Дежурный по городу

Ах, Арбат, мой Арбат... Фронтовик просит: не газуйте во дворах... В тяжелом состоянии

Ах, Арбат, мой Арбат...

Что случилось с алматинской пешеходной зоной, прозванной в народе Арбатом? Почему все чаще в различные инстанции, а теперь уже и в СМИ обращаются горожане с просьбой навести порядок на небольшом отрезке проспекта, носящего имя Жибек жолы?

5 001

…Мы отправились на Арбат в час, когда сюда приходят любители нешумных мест. Правда, их сейчас совсем немного, взору предстали неспешные прогулки людей, их сидение на скамеечках и... реконструкционные работы. Все это никак не напоминало середину 1990-х и еще менее походило на начало 2000-х лет. Тогда здесь было пусть и суетно, но весело: художники писали картины, в основном портреты, музыканты демонстрировали друг другу и публике новые композиции. И те и другие получали какие-то деньги от почитателей таланта. Но суть была не в продаже, тем более прибыли, а в общении и просвещении.
Третьего тогда не было.
Сегодняшний Арбат не тот. Он катастрофически теряет своих основных обитателей, тех, кого принято величать бомондом, творческой кастой. Это сплошь торжище. Причин тому несколько. Те, кто из него выпал добровольно, говорят, что, во-первых, ушли из-за постоянной реконструкции, причем исполняемой из рук вон плохо. Ну кому приятно спотыкаться о неровности под ногами? Во-вторых, бомонд вытесняют напористые продавцы пирожков и напитков.
Как сетует алматинка Татьяна Иванюк, проживающая на улице Панфилова, 80, и как пишут нам другие заявители, те, кому дорог этот небольшой участок Жибек жолы как место приложения творческих сил, «не нашлось в Алматы другой территории для продажи овощей и фруктов, котлет и колбасы, кроме как среди художников и музыкантов!»
– Был момент, сюда перебрались нумизматы и продавцы мелких сувениров, – рассказывает старожил арбатовских посиделок Арсен Баянов. – Насчет их присутствия никто не возражал, вроде как они, то есть их продукция, здесь востребована. Потом появились лоточники с различной снедью, и не стало места Виктору-саксофонисту, Эдику-трубачу, Ергали-баянисту. Дольше всех держались гитаристы, но их тоже осталось мало. Вялотекущий, но постоянно продолжающийся ремонт улицы выдавил нас отсюда. А тут еще и торгаши! Они же нахрапистые…
...Удобно расположившись на парапете, а то и прямо на газонной травке, торгуют здесь люди всякой всячиной, от продукции которых веет более блошиным рынком, нежели добротным вкусом бомонда.
Ближе к подземному переходу можно овощей и фруктов прикупить и свежей выпечкой себя побаловать. Лотки стоят вкривь и вкось, все они разнокалиберного, если не сказать, разбойного вида. Продавцы настроены враждебно, мол, чего это вы тут ходите, фотографируете?! Поясняем: пришли по жалобам трудящихся! Тезис в защиту бизнеса один: нам детей кормить нечем!
– Да разве мы против вас?! Мы за то, чтобы в красивом месте было еще красивее. И пирожки у вас вкусные, и вся остальная продукция востребована, да вот только подается она совсем не по-арбатски. А потом – уж очень много мусора от ваших лотков…
В ответ:
– Да вы против народа! Нас и так тут полиция каждый день гоняет…
Ну что тут попишешь? Только то, что увидели сами, о том и поведали вам.
В качестве резюме:
Давно пора привести это культовое место в эстетичный и добропорядочный вид. Пусть торгуют, но не чем попало и не на самодельных лотках.
Кстати, художники-дизайнеры с того же алматинского Арбата согласны нарисовать эскиз торгового ряда.

 

Фронтовик просит: не газуйте во дворах

В редакцию обратился ветеран Великой Отечественной войны Борис Дьяков: неравнодушного пенсионера волнует судьба учеников школы-гимназии № 147, и не без основания.

