Дистанционное обучение. Школьники начали четвертую четверть в удаленном режиме

Первый раз в онлайн-класс

На дистанционное обучение перешли все школы Алматы

Об организации образовательного процесса рассказала руководитель городского Управления образования Ляззат Жылкыбаева
– Ляззат Ауесхановна, насколько технически хорошо подготовлен город к дистан­ционке?
– Алматы обеспечен технически на сто процентов. В условиях карантина с 6 апреля все школы страны перешли на дистанционный формат обучения. В Алматы насчитывается 205 государственных школ и 61 частная. В них обучаются свыше 276 тысяч учащихся и работают 17 тысяч учителей.
Первое и самое главное – все работы будут осуществляться через доступные интернет-системы – «Күнделік», Google classroom, moodle. Кроме того, Министерством образования и науки РК достигнута договоренность о бесплатном доступе к образовательному контенту интернет-платформ – «Білімланд», «Дарын.онлайн».
Для полноценного выполнения программы ученикам и преподавателям переданы на ответственное хранение более 10 тысяч компьютеров, те, что были в наличии в школах.
Также 700 учителей, которые не были обеспечены компьютерной техникой, снабдили ноутбуками и моноблоками.
Свыше трех тысяч компьютерных устройств приобретены за счет бюджетных средств и тоже переданы семьям, у которых их нет.
Кроме того, у нас в Алматы около четырех тысяч семей и учителей не имели доступа к интернету. Их также обеспечили беспроводным интернетом дополнительно за средства бюджета такие компании, как «Кселл», «Билайн», «Алтел», «Казахтелеком».
– Могут ли учащиеся до лучших времен попрощаться со школьной формой или она им пригодится на удаленке?
– Да, конечно, школьную форму можно убрать в шкаф. Давая брифинг, министр образования сказал, что онлайн-обучение на время карантина в Казахстане отменяется. А дистанционные уроки – это не онлайн. Поскольку учитель не обязательно общается с учениками в режиме реального времени, то и требований по школьной форме к детям не будет. Даже при выходе на связь онлайн опрятного вида достаточно и школьная форма необязательна.
– Кто будет учиться в первую смену, а кто во вторую, или на удаленке это не важно?
– Поскольку это не онлайн-обучение, то как таковой четкой сменности не предусмотрено. Однако рекомендовано учащимся начальной школы и до 9-го класса учиться в первой половине дня, старшеклассникам – во второй. Вот таким примерно путем распределены занятия в разных школах.
В течение дня или, может быть, недели по мере необходимости учитель по разным видам связи, например Телеграмм, Ватсап или по электронной почте, будет отправлять своим ученикам задания с указанием ссылок, на каких образовательных платформах можно их найти по этой теме. А дети дальше уже самостоятельно будут учить уроки через бесплатные образовательные платформы «Білімланд», «Дарын.онлайн» и другие.
Весь перечень образовательных платформ мы ребятам уже предоставили. Они будут там находить темы и выполнять домашнее задание. Вот такая связь будет между учителем и учеником.
– Определено ли время начала занятий?
– Примерное начало занятий в 8.30, не раньше. С этого часа на протяжении дня ученик будет находиться на связи с преподавателем. Однако это не говорит о том, что ровно в 8.30 учителя начнут звонить детям. Учебный график сейчас достаточно гибкий.
Что касается методологической части, отмечу, что Министерством образования будут транслироваться видеоуроки по телеканалам «Ел арна» и «Балапан». Кроме того, по поручению акима Алматы Бакытжана Сагинтаева мы дополнительно с телеканалом «Алматы» сняли видео­уроки для 9–11-х классов, где предусмотрена итоговая аттестация. Уроки записали самые лучшие учителя Алматы.
– Продолжатся ли факультативные занятия, работа всевозможных кружков?
– Безусловно, обязательно продолжатся, они и сейчас уже работают. 19 марта дополнительные организации образования, такие как Дворец школьников, дома школьников, музыкальные школы, приостановили свою деятельность. Тем не менее там, где возможно организовать онлайн-курсы, они организованы и успешно реализуются.
– То есть Алматы, как всегда, на высоте, все нюансы отработаны и нет проблем?
– Да, конечно, обеспеченность компьютерными устройствами как учащихся, так и учителей, как я уже сказала, сегодня составляет сто процентов. Хотя буквально еще вчера у нас были и проблемные вопросы. Дело в том, что в городе есть места, где пропускная способность интернета низкая.
Это такие зоны, как: в Наурызбайском районе микрорайон Шугыла и Абайские дачи; в Турксибском – микрорайоны Айгерим и Кайрат; и в Жетысуском – микрорайон Кенсай.
То есть если детям надо было скачать видеоуроки на какой-нибудь образовательной платформе, то здесь это сделать было сложно.
Для обеспечения бесперебойного интернета по поручению акима Алматы во всех этих зонах установлены дополнительные антенны и станции, что позволило операторам связи усилить работу интернета.
– Будет ли какое-то снисхождение для школьников в плане оценок или, наоборот, дистанционка предполагает более строгий спрос знаний?
– Все будет объективно и корректно как при обычном режиме обучения, но без строгостей. Детям итак сейчас сложно, им приходиться перестраиваться, каждый педагог это понимает. Мы все эти моменты учтем, естественно, и не станем напрягать детей, чтобы они с утра до вечера сидели в интернете и зубрили уроки, заверяю вас, такого не будет.
А оценки как обратная связь с детьми и их родителями будут выставлены в электронном дневнике «Күнделік».
И здесь хочу обратиться к родителям, участию которым в образовательном процессе сейчас отведена большая роль. Прошу вас запастись терпением, отнестись с пониманием к организации учебного процесса в удаленном доступе и стать своим детям надежными помощниками.
– Отразится ли каким-то образом дистанционный формат обучения на зарплате учителей?
– Ни в коем случае, учителя будут в полном объеме получать свою заработную плату. Напоследок добавлю, что сегодня у всех наших обучающихся и педагогов возникает потребность в технической и методологической поддержке. Поэтому практически во всех школах и колледжах города открыты кол-центры с единым номером 1450.
Виктория ИЗБИЦКАЯ

