Город думает о людях

Фундамент концепции «умных городов» держится не только на высоких экологичных технологиях, но прежде всего на комфорте

28 006

Фундамент концепции «умных городов» держится не только на высоких экологичных технологиях, но прежде всего на комфорте. Алматы вслед за «умнеющими» мегаполисами мира тоже начинает осознавать: общественному пространству выгодно быть привлекательным, удобным и активным. «Вечерка» выясняла, у кого и чему городу стоит поучиться и почему алматинцы не могут перевоспитать уличных вандалов.

Сесть, поесть, развлечься
Говоря об эволюционирующих мегаполисах, невозможно не вдохновиться примером московских парков, где не так давно власти сделали ставку на человека в более широком, чем когда-либо, смысле слова. Конечно, главные места отдыха горожан никогда не пустовали, но стоило преобразить те же территории, но уже с более глубоким смыслом и современным ориентиром, как эффект от инвестиций не заставил себя долго ждать. Всего за год посещаемость столичных парков выросла на 200 процентов. А посетителям, по сути, нужно было совсем немного – разве что свежий взгляд на базовые потребности: где сесть, где поесть и чем развлечься.
Ответами на эти вопросы в мире стало то, что уже давно реанимируют заброшенные «пятна» на картах городов – площади, заросшие бульвары и скверы, а в той же Москве Центральный парк имени Горького в мгновение ока превратили из дотационного в самоокупаемый. Несколько простых шагов, вышедших за рамки привычного благоустройства, оживили пространство, подарили людям комфорт и наслаждение, а в казну города принесли дополнительный доход. Вскоре пришли и спонсоры.
В новом концепте московского парка эксперты первым делом позаботились о посадочных местах, причем речь не о пресловутых скамейках. На газонах в большом количестве появились удобные пуфы, кресла-мешки, даже шезлонги и гамаки. Несколько лет назад вдохнули жизнь в один из пустырей Нью-Йорка, переросший из транзитной ничем не примечательной поляны в полноценную зону отдыха. Сделать город привлекательнее и удобнее помогли несколько сотен простых дешевых стульев и столиков, расставленных на газонах нейтральных пространств. Первое время новую мебель то и дело воровали, но вскоре массовые кражи прекратились – жители поняли, что ноу-хау сделано для их же комфорта. С тех пор проблема дефицита сидячих мест в городе больше не стоит.
В Москве носители идей «умных городов» готовы поспорить с теми, кто считает, что дополнительная уличная мебель приносит больше вреда, чем пользы, привлекая бездомных, алкоголиков и наркоманов апробировать все это хозяйство на себе. Новаторы стойко стоят на своем и на крайний случай приводят в пример скамейки, разделенные рядом подлокотников, которые сегодня можно встретить в том числе в лондонском метро. Все гениальное просто: сидеть на них можно с комфортом, но никак уже не приляжешь. С асоциальным поведением, показывает мировая практика, помогает справиться и грамотное освещение – особенно, если речь не только о ночевке под открытым небом.

28 003

Расписание для всех
Возможность не бродить по аллеям в поисках свободного места, а спокойно наслаждаться тенью ближайшего дерева – хороший повод задержаться в парке подольше и разбудить аппетит. На смену некогда популярным в парке Горького второсортным шашлычным пришли цивилизованные точки быстрого питания, привлекающие соответствующий контингент и вместе с ним дополнительные налоги в бюджет. А благодаря открытому доступу к сети Wi-Fi почти на всей территории парка на свежем воздухе можно и поработать, и самообразованием заняться.
Считается, что третье правило обустройства общественных пространств гласит: «Дайте людям активностей». Причем столько, чтобы выбрать что-то по интересу и возможностям мог каждый. Всегда доступная опция просто прогуливаться или заниматься бегом не претендует на статус развлечений, которым под силу заманить, не беря в расчет аттракционы и детский досуг. Сегодня же в парке Горького можно найти целое расписание с бесплатными активностями на любой вкус, которые в том числе организовывают и спонсоры – будь то мастер-классы или показательные спортивные выступления, соревнования. Плюс ко всему это лучшее место для фестивалей, ярмарок и выставок. Уличные развлечения выходят и за пределы парка: вечерами многолюдно на прибрежных площадках вдоль живописной набережной Москвы-реки. Профессиональные танцоры проводят для желающих бесплатные занятия. Не пустуют и велодорожки, протянувшиеся вдоль главной водной артерии, где помимо велосипедистов рассекают скейтеры и роллеры.

