Эпоха великих перемен

День независимости

4 5 001

Сегодня, 16 декабря, в казахстанском календаре уже устоявшийся день большого праздника.
– А что еще? – вполне возможно, недоуменно пожмет плечами кто-то из обывателей. – Ах, да: с праздником, конечно! С Днем Независимости!»
Традиционные слова, дежурные поздравления. Все верно, надежная политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в Казахстане за последние более чем четверть века, располагает к некоторому умиротворяющему расслаблению. Обильно заполненные полки магазинов, стабильно выплачиваемая и индексируемая заработная плата, новые предприятия, открывающиеся практически в каждом регионе и соответственно предоставляющие тысячи рабочих мест жителям областей. Сильная армия, международное признание, высокий авторитет страны во всем мире. Независимость стала основой всеобщего объединения и ответственности за будущее и настоящее Родины, символом свободы, добра и гражданского мира, которые основаны на справедливости, гражданских свободах и верховенстве закона. Сейчас это уже обыденность. И несовершенная человеческая память постепенно стирает те, без всякого преувеличения сложные, а иногда и драматические события, что разворачивались на просторах нашей Родины еще каких-то 27 лет тому назад.

На пределе возможностей
«Поток времени стремительно отдаляет нас от великого дня 16 декабря 1991 года, когда Республика Казахстан впервые заявила о себе как о независимом государстве. Я считаю, что День Независимости должен быть не только официально утвержденной праздничной датой. Этот день несет в себе гораздо большую смысловую нагрузку. Он стал точкой и в то же время новым началом в нашей борьбе за свою Независимость. Сегодня каждый казахстанец может праздновать его и как день своей личной независимости и успеха», – писал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на страницах книги «Эра Независимости», увидевшей свет в декабре прошлого года и ставшей настоящей энциклопедией этапов становления казахстанской государственности.
А вот еще одна показательная цитата: «...История возложила на наш народ величественную миссию – строить новую страну. На самом деле, положа руку на сердце, выбор, стоявший перед нами, был невелик – или созидание, или горькое поражение, означавшее историческое забвение, горе и страдания миллионов людей. Далеко не все постсоветские страны сумели сделать тогда верный выбор. Фатальные ошибки и недальновидность элиты некоторых новых независимых государств привели к кровавым межэтническим конфликтам, брато­убийственным гражданским войнам, принесли страдания миллионам наших бывших соотечественников, ввергли их в унизительное бесправие и нищету. Всего этого наша Родина сумела избежать».
Сейчас эти слова Президента воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Констатация факта. А ведь если обернуться назад и хоть бегло всмотреться в стремительно развивающиеся события того периода, то действительно станет немного не по себе. Уж больно много тогда выпало трудностей и испытаний как на долю самой республики, так и на долю тех, кто своими руками воздвигал первую становую арматуру в непростом и до сей поры мало изведанном деле строительства государственности.
Пожелтевшие подшивки периодической печати начала 90-х годов и статистические сборники пунктуально фиксировали тяжелую и мрачную ситуацию, сложившуюся практически во всех хозяйственных отраслях. Разглядеть среди обилия цифр хоть что-то позитивное – прямо скажем, нелегко. Скорее наоборот, положение становилось угрожающим настолько, что у некоторых скептиков и пессимистов уже были готовы опуститься руки.
«В 1991 году была отчаянная ситуация. Перед нами стояла жесткая дилемма – быть или не быть государству, единому народу и всему остальному», – вспоминает условия и обстоятельства, в которых закладывался фундамент будущей страны, сам Нурсултан Назарбаев.
Примеров здесь можно приводить много, достаточно лишь просто обратиться к некоторым архивным материалам.