 

Пробный урок

В понедельник школьники начали четвертую четверть в удаленном режиме
«Вечерка» понаблюдала за тем, как проходят занятия в режиме карантина. Школьный процесс организуют через ТВ, радио, почту и приложения.
Процесс одновременно удобен и имеет свои недостатки. Плюсы в том, что современные дети, растущие в век информационных технологий и гаджетов, воспринимают видеоуроки с большим интересом. К тому же подача видеозанятий, транслируемых на отечественных телеканалах, весьма лаконичная, достаточно увлекательная, объяснения очень простые и легко воспринимаются. Телеуроки идут в среднем по 10 минут каждый, для старшеклассников – чуть дольше. Это позволяет школьнику сохранять максимально сосредоточенное внимание при усвоении нового материала во время всего урока.
Учителя школ также справились с поставленной задачей и смогли организовать учебный процесс в необычных для них условиях.
– У нас все учителя опытные, старательные, поэтому с любыми задачами они могут справиться на отлично. В целом проблем в дистанционном проведении уроков нет. Есть еще некоторые организационные моменты, но это все решаемо. Считаю, что наши учителя приняли этот вызов достойно и подошли к решению всех вопросов ответственно, проявив в полной мере свой профессионализм, – отметила педагог начальных классов школы-гимназии № 8 г. Алматы Алла Козлова.
Накануне классные руководители провели с родителями удаленное собрание, на котором выдали пошаговый инструктаж, как справляться с обилием информации, где брать задания, сколько времени выделяется на их выполнение и прочие вопросы. Симбиоз учительско-родителького контроля за обучением детей оказался несложным. Однако пока слабым звеном стала сама платформа – сервис Kundelik.kz. Именно здесь после телеуроков учителя прикрепляют файлы с заданиями. Из-за большой нагрузки сайт не выдерживает и постоянно подводит, выдавая ошибку.
– Приходится постоянно караулить, «развис» ли Kundelik, чтобы урвать минутку и успеть скачать задания, пока он снова не выдал: «ошибка на сервере». Многие родители работают, а компьютер или ноутбук в семье один, поэтому это вызывает определенные неудобства. Если данная неполадка устранится, то в общем процесс удаленного обучения можно назвать удобным, а главное – детям действительно интересно, – делится впечатлениями родитель Прохор Пирогов.
Напомним, трансляции видеоуроков проходят на телеканалах ElArna и Balapan с 6 по 10 апреля.
Полное расписание уроков – на сайте «Вечерки» vecher.kz.
Наталья ГЛУШАЕВА

 

Держать дистанцию

Министр образования: «Дистанционное обучение отменяться не будет»

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сообщил в ходе прямого включения из ведомства, что во всех школах страны с 6 апреля начнется дистанционное обучение школьников. Никто их отменять не будет.
Министр пояснил, что, когда в своем предыдущем выступлении он сообщил об отмене онлайн-занятий, некоторая часть населения неправильно восприняли его слова.
– Некоторые поняли это как отказ обучения через интернет-системы. Это не так, – отметил Асхат Аймагамбетов.
По его словам, необходимо не путать понятия дистанционного и онлайн-обучения.
– Дистанционное обучение гораздо шире и охватывает обучение не только через интернет, но и через телеканалы, радио, интернет-площадки, и онлайн-сервисы тоже входят сюда. Онлайн-обучение – это когда мы, как сейчас, беседуем в прямом эфире.
Наглядным примером министр привел пробный урок 1 апреля, когда учителя подключались через онлайн-приложения и преподавали детям в режиме реального времени.
– Мы приняли решение – обучение через интернет-платформы будет, но не будет уроков через онлайн-трансляции, – подчеркнул Асхат Аймагамбетов.