28 004

Стоп, вандал
По-новому сторонники концепции «умного города» предлагают взглянуть и на проблемы уличного вандализма. Иностранцы убедились на практике: перевоспитать хулиганов, портящих уличную мебель и малые архитектурные формы, можно, причем довольно просто и ненавязчиво – достаточно лишить их пространства для «творчества».
Россияне провели эксперимент и доказали: отучить людей от вредной привычки располагаться в общественных местах на бортиках, тумбах или других не предназначенных для этого поверхностях проще простого. Для этого достаточно сделать эту самую ровную поверхность ребристой или выпуклой, то есть неудобной. А жителей дальнего зарубежья вполне эффективно отучают от перехода улицы в неположенном месте неровности на асфальте.
Эстетический облик городов нередко страдает под колесами скейтеров, роллеров и ВМХ-велосипедистов. Но только не в «умных мегаполисах», где уже давно смекнули защитить архитектуру от чересчур активных подростков небольшими выступами. Для содержания общественного пространства в надлежащем виде эксперты советуют придерживаться так называемой теории разбитых окон, согласно которой, если удалить очаг к провоцированию, то у вандалов пропадет интерес к объекту, если уже было что-то ими до этого изрисовано, разбито.
Кстати, об уличных граффити. Московская статистика показывает: реже всего стены разрисовывают в подъездах, на входных дверях которых есть стекло. Когда невозможно сделать прозрачной стенку или дверь, достаточно установить зеркало, создающее эффект взгляда со стороны. На основе наблюдений психологи выявили, что человек меняет свое поведение, когда понимает и чувствует, что за ним наблюдают. А где самоконтроль, там и общественный порядок будет соблюден.
Манят любителей порисовать чистые поверхности, и особенно белого цвета, рождающие ассоциацию холста. Московское метро уже обожглось на изобилии «воздуха» в своих навигационных знаках – хулиганы быстро «оживили» маркерами белые пятна на настенных путеводителях. А вот в Красноярске самыми ходовыми полотнами считались уличные электрошкафы до тех пор, пока частные компании сами не взялись за их разрисовку. Предприятия за свой счет нанимают художников, профессионально преображающих манящие хулиганов объекты. Вместо былых нецензурных отметок «я здесь был» и невнятных символов – продуманный сюжет, сведший рисованный вандализм на нет и даже украсивший город.
Отдельная головная боль городов – нелегальные объявления. Со стихийной наружной рекламой мегаполисы борются по-разному: в Лондоне, например, поверхность столбов и уличных туалетов просто делают рельефной или покрывают защитной краской. Москва еще десять лет назад придумала свой метод, вот только эксперимент провалился: обернувшая столбы сетка Рабица не только выглядела неэстетично, так еще и доставляла жителям неудобства, цепляясь за одежду. А как считают у нас?..

28 005

Остановки под разбой

28 001
В Алматы вандалы только атаками на автобусные остановки ежегодно наносят ущерб почти в 300 миллионов тенге. Но жертвовать эстетическим обликом и комфортом умному городу невыгодно даже в борьбе с хулиганами. Такой позиции придерживается в своей работе компания «РТС Деко» – лидер казахстанского рынка наружной рекламы в формате уличной мебели. Предприятию, на счету которого 500 остановочных комплексов только по Алматы, приходится ежедневно восстанавливать главные мишени хулиганских покушений терять внушительные суммы. Алматинцы даже не догадываются, что творится на остановках, пока город спит. А все потому, что в первозданный вид объекты нападок хулиганов, созданные, между прочим, по французским лекалам, приводят так же незаметно.
– Остановочный комплекс – это основной предмет уличной мебели социального назначения, часть городской инфраструктуры. В прошлом году ситуация с остановочными вандалами обострилась настолько, что мы вынуждены были обратиться в акимат, правоохранительные органы, СМИ, – говорит генеральный директор АО «РТС Деко» Арман Кагаров. – Продолжаем писать и по сей день, но пока никакого эффекта. Вандализм, к большому сожалению, продолжается и сегодня. Ежедневно, а точнее еженощно. Бывают пики активности хулиганов, непонятно, от чего зависящие. Как раз в один из таких сложных периодов, когда злоумышленники повадились расстреливать остановки из травматического оружия, мы обратились в «Вечерку». Каждую ночь на одной остановке мы теряли по одной стеклянной панели. Стреляли, проезжая мимо на машинах, прямо во время движения, мы полагаем. На следующую ночь все повторялось. На восстановление поврежденной конструкции и необходимый технический сервис только одного остановочного комплекса в год уходит более 600 тысяч тенге.

Сутки на уборку
Сегодня сотрудники сталкиваются с тем, что дорогостоящие остановки и камнями забрасывают, и рисуют на их панелях граффити, и обклеивают конструкции нелегальными объявлениями. Смыть стихийных «художества» с панелей непросто – это ощутимо бьет по бюджету компании. Здесь используются «умные» растворы со специальной химической формулой и даже высокотехнологичные щетки.

28 002
У компании есть ровно сутки, чтобы навести порядок после очередной атаки хулиганов и вернуть остановку пассажирам практически в идеальном состоянии. Руку на пульсе держит специальная сервисная группа, состоящая из нескольких экипажей. Вся эта работа скрыта от глаз горожан в силу перегруженного трафика и нежелания доставлять пассажирам дискомфорт.
– Оперативно ремонтировать и отдраивать нашу уличную мебель приходится ежедневно – это условие контракта с городом. Наша задача – наводить порядок незаметно, в нерабочее время, потому как жители города и туристы должны видеть только красивые функциональные остановки, – добавляет глава компании. – Все это за свой счет – город денег не вкладывает. Затраченные средства мы возвращаем за счет размещения наружной рекламы – это хорошая форма государственно-частного партнерства. Мы привнесли международный опыт – привлекли в Алматы в качестве инвестора крупнейшую специализирующуюся на нашем направлении компанию с мировым именем JCDecaux, то есть гигантов рынка. Да, полную сумму от наружной рекламы для покрытия затрат собрать мы не можем, но понимаем, что эти деньги мы заработаем потом: бизнес-модель выстроена на долгосрочность, и она прошла обкатку в 70 странах. Сегодня работаем в глубочайший минус и выживаем благодаря собственным инвестициям.

