Духовное достояние

Вместе со всей страной и международным сообществом Алматы впервые в истории отметил День Абая

6 001

Эксперты Центральной научной библиотеки рассказали об исторических документах и раритетах, связанных с жизнью и творчеством поэта, просветителя и философа; Государственный академический театр оперы и балета, носящий имя Абая, провел конкурс, посвященный 175-летию акына; Государственный музей искусств имени Кастеева открыл виртуальную выставку, темой которой стало воплощение образа Абая в изобразительном искусстве республики; а в Музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа рассказали о домбре Абая, с помощью которой он создал свои нетленные произведения.

6 003

Раритеты заговорили
Фонд редких рукописей Центральной научной библиотекой РГП «Ғылым ордасы» насчитывает 985 наименований, посвященных жизни и творчеству Абая. Из них 85 материалов оцифрованы и доступны на библиотечном сайте library.kz/kz/. В канун Дня Абая руководство библиотеки познакомило корреспондента «Вечернего Алматы» с некоторыми из этих раритетов.
При жизни Абая его произведения не были изданы типографским способом, стихи и «Слова назидания» хранились в рукописях, а также передавались народом из уст в уста. После смерти Абая в 1904 году его потомки – сын Турагул и племянник Какитай, которого акын воспитывал, как родного сына, – к весне 1905 года собрали все стихи поэта. Они обратились к секретарю Абая и его соратнику мулле Мурсеиту Бикеулы, обладавшему каллиграфическим почерком, с просьбой переписать собранное. Для полного погружения в процесс переписчику выделили отдельную юрту. Избранные страницы этой рукописи, датированной 1905 годом, хранят фонды библиотеки.
Усилиями детей Абая и Мурсеита Бикеулы в 1909 году в Санкт-Петербурге был издан сборник его произведений, состоявший из 17 частей. На тот момент книга считалась полным собранием сочинений Абая, но это было лишь самым началом большого кропотливого труда по изучению и изданию всего созданного Абаем.
Двадцатые годы минувшего века ознаменовались началом регулярных этнологических экспедиций по всей республике, в том числе на родину Абая. Тщательно, по крупицам ученые собирали рукописи, связанные с творчеством великого акына, переводили их на латиницу и на русский язык. С этими документами также можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке.
Безусловным корифеем абаеведения стал ученый, писатель и драматург, академик АН Казахской ССР Мухтар Ауэзов. Мухтар Омарханович выступил инициатором систематизации и периодизации художественного наследия Абая. Он создал первую научную биографию классика казахской литературы, опубликовал ряд исследований о нем, внес значительный вклад в формирование и развитие абае­ведения как отдельной области науки. Библиотека располагает рукописным исследованием Ауэзова о жизни и творчестве Абая, написанном в 1941 году, трудом «Русские классики и Абай» 1942 года, сценарием пьесы «Абай» для драматического театра, которая была создана в 1944 году. Творческим триумфом Мухтара Ауэзова стало создание двухтомного романа-эпопеи «Путь Абая». С этим произведением Мухтар Омарханович вошел в историю как первый казахский романист. Произведение стало настоящим событием Культурной декады Казахстана в Москве, прошедшей в 1958 году. Через год за дилогию «Путь Абая» Мухтару Ауэзову была присуждена Ленинская премия, а затем начался мировой путь романа-дилогии: в 1960 году с группой советских писателей Ауэзов посетил США, где познакомил американскую аудиторию с Абаем.
Центральная научная библиотека располагает различными изданиями романа, начиная с самых первых, выпущенных в XX веке, до современных дополненных версий, увидевших свет в период казахстанской независимости.
В фондах библиотеки хранится раритет, посвященный композиторскому дарованию Абая, – музыкальная поэма «Абай» Мукана Тулебаева, датированная 1943 годом. Как известно, именно это произведение стало основой оперы «Абай», которую в 1944 году поставили на сцене Театра оперы и балета в Алма-Ате. Наряду с Ахметом Жубановым соавтором партитуры выступил Латиф Хамиди, а либретто, в основу которого положен сценарий одноименной пьесы, написал Мухтар Ауэзов.
Большая работа по сохранению, изучению и научному анализу произведений Абая ведется учеными Института литературы и искусства. Наряду с Мухтаром Ауэзовым, чье имя носит институт, экспедиции, посвященные наследию Абая, проводил археолог и историк, востоковед, доктор филологических наук Алькей Маргулан. Благодаря его исследованиям, а также работам Ауэзова и других ученых, была заложена база научного абаеведения. В наши дни абаеведение вышло на новый этап развития: издаются десятки научных трудов, посвященных Абаю, – диссертации, статьи, книги, хранящиеся в библиотечных фондах.
Научный багаж, связанный с творческим наследием Абая, доступен в онлайн-формате. Книги и монографии повествуют о роли Абая в развитии литературы, философии, музыкального искусства Казахстана.
– Из года в год наша библиотека проводит регулярную плановую работу по оцифровке фонда. Сегодня благодаря современным технологиям можно ознакомиться с редкими рукописями, не выходя из дома. На сайте также доступны издания, вышедшие в свет в наше время, – рассказала заведующая библиотекой Карлыгаш Каймакбаева. – Наряду с отечественными исследователями этими материалами могут воспользоваться зарубежные ученые, а также все казахстанцы, интересующиеся наследием великого классика.