Статистический багаж того времени просто пугает. В первой половине 90-х годов экономический кризис спровоцировал громадный спад в экономике. ВВП страны только за 1991–1993 годы сократился на 18,7 процента. Выпуск сельскохозяйственной продукции (а ведь Казахская ССР в свое время справедливо называлась житницей страны) составил без малого 30 процентов от прежнего объема. Уменьшилось поголовье скота. Например, только поголовье овец и коз с имеющегося к концу 80-х годов количества 35 миллионов сократилось до 13 миллионов голов. Началось истощение сельскохозяйственных земель. Одно за другим разорялись бывшие передовые колхозы и совхозы, что вполне предсказуемо плодило армию безработных в сельской местности и вполне естественно провоцировало повышение криминогенной ситуации. Еще хуже были дела в промышленности, где кризисные явления «слизнули» более чем 32 процента от положения 80-х годов. Резко сократилось производство такой стратегической продукции, как сталь и уголь.
Сокращение объема производства химической промышленности составило 71 процент, легкой еще больше – 84 процента. Одно за другим закрывались промышленные предприятия, а те, что хоть как-то функционировали, в лучшем случае сохраняли треть своих прежних мощностей, переходили на неполный рабочий день. Сотни тысяч человек находились в вынужденных, неоплачиваемых отпусках. Очень быстро количество зарегистрированных безработных из числа бывших квалифицированных работников промышленности достигло 300 тысяч человек. Безусловно, росли и миграционные процессы. Согласно все той же беспристрастной статистике, с начала 1990 года из республики уехали искать лучшей жизни более трех миллионов человек. Иначе говоря, ежегодно страну в тот период покидал город средней величины, из-за чего численность населения Республики сократилась с 17,5 миллиона до 14 миллионов человек.
«Все было именно так. Сейчас современной молодежи даже сложно представить, что собой представлял Казахстан в 90-х годах ХХ века, с чего нам приходилось начинать. Старшее поколение помнит о том, когда в магазинах товары первой необходимости продавались по карточкам. Например, на одного человека в месяц полагалось не более одного килограмма сахара, 400 граммов масла, один десяток яиц и так далее. Чтобы купить молоко детям, нужно было занимать очередь с пяти утра. Одно время в нашей хлеборобной республике, собиравшей солидные урожаи пшеницы, хлеб продавался по карточкам, строго по норме – одну буханку в одни руки. И это наглядно иллюстрирует плачевное состояние экономики и жизнь людей того недалекого времени нашей истории… Почти треть населения страны оказалась за чертой бедности. В тяжелой ситуации были бюджетники, учителя, врачи, работники культуры, госслужащие. За 90-е годы из Казахстана уехали три миллиона 690 тысяч человек, в стране остались чуть больше 14 миллионов граждан. Это ослабило трудовой и экономический потенциал. В домах и на предприятиях, в школах и больницах не было тепла и света. Экономический коллапс породил серьезный политический кризис. Но нам хватило тогда мудрости, политической воли серьезно отнестись к этому и сделать нужные выводы», – пишет в своих воспоминаниях о тех непростых годах Нурсултан Назарбаев.
Условный девиз Президента Назарбаева: «Сначала – экономика, потом – политика», на долгие годы ставший своеобразной визитной карточкой страны, появился как раз в то время. Однако без твердой политической воли, без коренной модернизации сознания (впрочем, эта формулировка появится чуть позже) и оперативного принятия важнейших государственных актов, на долгие годы определяющих будущий путь развития страны, безусловно, было бы не обойтись.
И здесь события развивались весьма стремительным образом. Вот о чем свидетельствует лишь сухая хронология фактов.

Времени для раздумий нет
Строго говоря, самый первый шаг к Независимости Казахстан сделал еще за год до ее официального провозглашения. А именно тогда, когда 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, что впервые позволило начать проводить самостоятельную политику. Следующей важной вехой в истории становления суверенного Казахстана стали первые всенародные выборы президента. Победу на них одержал молодой перспективный политик Нурсултан Назарбаев, который в отличие от некоторых своих оппонентов, периодически скатывающихся в откровенный популизм и демагогию, смог предложить четкий и ясный план дальнейших действий в деле развития страны. Через 10 дней он вступил в должность.
