будет порядка в стране.
Бывают случаи, например, что некоторые верующие подвергают риску даже здоровье своих детей, отказываясь от переливания крови или медицинской вакцинации против оспы или кори. И в таких вопросах государству, думаю, необходимо иметь принципиальную позицию.
Так что я полностью поддерживаю позицию Министерства образования и науки РК и Духовного управления мусульман Казахстана. ДУМК ведь абсолютно правильно рекомендует не конфликтовать, проявлять сдержанность, а девушкам и женщинам одеваться скромно, соблюдая обычаи и традиции казахов.
В школах детям надо учиться, а не быть причиной разногласий в обществе, и думаю, не нужно будоражить народ, поднимая данный вопрос на общегосударственный уровень.
– Действительно, вопрос очень непростой, требующий серьезного понимания и отношения. А как обстоят эти дела в соседних государствах?
– Аналогично, многие наши соседние страны приняли адекватные решения, отвечающие требованиям времени и интересам своих граждан.
Запреты на ношение хиджаба, никаба и других религиозных символов в учреждениях среднего образования есть во всех Центрально-Азиатских государствах, России, Азербайджане и в других странах.
Они солидарны в этом вопросе с нами. К сожалению, хочу отметить, что приверженцы некоторых нетрадиционных религиозных течений пользуются религиозными эмоциями граждан и вносят разлад в общество, а этого категорически нельзя допускать.
Если мы желаем перспективного будущего для своих детей, чтобы они были образованными, всесторонне развитыми и конкурентными личностями в нынешнее время, то нам необходимо оградить их от конфликтов на религиозной основе.
Бахыт АМАНОВ