6 002

Музыка слов
В Музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа собраны инструменты акынов, прославивших своим искусством степные просторы. Центральное место в экспозиции занимает домбра Абая. Она отличается от большинства домбр: это трехструнный 12-ладовый музыкальный инструмент, его общая длина 88 сантиметров, в нем 10 звуковых отверстий – такие домбры создавали мастера в Восточном Казахстане.
– К сожалению, имя создателя музыкального инструмента не дошло до наших дней, но это, безусловно, был очень одаренный человек, тонко чувствующий звук, – высказал свое экспертное мнение научный сотрудник музея Абзал Сулейменов.
Инструмент обладает широкими возможностями для исполнительского искусства и композиторского творчества. К слову, Абай владел домброй виртуозно, его исполнительское мастерство развивалось с детства.
Известно, что Абай с ранних лет пел и играл на домбре. По преданию, Абай подходил к сочинению песен неспешно, прислушивался к звукам степи, начинал импровизировать – позже из этого рождалась мелодия. Он знал Биржана, Акана серы, Таттимбета и многих других выдающихся певцов и инструменталистов, высоко ценил их творчество и исполнительское мастерство. Частыми гостями в ауле Абая были акыны и певцы, сыгравшие большую роль в распространении его песен среди народа.
Говоря о музыкальном творчестве Абая, эксперт процитировал народного артиста Казахской ССР Ахмета Жубанова: «Абай занимает особое место в казахской музыке. Мелодика, темп, форма песен Абая отличаются от предыдущих казахских песен. У каждой его песни был отдельный стих. Это было просто слиянием музыки и текста на профессиональном уровне. Это уже новизна. Абай пришел к композиторству посредством слов».
Это суждение перекликается с высказыванием знатока казахского искусства, фольклориста, музыковеда и композитора, доктора искусствоведения Бориса Ерзаковича: «В необозримом море народного песенного творчества произведения Абая выделяются своей мелодикой, особым оригинальным стилем. Абай не просто использовал традиции песенного творчества родного народа, но и значительно развил эти традиции».
С помощью экспонирующейся в музее имени Ыкыласа домбры Абаем были созданы его знаменитые произведения, в том числе «Май түні», «Майда қоңыр», «Торы жорға», «Абайдың желдірмесі», а также песни «Көзімнің қарасы», «Не іздейсің, көңілім», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Татьянаның хаты», «Сегізаяқ».
По наследству домбра Абая перешла его сыну Акылбаю, потом на ней играл сын Акылбая Исраил: внук великого поэта и народного композитора участвовал с этой домброй в областных и республиканских конкурсах.
– В 1959 году, после смерти Исраила его дочери передали наследие в Литературно-мемориальный музей Абая в Семее, а начиная с 1981 года домбра находится в Музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, – рассказал о судьбе инструмента Абзал Сулейменов.
Сегодня домбра Абая – не только раритетный музейный экспонат: она продолжает радовать слушателей своим звучанием на концертах в уютном музейном зале, а играть на ней доверяют только самым известным музыкантам. Домбра Абая дарит музыку слушателям из века в век, ее история продолжается.