«На встречах с избирателями я не пытался отмахнуться от проблем, не раздавал не­оправданных популистских обещаний, а вел с людьми открытый и прямой разговор. Честно предупреждал своих избирателей, что страну ждут серьезные испытания и через них нужно будет пройти, потому что другого, обходного и безболезненного, пути к Независимости и благосостоянию у нас не было» – так впоследствии характеризовал эти процессы сам Нурсултан Назарбаев в книге с весьма говорящим названием «Критическое десятилетие».
10 декабря 1991 года Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан. И вот в период с 14 по 16 декабря 1991 года состоялись исторические заседания Верховного Совета РК, на котором приняли Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
Согласно пояснительной записке к тексту тогда еще законопроекта, будущий Закон «О государственной независимости» был разработан группой экспертов с учетом норм международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека. Множество спорных моментов уже было решено во время принятия Декларации о государственном суверенитете республики. В итоговый вариант документа вошли 18 статей, разделенных на семь глав. Помимо статуса Казахстана как независимого, демократического и правового государства в них было прописано разделение властей на три ветви (исполнительная, законодательная и судебная), экономические основы государства, статус РК как члена международного права, меры по охране независимости и целостности территории страны. Кроме того, этот закон впоследствии стал фактической основой для разработки первой Конституции Казахстана.
Что любопытно, по воспоминаниям всех участников этих исторических событий из числа тогдашних депутатов Верховного Совета и членов правительства, подписание и принятие прошло, что называется, в рабочем порядке. Не было пышных торжеств и праздничного банкета. А уже на следующий день с самого раннего утра депутаты ВС и правительственные чиновники продолжили свою работу, обсуждая следующие шаги становления молодого государства.
«Вопросы государственного строительства и управления придется во многом решать заново. Прежде всего это коснется обеспечения законодательно-правовой базы функционирования нового независимого государства, последовательного поддержания социально-политической стабильности нашей страны», – подчеркнул Глава государства практически уже на первом рабочем совещании в расширенном составе, которое прошло в стенах Верховного Совета образца 1991 года.
А уже чуть позже началась кристаллизация идей реформирования системы государственного управления, что в итоге стало внутренними стратегическими целями на ближайшие годы.
«Семь основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы правительство и местная власть, заключаются в следующем:
1. Компактное и профессиональное правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.
2. Работа по программам действий на основе стратегий.
3. Четко налаженная межведомственная координация.
4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.
5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регионам и от государства в частный сектор.
6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.
7. Улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров».
Это выдержки из служебных документов, вышедших из-под пера Президента в те годы. Когда-то они носили строгий гриф «Для служебного пользования», а впоследствии стали закономерными вехами истории становления казахстанской Независимости и развития страны.
Но и впереди было еще немало серьезных испытаний.
«Мы – государство, которое с момента обретения Независимости находится в постоянном поиске. В процессе поиска бывают и удачи, и промахи. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» – эти слова Президента веско прозвучали через несколько лет с парламентской трибуны. Поводом для дискуссии стал очередной всплеск мирового экономического кризиса, прошедшегося по планете шершавой метлой и затронувшего практически все страны СНГ и Центральной Азии, включая и Казахстан.
Впрочем, к этому времени все уже было не так страшно и тревожно, как еще каких-то пять-шесть лет тому назад.

Первые плоды
Неумолимая статистика показывала уже несколько иные результаты, нежели в предыдущие годы. В первую очередь произошел рост (да даже не рост, а самый настоящий всплеск) развития малого и среднего бизнеса. Этому способствовало введение национальной валюты, вследствие чего произошло феноменальное снижение уровня инфляции в два раза – с 2500% в 1992 году до 1260% в 1994 году. А уже к концу 1995 года инфляцию удалось сократить до 58%, и наконец в 1998 году инфляционный уровень не превышал 1,9% годовых. С чем мы, собственно, и живем в настоящее время.
