Духовная сокровищница

Взгляд в будущее:Духовные святыни казахстана

Памятники истории и культуры казахстанского Алтая рассказывают о богатой созидательной истории края, в которой веками рядом мирно жили народы разных национальностей, религий и культур.

8 9 001111

Край степей и гор
Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» стала платформой, объединившей исследователей Восточного Казахстана в изучении духовного наследия региона. В программном документе подчеркивается: «На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.
Что означает на практике любовь к малой Родине, что означает программа «Туған жер»?
Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба».
Корни, питающие культуру Восточного Казахстана, уходят в глубь веков. Само географическое положение области, где в урочище Жидебай находится центр Евразии, предопределило переплетение традиций Востока и Запада в мировоззрении, литературе, музыке, быту. Степь и горы. На обширных степных просторах в центре самого большого континента родились, жили и творили Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Мухтар Ауэзов. Как сказал в «Слове об Абае» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, гениальный поэт и мыслитель, «оторванный от мировой цивилизации, прозорливо предвидел, каким должно быть общество, основанное на свободе и равенстве народов, исповедующее мир и согласие». Выросший в этих же местах писатель Мухтар Ауэзов первым рассказал другим народам о великом земляке, о его жизни, полной счастья и смятения.
Горные районы Восточного Казахстана с их заснеженными пиками и быстрыми реками дали стране таких талантливых литераторов, как Оралхан Бокеев, Касым Кайсенов, Анатолий Иванов, Георгий Гребенщиков…
«Определенно в этом месте земли есть нечто, питающее умы творческой энергией», – так говорят о своей малой Родине жители казахстанского Алтая. В рамках программы «Рухани жаңғыру» экспертами научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» в Восточном Казахстане отобрано предварительно 8 объектов для включения в республиканский список сакральных мест страны. В числе первых – музей-заповедник «Берел» в Катон-Карагайском районе.

8 9 003

Находки в некрополе
Чем стремительней мы движемся в будущее, тем важнее знания о прошлом. По словам историков, все Прииртышье – сплошная территория археологических и культурно-исторических памятников. Кочевая культура здесь была распространена 30 веков назад. Известный на весь мир некрополь «Берел» дает представление об уровне воинского, кузнечного и художественного ремесла наших предков.
Первое элитное захоронение сакского вождя в сакральной долине реки Бухтармы раскопал еще полтора века назад ученый Василий Радлов. В советское время исследования здесь вела экспедиция Сергея Черникова, а последние два десятилетия все сенсационные находки связаны с именем известного казахстанского археолога Зейноллы Самашева. По количеству элитных сакских курганов огромный лог вдоль Бухтармы получил название Долины царей.
С каждым годом сакральное место привлекает все больше туристов. С прошлого года по инициативе акима Восточного Казахстана Даниала Ахметова в некрополе началась музеефикация курганов. Взято под стекло и оформлено в экспозицию женское погребение, отмеченное на карте под № 2. Оно датировано IV в. до н. э. и интересно золотыми украшениями, бронзовым зеркалом с ручкой в виде крупной хищной кошки и конскими масками с редким изображением стилизованного петуха. На очереди – оформление кургана № 5 с погребением знатной особы. Здесь обнаружили кинжал, остатки женского головного убора типа саукеле, золотой женский пояс, парадное убранство двух лошадей.
Всего некрополь «Берел» включает около сотни курганов различных эпох. Всемирную известность в 1997 году получил курган № 11 с царским погребением редкой сохранности. Благодаря линзе вечной мерзлоты ученые обнаружили в почти нетронутом виде сруб с колодой, выточенной из лиственницы. Крышку украшали фигурки четырех бронзовых позолоченных грифонов. В колоде нашли останки знатной женщины и ее сына – сакского вождя – в роскошной одежде, украшенной бисером и золотом. Рядом – 13 лошадей в полном парадном убранстве с украшениями из блях, подвесок, масок, с фигурками в виде грифонов, оленей, горных козлов и мифических хищников, покрытых золотой фольгой.
– Находки в некрополе «Берел» говорят о высоком уровне культуры и искусства народа, жившего на казахстанском Алтае, – подчеркивает профессор Зейнолла Самашев. – Мы нашли доказательства, что хозяйство было комплексным. Наши предки знали как скотоводство, так и металлургию. Уровень технологии позволял изготовить металл и делать из него оружие, амуницию, орудия труда. Были известны секреты получения золотой фольги. Есть основания считать, что применялись атрибуты государства, в том числе существовало войско, работали сборщики налогов, действовали управленцы.
Вместе с музеефикацией курганов Долина царей должна получить достойную инфраструктуру. По поручению руководства региона к месту музея-заповедника уже реконструируется дорога, планируется построить новый надежный мост через Бухтарму. «Сюда едут тысячи туристов, – сообщил аким Даниал Ахметов. – Число посетителей будет дальше расти. Мы хотим создать здесь синтез науки, познавательного туризма и центра воспитания патриотизма».

