367.27  418.69 5.6

Эра новой реальности

Цифровой Казахстан

6 001

Место и роль Казахстана в глобальном мире, подчеркнул в Послании народу Глава государства, зависит от развития направлений экономики будущего. Сегодня в передовых цифровых тенденциях – технологии виртуальной и дополненной реальности, имеющие не только коммерческий, но и социальный потенциал. Первая в Казахстане презентация-выставка продуктов в области VR и AR New Era доказала: алматинские разработчики уже не наблюдают за мировым трендом со стороны, а создают его.

Виртуальная реальность, сокращенная и известная как VR, блокирует реальный мир и позволяет полностью погрузиться в цифровую вселенную. Технологии же дополненной, или называемой еще расширенной, реальности – AR лишь добавляют в реальный мир отдельные digital-элементы. Такой метод, к примеру, широко применяется в туристской навигации. Вот и вся разница, поясняют специалисты, между двумя взаимосвязанными направлениями с одинаково высоким потенциалом и спросом. В их развитие, открывающее новые возможности перед IT-индустрией, промышленностью, системами безопасности, медициной, сферой туризма и даже массовым потребителем, сегодня мир готов инвестировать реальные деньги. Понимают это и казахстанские IT-стартаперы, презентовавшие не идеи, а уже готовые цифровые решения на алматинской выставке New Era, организованной школой программирования Sana Academy.

Точки зрения

6 003

Произвести революцию в создании видеоконтента в формате 360 градусов намерены алматинец Адиль Суранчин и его команда ORBI Inc, готовящая к продаже уникальный продукт. Это первые в мире очки для записи видео в полный оборот от первого лица, на которые компания уже получила 1500 предзаказов из 70 стран. Не громоздкий гаджет, а стильный, суперлегкий аксессуар, вес которого меньше 100 граммов, оснащен четырьмя камерами с разрешением Full HD. В основе «пазла» из порядка 250 компонентов электроники и высокотехнологичных материалов – гиперемкий процессор с возможностью непрерывной записи до 60 минут. Никакие дополнительные приспособления для съемки не нужны, руки при этом тоже свободны. Целевой рынок – от любителей экстремального спорта, путешественников и блогеров до сектора B2B, включая сферы строительства и безопасности. Обо всем этом уже успели показать и написать Discovery Channel, The Huffington Post, Fox и другие мировые СМИ. Засветился продукт и на крупнейшей, самой престижной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, получив награду сразу в двух категориях. Месяц назад ноу-хау отметили в одной из номинаций на международной конференции новых технологий в Кремниевой долине Tech Crunch Disrupt.
– Это наша собственная разработка, созданная с привлечением международных партнеров. Идея родилась около трех лет назад, а оттолкнулись мы от проблемы нехватки экономики существующих устройств, позволяющих записывать видео в формате 360 градусов. Их либо нужно держать в руках, либо крепить на шлем, покупая дополнительные аксессуары и крепления. Все это стоит денег, да и выглядит не очень красиво, – рассказал «Вечерке» сооснователь проекта ORBI Адиль Суранчин. – Второе – это нехватка самого контента, с чем сталкиваются более 200 компаний, производящих VR-сеты. Мы предлагаем революционное решение двух проблем сразу. Наша задача – демократизировать создание VR-контента и контента-360 для YouTube, Facebook, Oculus и других площадок. Первая версия вышла спортивной, в дальнейшем мы расширим линейку casual-дизайном и сделаем очки еще более компактными.
Доставка по всему миру, говорят производители, стартует уже в ноябре этого года. Стоимость умного устройства по предзаказу – 399 долларов США. Розничная цена будет варьироваться в районе 500. Тест-драйва у очков пока нет, но как только они появятся в магазинах, опробовать их можно будет на месте.