«Очки, метры, секунды» развития национальной экономики в те годы, безусловно, крайне показательны. Однако не думаю, что сейчас стоит цитировать длинные колонки цифр. Во-первых, они существуют в достаточно простом доступе для любого желающего, во-вторых, речь немного о другом. Не о конкретных достижениях в развитии ЖКХ, восстановлении промышленного потенциала и сельского хозяйства, а о том, с помощью каких ресурсов этого удалось достичь.
И здесь на первый план выходит то, что социологи именуют «человеческим потенциалом», психологи – «развитием индивидуальных личностных качеств», а рядовые граждане – просто патриотизмом и неравнодушием к общественной жизни. Об этом кратко и просто, без каких-либо научных терминов и высокопарных слов говорит и Нурсултан Назарбаев:
«Вся история Независимого Казахстана – это история сплочения и единения. Беречь и укреплять единство – самая высшая добродетель. В ХХI веке только та страна заживет счастливо, которая будет сильна единством, радостна своим трудом, дружна своими людьми. Мы, казахстанцы, осознали это своими сердцами. За годы Независимости мы закалились, окрепли духом… Независимость – это всеобщий труд. Труд школьников и студентов, постигающих науки. Труд людей всех профессий, приумножающих национальное богатство. Это труд казахстанцев, воспитывающих каждое новое поколение в безграничной преданности нашей Родине.
Независимость – это великое единство нашего народа с его уникальной историей и культурой, государственным языком и уважением этнических языков всех жителей страны».
Человеческий капитал, вот что в первую очередь ценится на просторах нашей страны. Это все мы, современники перемен, ставшие их непосредственными участниками.
«Я всегда говорил, что ценность реформам придали именно беспокойные люди, трудяги, которые своим трудом создали свое и будущее страны. Именно поэтому Казахстан сейчас как никогда уверен в своих силах, потому что такие у нас есть, и их немало», – подчеркивает Нурсултан Назарбаев.
В этих лаконичных и емких формулировках, собственно, и заключается та расшифровка, которая привела нашу страну к тем успехам, благами которых мы пользуемся по сей день. Сюда входит буквально все – единственно возможная форма совместного существования во время тяжелейших испытаний, глобальные международные инициативы и интеграция в мировую экономику, позволившие завоевать свое место в мире, начиная от отказа от ядерного оружия, кончая взвешенной, многовекторной политикой, в которой учитываются внутренние интересы страны и уважается опыт любого зарубежного партнера. (Здесь, пожалуй, достаточно будет упомянуть то, что Казахстан из неопытного новичка в мировой политике буквально через четверть века превратился в востребованного медиатора в разрешении острых международных кризисов.) Успешно работающая финансовая система, неподдельный интерес зарубежных инвесторов, которые «проголосовали деньгами», направив за последние четверть века в экономику нашей страны более 350 миллиардов долларов чистых инвестиций (кстати, это рекордный показатель по всей Центральной Азии).
Развитие собственных производств. Здесь достаточно взглянуть на малоутешительные показатели начала 90-х и сравнить с цифрами сегодняшнего дня.
Так, например, с 2010-го ежегодно в стране создается в среднем 270 тысяч новых рабочих мест. За последние полтора десятилетия размеры реальной зарплаты и пенсии поднялись более чем в 10 раз. В целом социальные расходы выросли с 1993 года с 26 миллионов тенге до 4,8 триллиона тенге, то есть в 180 раз. Были определены и наиболее приоритетные отрасли развития производств – машиностроение, пищевая промышленность, глубокая переработка нефти, газа и полезных ископаемых (то есть металлургия, химия и нефтехимия). Это отрасли экспортно ориентированного производства, а значит, созданные для пополнения казны страны золотовалютными резервами.