Роспись по глине
На сайте восточноказахстанского туристического супермаркета традиционно спросом пользуется тур в Курчумский район на Черный Иртыш. И дело не в рыбалке на знаменитого сазана. В серой и безжизненной, на первый взгляд, курчумской степи вдруг вырастает настоящий марсианский пейзаж. Выходы минералов создают иллюзию кратеров, гребней, провалов… Под ногами – словно слои лавы, и каждый своего цвета – от бордового до зеленого. Это месторождение Киин Кериш, которое жители района за неземную красоту считают сакральным. В первозданном виде оно сохранилось во многом только благодаря отдаленности.
Появление разноцветных «кратеров» и «гребней» объясняется геологическими процессами. Сотни миллионов лет назад степной район вместе с руслом Черного Иртыша был дном моря. Век за веком остатки водной живности и растений оседали, превращались в ил, спрессовывались, приобретали в зависимости от природных условий особый цвет. А потом землетрясения и извержения изменили рельеф. То, что было на дне, стало холмами, осадочные породы оказались возвышенностями. По словам геологов, отпечатки древней флоры и фауны можно встретить в здешних породах на каждом шагу.
Рисунок цветных глин Киин Кериша постоянно меняется. На закате он отливает малиновым, на утро те же гребни и впадины кажутся золотыми. После каждого дождя и паводка глина течет, застывает, создает новые «кратеры», разрезы, склоны. Меняющимся пейзажем можно любоваться часами.
Если верить Корану и Библии, Всевышний слепил Адама из глины. Жители района считают месторождение цветных глин подарком свыше и тревожатся о судьбе удивительного природного уголка. Дело в том, что туристы-дикари в буквальном смысле разбирают его по мешочкам и пакетам. В июле инициативная группа уроженцев Курчумского района и специалистов предложила включить месторождение Киин Кериш в список сакральных мест Казахстана. Это позволило бы придать уголку небесной красоты охранный статус.

