Город, где хочется жить

Насколько успешно реализуется программа «Алматы-2020», корреспонденты «Вечерки» узнали от горожан и экспертов

Житель Алатауского района Ельнар Туматаев:
– Вы знаете, раньше, если честно, я немного завидовал своим родственникам, живущим в центре Алматы. А сегодня и наш район заметно преобразился, строятся жилые массивы, школы, поликлиники, детские сады. Чувствуется, что из некогда окраины Алатауский район постепенно превратился в полноценную городскую территорию. Сами жители стали приветливее, культурнее.
Приятно, что при возведении новых объектов власти учитывают комфорт жителей, интересы людей с ограниченными возможностями. И озеленение здесь играет непоследнюю роль. Посмотрите сами – молоденькие сегодня деревца в скором времени станут настоящим зеленым оазисом. Немаловажный фактор для нецентрального района – транспортное сообщение. Городской общественный транспорт сегодня ходит как часы, можно без проблем уехать в любую точку мегаполиса. Постепенно наладили инфраструктуру, провели уличное освещение. Я очень доволен такими переменами. На мой взгляд, это результат последовательной совместной работы государственных органов и населения. Ведь в разработке городской программы «Алматы-2020» принимали участие и сами жители. Вносили в проект на обсуждение свои предложения и пожелания. Очень хорошо тому послужили встречи акима с населением. Словом, меня все устраивает, слышал, что будет еще лучше!
Тамара Береговая, жительница Ауэзовского района:
– Что и говорить, с каждым годом жизнь алматинцев становится лучше. Еще недавно скептики говорили, что все делается напоказ и никакие программы не сработают, потому что разработаны для галочки. Оказалось все наоборот. Какую сферу жизнедеятельности ни взять, везде чувствуются улучшения. Еще несколько лет назад, чтобы получить ту или иную справку, нужно было выстоять огромную очередь. Сегодня я могу оформить необходимые документы, не выходя из дома, вплоть до квартплаты. Чище стало во дворе, который с некоторых пор украшают добротная красочная детская площадка, аккуратно подстриженные деревья и кустарники. В поликлинике, на почте, в ЦОНе и в других государственных учреждениях меня встречают улыбчивые сотрудники. Не знаю, как в других районах, но в нашем каждое утро поливают дороги, а зимой после снегопада тщательно чистят тротуары. Можно упомянуть здесь и хорошие дороги, исправную работу общественного транспорта и коммунальных служб. Как всегда, Алматы держит марку, я очень довольна.
О социально-экономическом развитии мегаполиса в рамках программы «Алматы-2020» рассказал руководитель отдела оценки и мониторинга эффективности государственных и правительственных программ городского Управления стратегии и бюджета Батухан Маманов.
– В Алматы обеспечен устойчивый рост экономики. Если в 2015 году в сфере промышленности наблюдался выраженный спад – 95,1%, то по итогам прошлого года отмечается рост объемов производства – 4,5%. Также шло замедление темпов роста объема строительства до менее чем 1%, а в прошлом году темп роста составил уже 4,7%. Увеличение объемов оптовой торговли – 2,5%, розничной – 12,3%.
В 2018 году привлечено порядка 731,5 млрд тенге, что на 10,5% больше предыдущего года, в том числе иностранных 111,2 млрд тенге с ростом на более чем 17,6%. В госбюджет собрано 1,9 трлн тенге налогов с ростом на 11,6%.
Ввод жилья увеличился на 5,5% и превысил 2 млн кв. м, что составляет почти шестую часть республиканского объема.
Инфляция за прошлый год составила 105,2% (РК – 105,3%) и не превышает заданного коридора 6–8%.
Впервые доля МСБ в экономике составляет 39,5%, в налогах – 66%. Производство продукции субъектами МСБ выросло на 9,8%.
В целом по итогам года темп экономического роста достиг 3,9%, опережающий темп роста населения – 2,9%.
Проводится системная работа по повышению социального благосостояния горожан.
За три года создано 83 тыс. рабочих мест. В результате уровень безработицы впервые снижен до 5,2%, на 2,5% выросло занятое население, а индекс реальных денежных доходов – на 3%.
В январе текущего года на 30% повышена зарплата для 25 тыс. работников бюджетных и более 37 тыс. частных организаций.
За последние три года построено 14 школ на 7 тыс. мест, открыто 504 детских сада, в том числе 496 частных на 15,8 тыс. мест, что увеличило охват детей с 74 до 82,7%.
Уже сегодня государственные больницы и поликлиники на 100% обеспечены интернетом, компьютерами, информсистемами и на 80% – современной медтехникой. Время обслуживания пациентов сократилось на 20%, ожидания в очереди – на 30%, обес­печены самые низкие по стране показатели смертности от злокачественных новообразований, детской смертности, а также по заболеваемости и смертности от туберкулеза.
С учетом растущего населения города за прошлый год построено шесть объектов здравоохранения. Запущена программа «Активное долголетие». Сотни пенсионеров бесплатно посещают социальные центры, бассейны, фитнес-залы и курсы компьютерной грамотности. Продолжительность жизни в Алматы составляет 76 лет.
Проводится большая работа по созданию качественной городской среды.
Модернизировано более трети дворов во всех районах города. В этом году планируется отремонтировать еще 638 дворовых площадок, таким образом, охват составит больше половины дворов города.
Помимо дворовых территорий ремонтируют и дома. Так, за прошлый год проведен капитальный ремонт 157 домов и установлено 266 новых лифтов в 132 домах.
Вместе с тем построено 228 км сетей водоснабжения и 207 км канализации, реконструировано 11 км тепловых и 150 км электросетей, затраты по которым не вошли в стоимость коммунальных услуг.
Более того, с 1 января 2019 года снижены тарифы на газ – на 16%, воду и канализацию – на 10%, обслуживание лифтов – на 8,5%, теплоснабжение – на 18%, электроснабжение – на 2,8%, услуги КСК – до 6%.
Для качественной работы полиции ее оснащенность доведена до 87%. Сотрудники патрульной полиции полностью снабжены видеорегистраторами, средствами связи и GPS-навигацией. В текущем году будет обеспечено полное оснащение участковых полицейских.
Также в целях безопасности в городе установлено более 119 тыс. камер. К 2020 году дополнительно будет введено еще 1000 камер в местах массового скопления.
Обеспечена прозрачность и подотчетность работы акимата. Созданы цифровые каналы обратной связи с жителями города. Внедряются сервисно-ориентированные подходы. Через Insagram и Open Almaty принято и обработано порядка 120 тыс. обращений.
В нынешнем году будет создан единый городской контакт-центр, который объединит все управления акимата и коммунальные службы. В крупных управлениях, оказывающих большой объем госуслуг, откроют фронт-офисы в Open Almaty.
Виктория ИЗБИЦКАЯ