Философия в Казахстане: «вечные вопросы» и новые задачи

Сергей Колчигин, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, вице-президент Казахстанского философского конгресса, доктор философских наук, профессор.

3 001

Сегодня в Алматы начнет свою работу II Казахстанский философский конгресс «Философия Казахстана в пространстве мировой философской мысли: история, современность, перспективы». Работу конгресса откроет международный форум философов и политологов «25 лет независимости Казахстана в философско-политологическом измерении». Конгресс соберет ученых cо всех регионов республики, а также гостей из многих стран ближнего и дальнего зарубежья.
Конгресс посвящен 25-летию независимости Республики Казахстан, поэтому главное место на форуме займет осмысление опыта суверенного государства, обсуждение перспектив и новых путей движения казахстанского общества.
В этом контексте на конгрессе в Алматы будут поставлены вопросы органичного включения казахской мысли в современную проблематику мировой философии. В сфере исследований проблем казахской национальной философии (традиционной и современной) важно в первую очередь понять, что для народа, желающего и стремящегося стать интеллектуальной нацией, необходимо сделать философский принцип принципом национальным. Причем сделать его систематическим, выступающим в качестве фундаментальной исходной мысли. Соответственно, необходимо более внимательно и скрупулезно изучать отечественные образцы философствования, сопоставляя их с мировыми аналогами, отмечая общее и выявляя особенное.
Особое место среди связей философии с другими областями культуры занимает функция философии как логики и методологии науки. Сегодня, в эпоху колоссальных прорывов в научном познании, технике, технологии, для философии открывается широчайший простор и возрастает ее теоретико-познавательная ответственность перед настоящим и будущим. Следует шире использовать весь веер возможностей философии как онтологии и методологии: применительно к образованию, политике, онто-технологиям, инновационным технологиям духа, формирующемуся обществу знания, зеленой экономике и т. д.
Философия предлагает мировоззренческие ключи и методологические опоры познания и жизни, которые постепенно насыщают окружающее пространство новыми идеями, новым способом мысли, более осмысленным и истинным пониманием мира. Философия может позитивно изменять многие области общественного бытия, но главное – сферу культуры. Ведь философия призвана именно к культурообразующей деятельности, к воздействию на сознание людей, на их отношение к миру.
Отсюда видно: философия сегодня отнюдь не умерла, как иногда можно услышать от излишне критичных аналитиков. Она и не может умереть, пока существуют разумные, мыслящие существа. Философия просто в стадии исторически необходимого переосмысления многого из того, что накоплено в ее опыте. Философия – область многомерная, однако сердцевину ее сегодня просто обязана составлять проблематика подлинного человеческого расцвета. А он состоит не в технических навыках (их может освоить и робот), не в умножении знаний (их может накапливать и компьютер), а в раскрытии человеческих качеств: любви, дружелюбия, готовности помочь любому нуждающемуся.