8 9 002

Место силы
Каждое из заповедных мест Восточного Казахстана так или иначе можно считать священным. Мифами и легендами овеяны озера Маркаколь, Алаколь, Сибины. Завораживают истории о целебной силе Рахмановских ключей, способных поставить на ноги раненого марала. Или о двери в загадочную страну Шамбалу, которая спрятана на высшей вершине Алтая – горе Белухе. Путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич говорил, что на Белухе бывал Кришна, считая ее ступенькой между землей и космосом.
Но есть на карте области точки, которые святыми назвал сам народ. Их может не быть в официальных путеводителях или на сайтах туруслуг, но это никак не влияет на поток паломников. Люди идут и едут сюда круглый год каждый по своей причине, со своим заветным желанием. Считается, что само присутствие в святом месте привлекает здоровье, удачу, дает благословение высших сил. В Абайском районе тысячи путешественников стремятся к пещере Коныр Аулие – образованию из известковой породы с уникальным подземным озером.
Легенда о возникновении этой природной красоты заставляет задуматься. Речь идет о трех святых, которые не успели на Ноев ковчег, и тот отплыл без них. Пришлось отцам спасаться от Всемирного потопа на бревне, которое в конечном счете прибило к суше. Каждый из старцев в благодарность подарил нескольким уголкам земли святую силу. Одним из них стала пещера Коныр Аулие у горы Актас.
Как следует из информации на сайте областного Управления культуры, архивов и документации Восточного Казахстана, вход в пещеру виден у горы Актас со стороны речки Чаганка. Известковая гора хорошо видна издали своей белой вершиной. Вход настолько узкий, что можно пройти только боком. Высота – чуть более двух метров. В пещере находится чистейшее озеро, его глубина достигает 5 м, ширина – около 20 м, температура воды всего 4 градуса.
«Посещение пещеры обусловлено строгими обычаями, – значится на информационном ресурсе. – Входить нужно с чистыми помыслами. Нельзя курить, сквернословить, у женщин голова должна быть обязательно покрыта платком».
Многочисленные комментарии и отклики тех, кто окунулся в подземное озеро, свидетельствуют об избавлении от пагубных пристрастий, в том числе наркомании, об исцелении женщин от бесплодия, о выходе из депрессии… Природный уголок уже включен в перечень сакральной географии, но ему необходима, образно говоря, генеральная уборка. Краеведы из Семея обнаружили за водоемом, например, место костра, множество черепов и лопаток баранов и лошадей. Своды пещеры с карстовыми наростами покрыты слоем сажи от факелов – туристы освещают ими дорогу.
– Есть поручение акима области очистить пещеру от копоти, сделать к ней дорогу, – рассказали в краеведческом обществе «Прииртышье». – Это радует, но, с другой стороны, известковые отложения хрупкие, во время работ их легко повредить. Специалисты, которые будут принимать решение, должны это учесть.

Мавзолей лекаря
В Тарбагатайском районе местом святой силы считается мавзолей Ыргызбая Досканулы. Ыргызбай-ата – лекарь, живший в XVIII веке, ставил на ноги безнадежных больных, определял диагноз по пульсу. Исцелил отца Абая Кунанбаева. Философия гуманизма и любви ко всем людям независимо от рода и религии сделала старца легендой при жизни и увековечила имя среди потомков. Востоковеды приравнивают мавзолей Ыргызбая Досканулы к храмам Туркестана. Здесь собрана библиотека из более чем трех тысяч книг, есть даже медицинские трактаты Авиценны. Ежегодно мемориальный комплекс посещает больше пяти тысяч туристов. Купол из синего самаркандского кирпича заметен издалека. Вход открыт круглосуточно. На самом видном месте в мавзолее – Коран, еще несколько книг в свободном доступе.
– Каждый день приезжают десятки человек, – рассказал директор музея Болат Тагабай. – Многие испытывают потребность в соприкосновении с духовной личностью. Верующие признаются, что молитва в храме помогает разобраться в себе, освободиться от ложных навязываемых идей.
В этом году на обустройство святого места по программе «Туған жерде тағзым» выделено 200 млн тенге. Здесь запланированы ремонт дороги, проведение электролинии, создание парка с фонтаном. Как пояснили в акимате Тарбагатайского района, мавзолей Ыргызбая планируется сделать обязательным объектом тура по святым местам Восточного Казахстана.