Вдохновленные Абаем
В День Абая Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева открыл онлайн-выставку, посвященную 175-летию поэта, просветителя и философа. В экспозиции представлены портреты Абая, выполненные художниками разных поколений. Живописцы прошлых лет и художники современности через образ акына рассуждают о красоте, гармонии, силе слова и значимости постоянной духовной работы человека над собой, о необходимости непрерывного культурного роста и просвещения.
Казахстанские художники стали обращаться к образу акына с 1930-х годов, с первых лет становления и динамичного развития профессионального изобразительного искусства в нашей республике. Обращение к художественному образу Абая совпадало с ростом общественного интереса к его творчеству и философским трудам: в республике открывались школы, училища, вузы, рабфаки – люди стремились к знаниям. Правительство республики ставило перед творческими работниками Казахстана задачу посредством своего искусства стимулировать стремление к знаниям и образованию. Абай, образ которого в народе ассоциируется с книгой, стал убедительным доказательством того, что знание – это богатство, сила, способная развивать личность и государство.
В 1934 году был объявлен республиканский конкурс на создание портрета казахского поэта Абая, а также иллюстраций к его произведениям – стихам и «Словам назидания». В числе живописцев, принявших участие в конкурсе, был молодой художник Абылхан Кастеев.
Кастеева увлекла эта работа. От своего наставника – верненского, а затем алма-атинского самодеятельного художника Николая Хлудова – он перенял умение пропускать живописные образы сквозь призму традиционного степного уклада. Следуя своему творческому кредо, Абылхан Кастеев изобразил Абая сидящим возле юрты на фоне степных просторов. По словам куратора выставки, руководителя отдела Изобразительное искусство Казахстана ГМИ имени Кастеева Кульжазиры Мукажановой, в этой работе Кастеев показал Абая поэтом, воспевающим родной край.
Спустя 10 лет, в 1945 году, живописец вновь обратился к теме Абая. Художник вспоминал, что за основу взял образ акына, созданный Мухтаром Ауэзовым в романе-эпопее «Путь Абая».
По словам куратора выставки, Кастееву удалось создать яркий и запоминающийся образ, он показал силу и мощь своего творческого потенциала, который тогда только начинал раскрываться.
– Здесь Абай – совсем юный, ему нет и семнадцати лет. Он – еще ученик, а не учитель. Его взгляд устремлен вдаль, в руках – раскрытая книга. Художник показал рождение гения, начало восхождения Абая в мире поэзии и философии. Пройдет время, и его покоряющие своей гармонией, изяществом поэтические строки, философские высказывания найдут отклик в человеческих сердцах, – раскрыла замысел художника искусствовед.
Живописец поколения Кастеева Айша Галимбаева также была покорена образом акына – она создала серию эскизов к фильму «Песни Абая» 1945 года, воссоздающему отдельные эпизоды из жизни выдающегося просветителя ХIХ века.
Портреты Абая, написанные в 1940-х, вдохновили художников последующих десятилетий, они представили свой взгляд на образ классика казахской литературы.
– Наша коллекция богата портретами Абая, выполненными выдающимися художниками Казахстана, работавшими в различных стилях: «Портрет Абая» (1971 г.) Нагимбека Нурмухамедова, «Портрет Абая» (1981 г.) Леонида Леонтьева, полотно «На родине Абая» Турсуна Абуова, «Поэт-просветитель Абай» Муратжона Рахимбаева, – представила обзор музейной коллекции Кульжазира Мукажанова.
Глубокие и сильные по своему художественному восприятию образы Абая создал Токболат Тогусбаев. Поэт, философ и мыслитель стал героем двух его полотен – «Абай-мыслитель» (1971 г.) и «Портрет Абая Кунанбаева» (1982 г.).
– Для создания полотна «Абай-мыслитель» живописец выбрал емкую, монументально решенную композицию, – рассказала эксперт. – Абай изображен в профиль, он задумчив, сидит на фоне огромной полусферы земли. В его фигуре сконцентрирована энергия мысли и чувства. Фигура соразмерна нашей планете. Ведь Абай в глазах художника – личность планетарного масштаба. Длинный красный чапан акцентирует внимание на фигуре поэта. Вплетаются в образ и другие не случайные детали: ветер треплет листы раскрытой книги, на темном небе диск луны тревожного красного цвета, перекликающийся с цветом одежды акына. Образ Абая неотделим от образа родной степи.
В «Портрете Абая Кунанбаева» художник подчеркивает, что творчество Абая, его философия неразрывно связаны с культурой своего народа, но вместе с тем носят универсальный, общемировой характер.
– Сменяются поколения, но Абай был, остается и будет путеводной звездой для художников. Сквозь призму его богатейшего культурного и духовного наследия они рассуждают о вечных ценностях, таких как любовь, честность, справедливость и доброта, – подытожила директор ГМИ Гульмира Шалабаева.