Красота и комфорт – важнее
Ничем не объяснимая напористость нарушителей даже породила отдельную категорию остановок – антивандальную. Главное отличие от простого типа – отсутствие стекла. Но даже более прочные материалы не стали броней от издевательств над главной городской мебелью. Самый свежий пример – остановки по улице Момышулы. Там вместо стекла был использован перфорированный металл, но хулиганам и он оказался по зубам – конструкцию искорежили. Устанавливать что-то по-настоящему противоударное не позволяют эстетические принципы.
– Это максимальный баланс эстетики и противодействия вандализму. Не знаю, чем надо было бить, чтобы так искорежить металл. Одно дело, когда ДТП – скорость и масса – вот вам и сила удара. А здесь, видимо, людям просто делать нечего, – продолжает Арман. – Изначально даже была идея об остановках из кирпича или бетона, которые нельзя было бы сломать, но это, понятное дело, не соответствует требованиям городской эстетики. Методы в мировой практике есть, но понятно, что они не всегда приемлемы в визуальном смысле. Например, нижнюю часть рекламных конструкций кто-то обматывает сеткой Рабица – не натягивать же нам ее на остановку. Все равно что город колючей проволокой оплести – что это будет?
Спроектировали алматинские остановки, к слову, ряд всемирно известных архитекторов – Норман Фостер, Филип Кокс, Роберт Штерн. Дизайн комплексов, расположенных по улице Фурманова, практически эксклюзивный – идентичные можно встретить только в Чикаго. При разработке таких конструкций, уверяют эксперты, обязательно учитывается специфика города, его климатические особенности. Для каждой географии, выражаясь языком профессионалов, – свой «кейс». И какой бы именитый мастер лично не приложил руку к проекту, перед воплощением в жизнь эскизы должны получить оценку у местной творческой комиссии. Так, на стадии запуска казахстанско-французского проекта свои коррективы в архитектурные нюансы внес Союз дизайнеров РК. Местные эксперты, к примеру, забраковали изначальный вариант с популярной в Европе прозрачной крышей из-за нашего знойного солнца.

Вся надежда на обратную связь
Череда прецедентов с остановочными атаками все не прекращается, и за все это время не пойман за руку ни один нарушитель. Полиция так и не откликнулась, а посменные дежурства самих сотрудников тем более не дали эффекта. Да и никаких физических ресурсов на ежедневный патруль все равно не хватит, а выставить охрану, по мнению экспертов, было бы и глупо, и затратно. Когда еще на остановках компании были киоски, можно было рассчитывать на свидетелей в лице продавцов, но теперь все сложнее. Единственная надежда сегодня на коммуникации с горожанами.
– У нас нет какого-то смарт-универсального решения в отношении перевоспитания вандалов, но мы выстроили и поддерживаем обратную связь с пассажирами. На каждой остановке наклеен стикер с фотографией нашего супервайзера – реального человека, обслуживающего комплекс, и его контактными данными. По этим номерам мы призываем сообщать о наличии какого-либо дефекта или повреждения на остановке. Мы внимательно следим и оперативно реагируем, а горожане, что так приятно нашим ребятам, осыпают их телефонными сообщениями с благодарностями. Соответствующую заявку можно заполнить и на нашем сайте. Такой диалог – самый гуманный метод, на наш взгляд. Ну и мы не теряем надежду, что власти и полиция все же помогут нам решить проблему, – комментирует генеральный директор АО «РТС Деко».
Рекламные лайтбоксы как неотъемлемый атрибут современных остановок страдают прежде всего от хамского произвола. Разбитая несущая конструкция неминуемо хоронила за собой и подсветку – специальные лампы, которые ярко светили, имея хорошее рассеивание. С активизацией хулиганов остановки переходят на светодиоды, которые еще более экономичны, при этом так же мощны, но уже менее уязвимы к разрушителям. Да и чтобы украсть их, нужно будет постараться.
Интересно, что с начала реализации аналогичного проекта в Астане в компании отмечают значительно меньший уровень вандализма. Например, ранее трасса, ведущая к столичному аэропорту, была уставлена бюджетными комплексами, откуда то и дело воровали стекло. Приход алматинского продукта с французским акцентом свел неприятную статистику к нулю. Списывать непрекращающиеся в Алматы серийные нарушения на менталитет в «РТС Деко» хотели бы в последнюю очередь.
Марина Пестрякова
Фото с сайта moslenta.ru и АО «РТС Деко»