Живой интерес

6 002

Другой участник IT-выставки – молодая компания Sana Vision – специализируется на технологиях дополненной реальности, создавая обучающую продукцию для детей. Уникальные трехъязычные карточки Zhanuar 4D, говорят создатели, это не просто познание мира в цифровой визуализации, но еще и развитие пространственного мышления. К комплекту из 23 карточек прилагается активационный код. Достаточно ввести его в специальном приложении, направить смартфон на изображение животного и картинка оживает в буквальном смысле слова. Действие сопровождает аудио на казахском, русском и английском языках не только с названиями животных, но и интересными фактами о них. Тот самый случай, отмечают авторы, когда развлечение с гаджетом приносит ребенку пользу, а с техническим алгоритмом справляются даже пенсионеры.
Созданную в Алматы развивающую игру успешно раскупают на площадке Instagram уже несколько месяцев, поставки наборов идут и в регионы. Более того, франшизу алматинцев преобрели в России и Хорватии. Со дня выставки в продаже продолжение обучающего проекта – фруктово-овощная серия с еще большим комплектом карточек Baqsha 4D, которая, как ожидают производители, будет пользоваться не меньшим спросом.
– Это первый коммерческий казахстанский продукт в технологиях дополненной реальности. Задумка у меня появилась в конце прошлого года, и мы сразу начали над ним работать. Перед запуском продаж протестировали впечатления детей и родителей – все были в восторге. Подобного продукта с нашей системой кода в Казахстане не существует. Всего за полгода мы пришли к успеху, которого сами не ожидали, получив уже несколько тысяч скачиваний приложения и реальный доход, – прокомментировал автор идеи Zhanuar 4D, сооснователь Sana Vision Арман Усупов. – Казахстан, я считаю, не отстает от мировых тенденций в области AR технологий, и это уже доказывают отечественные продукты. Конечно, нужно много работать в этом направлении, но через 5–10 лет АR- и VR-технологии войдут в нашу повседневность, как однажды это сделали гаджеты.

Книжная эволюция
Акцент на обучение в воплощении возможностей технологий добавленной реальности сделала и компания Thousand IT Group. На выставке фирма презентовала один из своих социальных проектов – детскую AR-книгу для детей от 3 до 7 лет «Бірлігіміз жарасқан». Создатели признаются: это не первое отечественное издание, превращающее обычные иллюстрации с помощью смартфона в анимацию. Разработчикам важнее было стать не первооткрывателями, а теми, кто решит проблему дефицита выбора книг нового поколения на государственном языке, заодно прививая любовь к чтению. Причем к живому, а не электронному.
– Индустрия дополненной реальности стремительно развивается, но в Казахстане по сей день нет компании, которая на постоянной основе производила бы подобную продукцию. Детям нужен выбор, и мы готовы его дать, это только первая серия, – отметил представитель проекта Айболат Кулатай. – Для книги в жанре аниме «Бірлігіміз жарасқан» мы могли взять популярные сказки, но выбрали ситуационные рассказы, чтобы у детей параллельно развивалась адаптация к жизни. Создали новых фольклорных персонажей и сделали акцент на их эмоциях. Плюс это и воспитание патриотизма.
Инструкция по применению книги, продемонстрировали авторы, элементарная, а потому поймут ее и бабушки с дедушками. Для считывания изображения достаточно установить приложение, поднести смартфон к иллюстрации и на глазах книга превращается в самый настоящий мультфильм. Для интерактивной визуализации текста все объекты выполнены в 3D-моделях.
– Вся платформа, команда и конечный продукт – полностью нашей компании, занимающейся также мобильными приложениями и играми, – добавил участник New Era. – Над созданием книги трудилась целая команда. Это и 3D-модельер, и unity-разработчик, а также аниматоры, технологи и инженеры. В дальнейшем мы планируем выпускаться не только на казахском, но и на русском языке.
Тираж первой серии – 200 экземпляров, стоимость – 3000 тенге. В продажу книга поступит меньше чем через две недели. Продуктом уже заинтересовалась крупная торговая сеть.

История в цифре
Еще один экспонент, заслуживший внимания посетителей выставки, – мобильное приложение «Тарихи жол», созданное в рамках госпрограммы «Рухани жаңғыру» и ее проекта «Сакральная география Казахстана». Миссия электронного гида – в популяризации историко-культурных мест сакральной географии. За оцифровку информации с применением элементов виртуальной и дополненной реальности взялась компания AVSoftware. Первый заказ, говорят разработчики, поступил от Восточно-Казахстанской области, а потому 40 объектов именно этого региона первыми попали на мобильную карту. На очереди – 20 достопримечательностей Алматинской области и столько же – из Жамбылской.
– Турист может запланировать поездку не выходя из дома. Бесплатное приложение оснащено опцией VR-тура благодаря фотографиям, сделанным панорамной видеосъемкой с углом обзора 360 градусов. Четко указана геолокация каждого места, к нему прокладывается маршрут, и все это сопровождается текстовой информацией и аудиогидом, – рассказал представитель команды разработчиков Арман Есенгужинов. – Размещенные на объектах QR-коды позволяют получать информацию без гида. Эта система уже широко применяется в мире, но в нашей программе есть действующее лицо – исторический персонаж. Благодаря авторизации пользователей система подсчитывает количество посещений того или иного памятника истории. Далее этот анализ будет передан госорганам в целях развития туризма. Приложение интегрировано с туристскими порталами, ресторанами, гостиницами.
Программа, по словам участника выставки, работает и без подключения к Интернету – доступ к приложению достаточно получить только один раз. А обратная связь с авторами позволит пользователям самостоятельно совершенствовать программу.
Марина ПЕСТРЯКОВА