Путь к Абаю
В Семейском регионе главным духовным центром, безусловно, является Жидебай – мемориальный комплекс Абая Кунанбаева. Сегодня, когда под видом ислама насаждаются идеи религиозного экстремизма, извращается сама человеколюбивая основа мусульманской веры, наследие великого мыслителя особо ценно.
Выдающийся сын казахской степи, поэт, философ, классик отечественной литературы и родоначальник современного казахского литературного языка Абай писал: «Разум дан человеку для того, чтобы он познал мир, а потом использовал свои знания для утверждения добра на земле». Именно Абай своими переводами открыл казахам творчество Гете и Пушкина, Байрона и Лермонтова, Дюма-отца и Крылова. Он знал в оригиналах многие творения великих мастеров пера Востока – Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Навои. Участвовал в создании первой публичной библиотеки в Семипалатинске в 1883 году. Разумеется, весь музейный комплекс в Семейском регионе, связанный с именем поэта, вошел в перечень объектов «Сакральной географии» под номером один.
Мемориал «Абай – Шакарим» (архитектор Бек Ибраев) был открыт в августе 1995 года в Абайском районе в урочище Жидебай к 150-летию гениального поэта. В основу концепции легли традиционные, веками сложившиеся, космогонические представления казахов о мире, душе и месте человека во Вселенной. Две башни устремлены ввысь, одна – Абая – имеет высоту 32,5 м. Другая – Шакарима – 31,5 м. Комплекс стал продолжением музея г. Семея, открытого еще в 1940 году по предложению писателя Мухтара Ауэзова.
Основу музейных фондов составили экспонаты, переданные великим поэтом в 1885 году в местный краеведческий музей. В настоящее время это крупнейший республиканский мемориал-заповедник с фондом, в котором собрано более чем 20 тыс. экспонатов. Научная библиотека насчитывает 13,5 тыс. томов, в том числе уникальные издания ХVIII–ХІХ веков, этнографические и архивные материалы, редчайшие издания классиков Востока, сочинения западных философов, воспоминания современников поэта.
В 1997 году музей-заповедник пополнился новой экспозицией «Алаш арыстары – Мухтар Ауэзов». Ее оформили в четырех залах дома Анияра Молдабаева – воспитанника и земляка Абая. Во время пребывания в Семипалатинске поэт и его сыновья Акылбай, Абдрахман, Магауия, Турагул, Какитай останавливались здесь. В 20-е годы прошлого века в доме жил Мухтар Ауэзов. Документы знакомят посетителей с жизнью и творчеством автора романа «Путь Абая» и деятельностью представителей партии «Алаш».
В целом комплекс музея-заповедника занимает площадь 6400 га и включает городской музей, альма-матер Абая – медресе Ахмета-Ризы, минаретную часть мечети, а также филиалы в Абайском и Урджарском районах. Здесь проводятся научные конференции, литературные и музыкальные вечера, выставки, семинары…
С 2014 года огромный мемориальный комплекс вошел в Международное музейное сообщество ICOM со штаб-квартирой в Париже. Это открыло абаеведам двери для участия в международных конференциях. Два года назад ICOM вручил музею-заповеднику диплом «Музей года».

