EXPO-2017

Искусство в стиле IT

0408 5

Экспозиция Арт-центра EXPO-2017 в Зоне творческой энергии вызовает немало споров среди искусствоведов, в то же время  восхищает зрителей.

0408 6

Способен ли искусственный интеллект заменить творца? Ответить на этот вопрос предлагают зрителям устроители экспозиции Artists & Robots. В ней приняли участие 17 именитых художников-модернистов из 13 стран. Главным для них стал вопрос о способности искусственного интеллекта к творчеству. Каждый из них предлагает свой вариант ответа. Но при всем многообразии эстетических концепций все художники сходятся в одном: IT-сфера предоставляет художнику новые инструменты для реализации самых смелых замыслов.
Для углубленного понимания увиденного Арт-центр оборудован кинозалом, где гостям демонстрируют фильмы об истории развития модернизма как современного направления в живописи, скульптуре, архитектуре и дизайне. Видео любезно предоставлены московским музеем современного искусства «Гараж».
Тех, кто находится во власти стереотипов и представляет творения модернистов в виде произвольного нагромождения форм и пятен, очевидно, ждет сюрприз. На самом деле модернизм нам привычен, ведь этот стиль оставил свой след в архитектуре старой Алматы. Знакомые до боли здания Дворца Республики, Дворца пионеров и другие достопримечательности южной столицы возводились в традициях Корбюзье, Гроппиуса, Миса Ван дер Роэ. Именно модернизму Алматы посвящен вернисаж работ московского фотографа Юрия Пальмина, представленный в Арт-центре.
Зал экспозиции открывается цифровой инсталляцией Ракель Коган «Отражение». Бесконечный путь в цифровом потоке – так представляет художник будущее человечества. Эффект бесконечности достигается параллельными установленными напротив друг друга зеркалами, а проецирующиеся на посетителей выставки цифры ассоциируются у зрителя со вступительными кадрами фантастического боевика «Матрица».
Композиция Trialineados Элиаса Креспина представляет собой мобильную систему из треугольных рамок, светящихся неоном, подвешенных на прозрачные нейлоновые нити. Компьютер за сценой управляет движением треугольников, создавая иллюзию фантастического танца.
Композиция «Робот и искусство» Жана Тэнгли демонстрирует «математические» машины, которые произвольно двигаются по большому листу ватмана и с помощью прикрепленных маркеров создают абстрактные картины.
Португалец Лионель Мура представил 7 роботов, волею программистов наделенных способностью восприятия окружающей среды, создают полотна в стиле абстрактного экспрессионизма в интерактивном режиме. Искусственный интеллект использует модель поведения, наблюдаемую в колониях муравьев. Примечательно, что полученное изображение никогда не повторяется. Художник таким образом предлагает переосмыслить природу авторства в искусстве.
Патрик Трессэ представил театральную инсталляцию. Человеческий череп, раковина, сушеные стручки мака и яблоки размещены на маленьком столе на фоне отреза ткани, в чем угадываются мотивы картин западноевропейских мастеров XVI века. Перед натюрмортом работают три робота Paul-IX.b.c.d, которые воспроизводят рисунок в различных вариациях техники.
Знаменитый Стеларк (Стелиос Аркадиу) выставил… «Третью руку». Механический объект «Третья рука» разработан по эскизу художника в университете Waseda в Йокогаме (Япония). Двигательная активность роботизированной руки осуществляется по командам, получаемым с электромиограммы мышц ног и брюшной полости. По слухам, именно этот экспонат вдохновил Джеймса Кэмерона на создание «Терминатора-2».
Идя на смелые эксперименты с цветом, временем, пространством и программным обеспечением, художники пытаются ответить на вопрос, поставленный Пушкиным в «Моцарте и Сальери»: можно ли «поверить алгеброй гармонию» – оцифровать процесс творчества, сведя его к алгоритмам? И что первично – замысел творца или математическая формула? Вероятно, каждый посетитель выставки найдет свой ответ на этот вопрос.