6 004

Всенародное пение
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая завершил 86-й сезон крупным проектом – международным конкурсом «Абай әндері», который приурочен к 175-летию акына. При поддержке Министерства культуры и спорта ГАТОБ пригласил всех желающих попробовать свои силы в искусстве вокала.
Для участия в проекте нужно было сделать видеозапись с исполнением любой песни Абая и отправить ее до конца июля в оргкомитет.
В итоге были присланы десятки записей не только со всех регионов Казахстана, но и из-за рубежа. В творческом проекте приняли участие как индивидуальные вокалисты, так и любительские коллективы. Это представители разных возрастов: самому младшему конкурсанту – шесть лет, самому старшему – 72 года.
Алматы на конкурсе представил любительский хор «Апрель». По словам художественного руководителя и дирижера хора Яна Рудковского, в коллективе любят и ценят творчество Абая.
– Наш хор состоит из 40 человек – представителей разных профессий, людей разных интересов и взглядов, разных этносов, но всех нас объединяет имя Абая, – рассказал он. – Творчество великого акына сопровождает нас с детства, это часть нашего культурного мировоззрения. Мы все периодически обращаемся к томику «Слов назидания», к поэзии акына как к неиссякаемому источнику мудрости и гармонии. Строки Абая вдохновляют нас на дальнейшее творчество.
Такое восприятие творчества великого акына близко столичной конкурсантке, студентке Евразийского национального университета имени Гумилева Назерке Токтамысовой.
– Все мое детство проходило на родине великого Абая, в Семипалатинской области. Сначала я услышала его стихи из уст родителей, а потом, освоив грамоту, стала читать их сама. Когда в школе проходили конкурсы чтецов, я с удовольствием декламировала стихи Абая. И сейчас, получив возможность участвовать в конкурсе, я вновь испытала радостное ощущение от встречи с его поэзией. Имя Абая дорого моему сердцу, оно олицетворяет для меня духовность и мудрость, – поделилась Назерке.
На конкурс столичная студентка прислала запись песни «Айттым сәлем, Қаламқас».
– Я выбрала это произведение за его красоту, мелодичность, искренность и душевность, – объяснила она. – Эта песня очень близка мне по духу, надеюсь, что у меня получилось поделиться своими эмоциями со слушателями.
Пенсионерка из поселка Жайрем Карагандинской области Кулсин Оразалина также, будучи ребенком, познакомилась с творчеством Абая.
– Точно не могу сказать, когда впервые услышала имя Абая, потому что живу с ним всегда, его стихи и песни знакомы с раннего детства, а философские «Слова назидания» со мной с юности, без них невозможно представить жизнь, – призналась конкурсантка. – Творчество Абая – это не только казахстанское, но и всемирное достояние, его поэзия ведет нас по пути красоты, а изречения – по пути мудрости.
Для конкурса Кулсин Оразалина исполнила «Желсіз түнде жарық-ай» («Яркая луна в безветренную ночь»).
– В песне говорится о гармонии окружающей нас природы, ее красоте и великолепии, – объяснила свой выбор конкурсантка. – Великий Абай дает нам завет любить и ценить ее.
Старший криминалист отдела оперативно-криминалистической группы отдела полиции Майского района Павлодарской области Ерик Солтанов признался, что творчество Абая – часть его жизни и служебного долга: акын проповедовал доброту, честность, справедливость, на страже которых стоит полиция. Поэтому Ерик Солтанов сделал конкурсную видеозапись в парадной полицейской форме.
– Для того чтобы воспитать человека в честности и духовности, нужно с малых лет прививать ему любовь к прекрасному, к поэзии, музыке, философии. И здесь Абай незаменим. Его творчество – это наше духовное достояние, обладающее огромной воспитательной и культурной мощью, – сказал конкурсант.
Как отметила директор ГАТОБ имени Абая, заслуженный деятель РК Ая Калиева, изначально к 175-летию Абая театр готовился провести большой фестиваль под эгидой ТЮРКСОЙ, однако планы скорректировала пандемия.
– Но мы все же решили провести онлайн-конкурс и привлечь к нему непрофессиональных исполнителей разных возрастных категорий. Думаю, это очень символично: таким образом мы подчеркиваем, что Абай – народный поэт, творчество которого живет в каждом из нас, – сказала директор театра.
Оценивало конкурсантов народное жюри: любой желающий, прослушав произведение на официальном YouTube-канале ГАТОБ Abay Theatre, мог отдать голос за понравившегося исполнителя.
– По итогам честного онлайн-голосования все победители получили грамоты и дипломы от организаторов, а наиболее отличившихся исполнителей пригласят на концерты в рамках проекта «Галерея Арте» приглашает!», – заключила директор театра.
Завершила празднование Дня Абая в ГАТОБ онлайн-трансляция постановки оперы «Абай» в редакции Байгали Досымжанова, где главные партии исполнили мэтры казахстанского оперного искусства: Шахимардан Абилов, заслуженный деятель РК; Майра Мухамедкызы, заслуженный деятель РК; Мурат Шалабаев, заслуженный деятель РК; Талгат Кузембаев, лауреат государственной премии; Болит Букенов, заслуженный деятель РК; Бейимбет Кожабаев, заслуженный деятель РК.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА, предоставлены ГАТОБ им. Абая, ГМИ им. А. Кастеева, Музеем народных музыкальных инструментов им. Ыкыласа