5 002

К школе-гимназии, а также к детскому саду, стоящему рядом, – юго-восточный квартал перекрестка проспектов Райымбека и Абылай хана – ведет междворовой проход-проезд.
«По этой узкой дороге с раннего утра и до поздней ночи ездят автомобили. К сожалению, многие водители, пренебрегая здравым смыслом, превышают, причем значительно, скорость движения. Как бы беды не случилось!» – пишет Борис Дьяков.
Кроме того, в этой жилой зоне почему-то есть стоянка транспортных средств частных таксистов, этакое место отстоя. Правильнее сказать, отстойник, так как близлежащую территорию водители превратили в харчевню и уборную.
Мы побывали в указанных заявителем дворах и констатируем: положение там не самое лучшее. Наблюдение показало, что ПДД нарушают одни и те же водители.
Ветеран просит обратить внимание инспекторов дорожного движения на лихачей, а также установить знак, ограничивающий скорость движения в их дворе.
Вот что по этому поводу рассказала нам официальный представитель ДВД Алматы подполковник полиции Салтанат Азирбек:
– Устанавливать специальные знаки во дворах и на внутридворовых проходах-проездах не принято – каждый водитель обязан знать правила дорожного движения, которые четко регламентируют порядок въезда-выезда, скорости движения и прочие моменты. Напомню о них в полном объеме требований ПДД. Итак.
Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/час. При этом наказание за превышение скорости на дворовой территории ничем не отличается от наказания за такое же нарушение ПДД на проезжей части, т.е. движение по двору со скоростью 80 км/час, как указывает заявитель, приведет к штрафу 30 МРП, или 63 630 тенге (статья 592, часть 3, КоАП РК). При повторном нарушении в течение года нарушитель будет наказан по 4-й части той же статьи уже на 40 МРП, или 84 840 тенге.
На дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности.
Здесь запрещена стоянка с работающим двигателем. Если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадки пассажиров или выгрузки грузов, то оно выполняет стоянку.
Обратите внимание, что если в холодное время года вы прогреваете автомобиль в течение 5 минут или более, то вы нарушаете требование правил (ч.17, п. 2, пп. 4, ПДД РК) и на вас может быть наложен штраф.
Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с массой, превышающей разрешенную, более 3,5 тонны, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).
Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. За это можно поплатиться штрафом в 15 МРП, или 31 815 тенге.
Существуют особые требования, относящиеся к выезду со двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения
(ч. 17, п. 3, ПДД РК).
Замечу, что не имеет значения, в каком направлении движутся другие участники движения, всем им следует не создавать помех.
Сквозной проезд через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает вам в случае необходимости остановиться на 5–10 секунд во дворе и продолжить движение.
Водитель должен помнить о том, что во всех жилых зонах и во дворах приоритет отдается пешеходам. Недаром же первым в словосочетании «междворовой проход-проезд» стоит слово «проход».
При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. При этом пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу идущему человеку. Однако и люди в свою очередь не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать автомобиль.
Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам: здесь запрещается учебное вождение транспортных средств.
Дорожные полицейские пообещали нам взять на контроль юго-восточный жилой квартал на пересечении проспектов Райымбека и Абылай хана. Так что ждите штрафных санкций, лихачи и таксисты.

 

В тяжелом состоянии

5 003

– 28 сентября на проспекте Абая возле метро «Сайран» произошло ДТП с участием школьника, Водитель автобуса № 25 остановился в непредназначенном для остановок месте, тем самым обязав людей выходить из салона. Первым вышел пятнадцатилетний подросток, которого моментально сбил троллейбус. Водитель автобуса сразу скрылся с места происшествия. Мальчик в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.
Из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, куда обратился «дежурный по городу» за разъяснениями, сообщили:
«По представленной ТОО «Green bus company» информации, по данному происшествию (наезд на подростка) на водителя троллейбуса с бортовым номером 1194 маршрута № 5 Е. Байсултанова составлен административный протокол. До выяснения всех обстоятельств инцидента водитель отстранен от работы, направлен на дополнительную стажировку. С водительским составом троллейбусного парка проведена разъяснительная беседа и инструктаж по ПДД РК, ОТ и ТБ, по недопущению подобных фактов».
А что же в отношении водителя автобуса, который высадил пассажиров в неположенном месте и тем самым спровоцировал наезд другого транспортного средства на мальчика?
ТОО «АвтоАлма-Транс», в чьем ведении находится данный маршрут и куда обратился «дежурный по городу», предоставило следующую информацию: «Водитель автобуса маршрута № 25 С. Сариев, который произвел посадку и высадку пассажиров в неположенном месте, временно отстранен от работы до окончания служебного расследования».
«Дежурный по городу» ждет окончания служебного расследования, о котором, равно как и о реакции на это происшествие ДВД города, мы обязательно известим наших читателей.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Фото авторов