Благодаря принятым мерам и реформам современный Казахстан уверенно входит в семерку стран с наиболее быстрорастущим обрабатывающим сектором. Среди стран Таможенного союза наша страна стала лидером по реальному росту обрабатывающей промышленности. Производительность труда выросла на 67%, а сама обрабатывающая отрасль стала основным драйвером роста в промышленности. За семь лет ее реальный прирост составил 29% и стал опережать даже горнодобывающий сектор.
То же самое касалось и жилищного фонда, немалая часть которого к середине 90-х изрядно обветшала и стала приходить в негодность. Промедление с реформами ЖКХ грозило самыми серьезными проблемами в будущем. Но в условиях кризиса положение многим казалось почти что безвыходным. Однако именно в те годы появились первые наработки успешно реализуемой в сегодняшнем Казахстане Программы модернизации и развития ЖКХ до 2020 года. Тем более что с постепенным возрождением экономики появилась реальная возможность обеспечить должное финансирование этой важнейшей для сотен тысяч людей программы.
Появились на карте нашей Родины и новые экономические и политические центры, в числе которых, безусловно, особое место занимает красавица Астана.
«Мы создали нашу жемчужину – нашу новую столицу Астану, – писал в своих трудах Нурсултан Назарбаев. – В тяжелые 90-е годы Астана дала крылья народу и надежду, научила побеждать. Сколько было лишений, время было лихое. Не хватало всего, не платили зарплату и пенсии. Несмотря ни на что, мы все одолели и построили нашу столицу. Мы сделаем все, чтобы она стала одним из вечных городов мира, ибо Астана – это святыня нашей Независимости».
Затраченные усилия не пропали даром, и очередным следствием стало предотвращение демографического спада, о котором так часто говорили на заре Независимости. В одном из своих недавних выступлений Президент Назарбаев отметил, что этот прогноз, как и многие другие мрачные пророчества, абсолютно не оправдался. За годы Независимости в республике родилось почти семь миллионов детей. Кроме того, благодаря системным мерам, направленным на развитие отечественного здравоохранения, удалось достичь самых важных результатов – растет средняя продолжительность жизни, снизилась смертность, увеличивается население страны.
Так что, как справедливо отметил Глава государства, Казахстан с самого начала выбрал правильный вектор развитии в Стратегии «Казахстан-2030» и, реализовав ее досрочно, получил возможность смело смотреть в будущее и ясно видеть перспективы. Многие позитивные наработки и идеи в настоящее время используются в решении задач Стратегии «Казахстан-2050».

Великая история – путь к великому будущему
Модернизация сознания в стране продолжается (ведь, как мы уже убедились, никакие, пусть даже самые прогрессивные, реформы не могут быть успешно воплощены в жизнь без подобных трансформаций человеческой психологии). И очередным комплексным планом такой модернизации стала общенациональная программа «Рухани жаңғыру», позволяющая актуализировать многовековое историческое наследие, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.
Ну а одним из ее последних актуальных дополнений вполне можно считать опубликованную уже в этом году статью Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». По мнению ведущих мировых экспертов, это поистине эпохальный документ, ставший обращением к современникам и будущим поколениям, в котором Лидер нации затронул глубинные вопросы прошлого и настоящего, подчеркнув, что история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам.
Что, впрочем, абсолютно тесно перекликается с мыслями, озвученными и в предыдущие годы.
«Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», – подчеркивал в одном из своих предыдущих обращений к народу Казахстана Президент страны.
И как здесь не вспомнить еще одни его строки, в которых выражена вся суть жизни нашей страны и казахстанского общества за последние десятилетия:
«Мы реализовали великую миссию – стали первопроходцами Независимости. Время летит быстро. Сегодня то, что было сразу после рождения Независимого Казахстана, – это уже удаляющаяся в вечность история. Об этом времени мы судим в сравнении с нынешними великими достижениями… А значит, вновь пришло время смотреть вперед. Браться за дело. Проявить волю. Изменить наше мышление и саму жизнь. Великая история рождает великое будущее».
Евгений КОСЕНКО