Не зарастет народная тропа...
Сегодня мемориал Абая продолжает укреплять международные связи, заключены меморандумы о сотрудничестве с крупнейшими литературными музеями России, в том числе московскими музеями Льва Толстого и Александра Пушкина, с музеем-заповедником «Ясная Поляна» и другими. Такое сотрудничество позволяет расширить географию выставок, семинаров и в итоге привлечь больше посетителей.
Параллельно идет научный поиск. «В результате исследований и научных командировок в различные архивные учреждения России, Турции, Китая были найдены ранее неизвестные, редкие документы, касающиеся жизни и творчества Абая, его родственного и творческого окружения, – говорится в публикации научного отдела музея-заповедника. – Документы, обнаруженные сотрудниками музея Абая в Омском архиве, доказывают участие поэта-просветителя в Международной выставке костюмов народов мира, прошедшей в Санкт-Петербурге в 1902 году. Речь идет о переписке устроителей выставки с руководством Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, в которой объясняется значение готовящегося события и содержится просьба посодействовать в сборе экспонатов. Среди немногих, кто предоставил национальные костюмы казахов, был Ибрагим Кунанбаев. Он отправил в Северную Пальмиру традиционную казахскую одежду взрослого мужчины и мальчика. Данные костюмы так и не вернулись владельцам, взамен организаторы предложили денежную компенсацию».
Роль мемориального комплекса Абая бесценна. Как говорят абаеведы, каждый факт биографии великого сына Степи несет воспитательное значение. Год от года растет число экскурсий для школьников и студентов, молодежь тянется к знаниям о жизни великого земляка. К слову, подлинных экспонатов из жизни Абая Кунанбаева, которые дошли до наших дней, не так много. Это само родовое гнездо – зимовка Жидебай. Две фотографии, один прижизненный портрет, причем непрофессиональный, письмо к сыну и бытовая утварь. Мечта всех абаеведов – найти рукописи стихотворений и прижизненные фотографии поэта в молодости.
«Восточный Казахстан – священная земля Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова, – отметил Президент Нурсултан Назарбаев в ходе поездки в Восточно-Казахстанскую область в 2015 году. – В их произведениях заложена глубокая философия. Великий Абай столетие назад сказал, что все национальности являются детьми одной семьи. Сегодня мы укрепляем дружбу, стабильность в стране».
Среди наиболее ценных экспонатов – подарок Главы государства музею – энциклопедия Абая, выпущенная к 150-летнему юбилею поэта. На книге есть памятная надпись: «Взойдя на пик Абая, преклоняю голову перед его величием». Также среди экспонатов, подаренных Нурсултаном Абишевичем, вытканный вручную портрет Абая и огромная, 200-страничная, Книга памяти «Зерде кiтабы» из бумаги, в состав которой входит серебро. Книга настолько тяжелая, что ее переносят на специальных носилках. Первую запись в ней сделал сам Глава государства.
Другим посещаемым в Семее музеем является мемориальный комплекс писателя Федора Михайловича Достоевского. Первоначально он располагался в деревянном полутораэтажном доме, в котором ссыльный писатель снимал жилье в 1857–1859 годах. Однако позже комплекс разместили в специально построенном здании в виде книги: ломаная линия стен – страницы, торец здания – корешок. Возле музея установлена скульптурная композиция с изображением Чокана Валиханова и Достоевского. Памятник является одним из лучших в архитектуре Семея.
– Ежегодно музей посещают 12–13 тысяч гостей, – рассказали в научно-культурном учреждении. – Наши фонды насчитывают больше 21 тысячи экспонатов. В том числе хранится уникальный документ – автограф писателя. Есть редкие прижизненные издания его произведений и современников, большая коллекция книг с автографами, мемуары.
Семипалатинские годы – это время возрождения Достоевского как литератора. В городе среди казахской степи, по словам самого литератора, он стал «выздоравливать после долгой болезни». «Жизнь – дар, жизнь – счастье», – написал он после приезда в город на Иртыше. И этими словами научные сотрудники музея, как правило, начинают экскурсии…
…На сегодня в Восточном Казахстане экспертами рекомендовано для реализации 56 тематических проектов, в том числе 19 республиканских в рамках программы «Тәрбіе және білім». По каждому проекту закреплены руководители, менеджеры, созданы проект-ные команды.
Концепции и планы реализации 50 проектов предусматривают участие всех городов и районов. 6 региональных проектов программы «Рухани Қазына» решено реализовать локально: в Глубоковском районе – создание музея под открытым небом «Тарханский геологический разрез», в Усть-Каменогорске – музей «Большой Алтай», в Семее – площадки «Ремесленная мастерская» и «Международный научно-популярный журнал «ТАН»…
В основу всей работы положена идея модернизации общественного сознания, изучение духовного наследия региона с древнейших времен до наших дней. Как сказано в статье Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», «у каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа».
Казахстанский Алтай готов открыть миру свои святыни.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Восточно-Казахстанская область,
«Казахстанская правда»