Евразийская мелодика столицы

20-летие Астаны

6 001

Самым узнаваемым объектом Астаны по праву считается Байтерек – символизирующий возрождение монумент, возведенный по инициативе и на основе собственноручного наброска Президента Нурсултана Назарбаева.

6 002

В создании этого уникального сооружения с высотой стелы 97 метров (в честь 1997 года, когда начался переезд столицы) и общей высотой 105 метров принимали участие сотни специалистов и рабочих института «Казаэропроект», Карагандинского завода металлоконструкций, генерального подрядчика компании «Имсталькон», привлекавшей более 20 фирм-субподрядчиков. По словам ведущего архитектора проекта Акмурзы Рустембекова, его участники нередко вспоминали древнюю мудрость о том, что если что-то сделать быстро, но плохо, люди запомнят лишь последнее, а если не спешить, но добиться хорошего результата, именно он, а не «медлительность» останется в народной памяти. Возможно, поэтому от рождения замысла (1996 год) на его реализацию потребовалось без малого шесть лет, хотя непосредственно строительство Байтерека заняло лишь полтора года.
Тем не менее при всей оригинальности монумента за 20 лет у него родились десятки архитектурно-градостроительных «конкурентов», формирующих неповторимый облик Астаны и также ставших знаковыми для столицы независимого Казахстана.
Своеобразным и далеко идущим экспериментом, учитывающим не только традиции и современные веяния зодчества, но и наблюдения физиков, химиков, биологов и представителей других наук, можно считать распахнувший двери в 2006 году Дворец мира и согласия в форме пирамиды по проекту известного британского архитектора Нормана Фостера. Еще в ХХ веке исследования этой геометрической формы, в том числе усыпальниц египетских фараонов, показали, что пирамида способна изменять качества осязаемой материи и, возможно, пространства и времени.
Выяснилось, например, что она гармонизирует пространство внутри себя и уменьшает геопатогенное воздействие вокруг. В частности, придает обычной воде тонизирующие и целительные свойства, улучшает вкус чая, кофе, вина и других напитков, повышает иммунные и регенеративные функции живых организмов. Внутри пирамиды дольше сохраняют свежесть, не разлагаются и лишь усыхают продукты питания. А пребывание в ней человека в спокойном состоянии ослабляет головную и зубную боль. Досконально объяснить эти качества пирамиды наука пока не может, но прогнозирует, что приближение к этому знанию откроет перед человечеством принципиально новые возможности.
Другой впечатляющий результат сотрудничества Астаны с Фостером – действующий с 2010 года торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр». Это самое крупное в мире строение в виде стилизованного, будто колышащегося на ветру восточного шатра, под сводами которого не только магазины, ресторан, кинотеатр и SPA-центр, но и натуральный пляж с водой и морским песком. «Хан Шатыр» вошел в топ-10 самых экологичных зданий на планете по версии журнала Forbes, став в этом списке единственным сооружением на территории СНГ.
Принципиально иной, роднящей молодую столицу Казахстана с европейскими центрами культуры предстала в 2013 году «Астана Опера», возведенная в стиле западного неоклассицизма по проекту интернациональной творческой мастерской Studio ABDR Architetti Associati с участием итальянских, немецких, швейцарских и чешских архитекторов. Полезная площадь за входной коллонадой объекта – 64 тысячи квадратных метров, вместимость зрительного зала 1250 человек, изысканный интерьер сделали этот астанинский театр крупнейшим в Средней Азии, третьим по величине и одним из самых красивых в мире. Кроме того, несмотря на новизну, «Астана Опера» уже признана национальным памятником архитектуры.
Своеобразный «личный рекорд» Астана установила в 2017 году, в течение которого в городе вступили в строй, по мнению экспертов в области архитектуры, около десяти объектов и целых комплексов, также претендующих на неформальный, но престижный статус визитных карточек столицы.
Самая масштабная среди них, конечно, территория площадью 200 гектаров, где проходила выставка EXPO-2017. За три предшествующих ей года здесь выросли главный павильон «Нур Алем», здания для международных, тематических, коммерческих, корпоративных экспозиций, зона лучших мировых технологий, амфитеатр, холл энергии, медиа- и арт-центр. С нынешнего года пространство выставки обживает международный финансовый центр «Астана», а казахстанский павильон, известный также под названием «Сфера», превращается в музей, который смогут увидеть все, кто не успел посетить EXPO.
Среди прочих новейших, достойных и функциональных образцов архитектуры столицы, с которыми она встречает свое 20-летие – вступившие в строй в 2017 году терминал международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев», железнодорожный вокзал «Нұрлы жол», Конгресс-центр, отель Hampton by Hilton Astana Triumphal Arch, жилой комплекс «Зеленый квартал», а также многофункциональные Talan Towers и MEGA Silk Way.
– Я постарался в Астане осуществить идею евразийства, – подчеркивал Нурсултан Назарбаев на открытии VIII ежегодного градостроительного форума «Казахстан-2009». – Чтобы присутствовали силуэты Азии, наши родные силуэты, Европа здесь была, другие цивилизации, такие как юго-восточная, дальневосточная. Я стараюсь этому следовать. Я слежу за мыслью архитекторов всего мира, просматриваю это дело, изучаю.
Геннадий АНДРЕЕВ