Движение вперёд

С запуском линии BRT по улице Тимирязева время проезда общественного транспорта сократилось до 14 минут

6 001И это, надо сказать, не единственное преимущество первой очереди BRT, которое, по достоинству оценили алматинцы и гости мегаполиса. Подробнее о первых итогах работы новой системы рассказал руководитель Управления городской мобильности Алматы Сагындык Телибаев.
– Система BRT способствует развитию города и росту уровня жизни его жителей, поскольку вопрос логистики в мегаполисах является основополагающим для комфортной жизнедеятельности людей. Как говорится, хороший общественный транспорт – ключ к долгому процветанию. Это давно поняли в ведущих странах мира, к этому решению пришли и мы. Система скоростных автобусных перевозок BRT дает возможность быстро добраться до нужного места, снизить загруженность дорожной сети и положительно влиять на социально-экономическое положение. Судите сами, сокращается время в пути до 50%, в том числе время ожидания автобуса на остановочных пунктах. Изрядная доля жителей, проживающих или работающих в этом районе, стала предпочитать личным автомобилям автобусы, работающие в системе BRT. Второе преимущество – доступность и готовность к развитию. По сравнению с системой рельсового общественного транспорта BRT позволяет перевозить большее количество людей при значительно меньших затратах. Кроме того, чтобы ее опробовать, достаточно одного начального или даже продления уже существующего маршрута. Систему BRT можно быстро ввести в эксплуатацию, на подготовку требуется намного меньше времени, чем уходит на трамваи или метро. Третий, очень важный для Алматы фактор – улучшение экологической обстановки. Создание систем скоростного автобусного транспорта как одно из направлений улучшения транспортной инфраструктуры является немаловажным фактором снижения загазованности города. Все мы понимаем, что с уменьшением автомобилей воздух на улицах города становится чище, снижается доля выхлопов в атмосферу. Кроме того, уменьшается шум и количество аварий. Все это благотворно сказывается на реализации ряда программ, в концепции которых заложен принцип чистого, комфортного и безопасного города.
– Какой фронт работ предстоит в рамках преобразования улично-дорожной сети по линии БРТ?
– Реконструкция включает в себя организацию дорожного движения с приоритетом для общественного транспорта, расширение пешеходной зоны, а также частичное устройство велосипедных дорожек. Общая протяженность первой очереди составляет 8,762 км и проходит по улице Мустафина от Саина, по Сулейменова до Жандосова, затем по Жандосова от Сулейменова до Тимирязева и по Тимирязева до Желтоксан. Основная цель данного проекта – повышение привлекательности общественного транспорта при выборе способа передвижения в мегаполисе.
Отмечу, что в Алматы принята концепция реконструкции улично-дорожной сети по линии BRT открытого типа, что связано с модернизацией существующей автобусной сети, возможностью использования инфраструктуры этой системы стандартными автобусами, маршруты которых проходят вне линии BRT. Расположение полос BRT в центре дороги или на крайней внутренней полосе проезжей части – необходимое решение для уменьшения влияния на движение общественного транспорта конфликтных ситуаций участников дорожного движения, вызванных дорожными заторами, нерегулируемыми парковками и так далее. Если создается какое-то препятствие, ДТП или поломка автобуса, водители могут объехать по свободной полосе.
Скоростная линия общественного транспорта – очень нужный для города проект, на улице Тимирязева был очень плотный пассажиропоток и большое количество подвижного состава. Раньше пассажиры тратили очень много времени, стоя в пробках, теперь же время в пути сократилось. К примеру, если раньше, чтобы добраться из микрорайона Орбита до центра, человек тратил от 45 минут до часа и больше, то теперь он проезжает это расстояние за 25–30 минут. Отдавая приоритет общественному транспорту, мы ожидаем, что количество пассажиров будет расти, так как автобусы будут приходить вовремя. Другими словами, мы создаем комфортные условия для передвижения наших горожан. На линию поставлены новые 18-метровые автобусы-гармошки. Низкопольные автобусы вместимостью более 180 человек оборудованы кондиционерами, камерами видеонаблюдения, системой наклона кузова и соответствуют экологическому классу Евро-5. У каждой из четырех дверей автобуса установлен терминал «Оңай».
Словом, коридор линии BRT по улице Тимирязева выбран ввиду большого объема пассажиров, которые при передвижении будут иметь значительную экономию времени при использовании общественного транспорта, увеличения доступности к большему количеству достопримечательностей, социальных объектов и привлекательных мест, расположенных вдоль этой улицы.
О привлекательности BRT перед другими видами автотранспорта красноречиво говорят цифры. Так, после завершения реконструкции Тимирязева по линии BRT сократилось время проезда общественного транспорта, а среднемесячный пассажиропоток с 6 237 860 пассажиров в месяц в прошлом году увеличился до 10 226 000 человек в нынешнем, то есть на 39%.
В настоящее время на реконструкции находится участок улицы Жандосова от Сулейменова до Тлендиева общей протяженностью один километр.
– Алматы занял первое место за реализацию комплексной реформы транспортной системы на прошедшем в Любляне европейском форуме умных городов Smart city-2018. Чем мы заинтересовали жюри?
– Комитет конкурса отметил системный подход Алматы и соответствие таким критериям, как использование цифровых технологий для обеспечения прозрачности доходов общественного транспорта и их выведения из теневого оборота, участие бизнеса через государственно-частное партнерство. А также акцент местных властей на улучшение экологии посредством модернизации пешеходных и общественных пространств. За счет частных инвестиций построен автопарк и завод по выпуску электроавтобусов третьего поколения. Их дальнейший запуск на городские маршруты положительно скажется на экологической обстановке Алматы.
Кроме первой в стране линии BRT внедрены 110 км выделенных полос для общественного транспорта и одностороннее движение на десяти центральных улицах, сформирован велокоридор от микрорайонов Орбиты до Зеленого базара. Продолжается строительство двух станций метро, что позволит связать центр со спальными районами и присоединенными к мегаполису территориями.
Помимо этого сегодня уже 97% всех транзакций в городском общественном транспорте осуществляется безналичным путем. Запущена автоматизированная служба диспетчерского управления с GPS-системой и видеокамерами на автобусах, а также система штрафов за поступающие от пассажиров жалобы при субсидировании перевозчиков.
Виктория ИЗБИЦКАЯ