Экономический рост через приватизацию

Бизнес города: как это работает

5 002

Для повышения эффективности деятельности предприятий сегодня в стране проводится вторая волна приватизации. Насколько успешно проходит этот процесс в Алматы, рассказал заместитель управления финансов города Мейрзат Калиев.

– Что представляет собой вторая волна приватизации и в какие сроки она будет осуществляться?
– Вторая волна приватизации – логическое продолжение политики правительства страны по увеличению доли частного сектора в экономике и снижению роли государства. Поскольку частный бизнес выступает лучшим менеджером по сравнению с государством, то он способен быстрее адаптироваться к новым условиям, внедрить современные разработки и технологии, а также эффективные методы управления. Не останется в накладе от приватизации и население, которое получит товары и услуги лучшего качества, расширение спектра и снижение их стоимости за счет развития конкуренции.
В нынешнем Послании Пре­зидент страны Нурсултан Назар­баев поставил перед правительством задачу по максимальному высвобождению внутренних ресурсов, чтобы обеспечить стабильный экономический рост с использованием в качестве эффективных инструментов масштабную приватизацию и расширение конкуренции. Для реализации поручения главы государства правительством утвержден Комплексный план на 2016–2020 годы. На основании этого документа акимат Алматы вынес постановление о приватизации 26 организаций, из них 20 будут выставлены на продажу в текущем году, а также по три – в 2017 и 2018 годах.
– Чем вы руководствовались при отборе предприятий?
– За основу взят Указ главы государства «О перечне объектов, не подлежащих отчуждению» и принципы Yellow Pages («Желтые страницы»), предусмотренные в Законе «О конкуренции». Тем самым государство не должно осуществлять услуги, которые уже представлены бизнесом. В международной практике по данному принципу действуют США, Сингапур, Норвегия и многие другие развитые страны. Но это, безусловно, не отнчосится к стратегическим организациям или объектам, связанным с поддержанием правопорядка и так далее.
Существуют и основные критерии выбора объектов, планируемых к передаче в конкурентную среду. А именно необходимость в масштабных инвестициях для осуществления уставной деятельности предприятия, например, капитальный ремонт, замена или доукомплектование оборудования; большая просроченная или переходящая текущая кредиторская задолженность; нерациональное использование ресурсов, недостижение плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности, нереализованный производственный и финансовый потенциал предприятия.
Надо отметить, что у большинства организаций, выставляемых на приватизацию, отсутствуют какие-либо существенные активы. То есть в основном это предприятия, которые созданы государством в целях развития определенной отрасли на средства из бюджета. В целом на балансе организаций имеется оргтехника, мебель, если это спортивные объекты, то спортивный инвентарь и так далее.
Вместе с тем есть несколько предприятий на балансе, у которых имеется движимое и недвижимое имущество.
– А если на данные организации не найдется покупателя?
– Государственные предприятия, АО и ТОО со 100-процентным участием государства будут выставляться не более трех раз, после чего они подлежат ликвидации. При любом результате ниша на данном рынке освободится для частного бизнеса. Ранее при проведении тендеров условия определялись решениями комиссий по приватизации. Условия утверждались с благими намерениями, но зачастую были неподъемными для потенциального покупателя. Это обстоятельство существенно снижало привлекательность объектов. Теперь при продаже государственных предприятий и контрольных пакетов акций (долей участия) АО и ТОО единственным условием тендера будет сохранение профиля деятельности.
– Чем гарантирована прозрачность приватизации?
– Прозрачность, доступность и чистоту в ходе второй волны приватизации гарантирует применение более часто используемых видов торгов – аукцион и тендер, которые проводятся в электронном формате. Более того, создана специальная комиссия, в состав которой включены представители Палаты предпринимателей Алматы, Гражданского альянса города, Ассоциации банков РК, Палаты аудиторов РК и Палаты профессиональных оценщиков.
– Какие предприятия мегаполиса подлежат приватизации в 2016 году?
– В перечень организаций включены акционерные общества, принадлежащие государству, имеющие государственную долю участия в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, имущественные комплексы государственных коммунальных казенных предприятий, государственных коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения, среди них предприятия сферы здравоохранения, образования, спорта и другие.
В настоящее время по ним проводится оценка независимой оценочной компанией, определенной по итогам проведения конкурса государственных закупок. С характеристиками по каждому объекту приватизации желающие могут ознакомиться на сайтах акимата Алматы www.almaty.gov.kz и городского управления финансов www.depfin.kz.
– Можно ли их приобрести в рассрочку?
– Да. Инструменты государственной поддержки при приватизации объектов коммунальной собственности в виде рассрочки платежей существуют. Оплата в рассрочку предусмотрена в соответствии с Правилами продажи объектов приватизации, утвержденными постановлением Правительства РК от 9 августа 2011 года № 920. При этом размер первоначального взноса не может быть меньше 15% от цены продажи, а период рассрочки не превышать три года.
– Кто может участвовать в торгах?
– Любой желающий, имеющий доступ к сайту www.gosreestr.kz и электронно-цифровую подпись. Покупателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Торги (аукцион, тендер) будут проводиться в электронном формате, на веб-портале реестра государственного имущества www.gosreestr.kz, предоставляющего доступ к электронной базе данных об объектах продажи. Здесь же будет размещена вся необходимая информация, касающаяся объектов приватизации, – оценочная стоимость, фотографии, правоустанавливающие документы и так далее.
– Есть ли у вас примеры того, насколько эффективным для частных предпринимателей стало приобретение предприятий?
– Безусловно. К примеру, в 2014 году государственная доля в ТОО «Школа Архимеда» в размере 15,83% была реализована стоимостью 26 667,3 тыс. тенге второму участнику с правом преимущественной покупки – ТОО «Частная школа «Алатау». Деятельность данного товарищества связана с оказанием образовательных, воспитательных услуг, а также связанных с оздоровлением и отдыхом детей. Так вот, ТОО «Частная школа «Алатау» после того, как стало полноценным хозяином и эффективным собственником, увеличило уровень корпоративного управления ТОО «Школа Архимеда», соответственно, повысилась прозрачность и эффективность работы школы. Помимо того, что собственник уверенно вложил инвестиции в школу, он при комплектации коллектива пересмотрел кадровый состав, что позволило привлечь более квалифицированных и опытных специалистов. Это положительно сказалось на качестве предоставляемых знаний, соответственно, увеличилось количество учащихся школы, увеличилось доверие родителей, что, в свою очередь, повысило конкуренцию в области образования. Школа начала работать по принципам устойчивости и предсказуемости.
– Какие еще результаты от приватизации объектов вы ожидаете?
– Существенное повышение качества оказываемых услуг, удовлетворенность населения, внедрение новых технологий и инноваций на предприятиях, улучшение материально-технического оснащения. А также увеличение уровня мотивации рабочего персонала за счет материальных и нематериальных стимулов, профессиональной компетенции сотрудников, налоговых поступлений.
– Будет ли государство в дальнейшем поддерживать реализованные предприятия?
– Да, в бюджете города предусмотрены средства на закупку услуг по отдельным отраслям. Данные предприятия в соответствии с законодательством также наравне с другими потенциальными участниками могут участвовать в тендерах по закупу предоставляемых ими услуг.
– Как, по вашему мнению, скажется приватизация на экономике города и страны?
– В целом приватизация позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны, повысить качество услуг, поскольку частные субъекты будут привлекать более квалифицированных и опытных специалистов. При этом государство будет ориентировано на более важные социальные задачи и создание условий для работы частных субъектов, не отвлекаясь при этом на хозяйственную деятельность отдельных организаций. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет освободится от расходов по финансированию убыточных предприятий.

Предприятия, подлежащие приватизации в 2016 году
– ТОО «Баскетбольный клуб «Алматы»;
– ГККП «Женский хоккейный клуб «Айсулу»;
– ГККП «Специализированный клуб регби «Алматы»;
– ГККП «Хоккейный клуб «Алматы»;
– ГККП «Гандбольный клуб» Алматы»;
– ГККП «Велосипедный клуб имени А. Винокурова»;
– ТОО «Волейбольный клуб «Алматы»;
– ГККП «Клуб народно-национальных видов спорта и массово-оздоровительной физкультуры»;
– АО «Алматыметрокурылыс»;
– ГККП «Лечебно-диагностический центр»;
– ГККП «Алматинский городской центр формирования здорового образа жизни»;
– ТОО «Алматинский региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих»;
– ТОО «Алматы ҚалаЖер»;
– ТОО «Газета «Вечерний Алматы»;
– ТОО «Газета «Алматы ақшамы»;
– ТОО «Хозяйственное управление города Алматы»;
– ГКП на ПХВ «Алматы тазалық» акимата города Алматы;
– ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг»;
– ТОО «Алматыжарнама».

Виктория ИЗБИЦКАЯ