367.3  419.68 5.58

Городская среда

Новые возможности развития

Необходимость критически переосмыслить подходы к управлению природными ресурсами и организацию сырьевых индустрий обозначил Глава государства в Послании народу. Какая работа ведется сегодня в области контроля ресурсного потенциала и какие цифровые решения сделают ее более эффективной?
Каково состояние окружающей среды в мегаполисе? Как изменится экологическое законодательство в 2019 году? Об этом «Вечерке» рассказал руководитель Департамента экологии по Алматы Орман Аккозиев.

5 001

– Какие вопросы и направления являются ключевыми в деятельности территориального органа Комитета экологического регулирования и контроля?
– Первостепенные задачи департамента заключаются в улучшении качества окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и сохранении природных ресурсов. Ведомство обеспечивает государственный контроль в области охраны окружающей среды и соблюдения экологических нормативов. Важным пунктом являются проведение государственной экологической экспертизы и выдача соответствующих разрешений. Основными для департамента выступают контрольно-надзорные функции.
На каждое полугодие составляется план выборочных проверок, носящих комплексный характер, по трем направлениям – атмосферный воздух, вода и почва. Разработаны критерии степени риска инспектируемых объектов, но стоит подчеркнуть, что в этих проверках мы гонимся не за штрафами и наказанием владельцев субъектов. Сегодня усилия сконцентрированы на профилактической работе – разъяснении нормативных требований. Департамент выдает предписания об устранении правонарушений, на что законом предусмотрен определенный срок. По его истечении субъекты уведомляют нас о результатах. Также существуют внеплановые проверки – обращения физических или юридических лиц на субъекты, нарушающие экологическое законодательство. Порядка 80% из них – это точки общепита, не имеющие, как правило, экологического заключения и разрешения на эмиссии в окружающую среду. За 2016–2017 годы было проведено 114 внеплановых и 138 выборочных проверок. Сумма выписанных штрафов составила почти 80 миллионов тенге, претензии о возмещении экономического ущерба – практически на 250 миллионов тенге. Выявлено 13 фактов сверхнормативной эмиссии со стороны предприятий, 45 компаний работали без разрешения на эмиссию в окружающую среду. В последние два года инспекцией были охвачены предприятия, занимающиеся добычей и использованием подземных вод. Из 12 предприятий, имеющих на балансе скважины для добычи подземных вод, девять не продлили и не получили разрешение на специальное водопользование. По результатам проверок применены административные меры, деятельность предприятий приведена в соответствие с законодательством.
– Глава государства подчеркнул важность ужесточения требований к энергоэффективности предприятий. Начался ли этот процесс?
– Каждое предприятие, прежде чем начать хозяйственную деятельность, разрабатывает проект оценки воздействия на окружающую среду. Мы обращаем внимание на то, чтобы в данный проект обязательно был включен раздел о природоохранных мероприятиях. Более того, мы акцентируем внимание владельцев на том, что эти мероприятия должны быть максимально эффективными и современными. Например, с наиболее высоким процентом газоочистки – 99,8%. Департамент прикладывает все усилия для снижения выбросов в окружающую среду и чтобы эта динамика была существенной.
Однако в любом случае проблема эмиссии из стационарных источников перед Алматы не стоит. Главный источник загрязнения атмосферного воздуха в городе, как известно, – автотранспорт. На него приходится 80% всех выбросов, поэтому в данном направлении акиматом города ведется большая работа.
С прошлого года совместно с природоохранной прокуратурой и транспортной инспекцией на экопостах города мы проводим ежеквартальные этапы месячника «Чистый воздух», результаты которого обрабатываются в нашей собственной аналитической лаборатории.
– Каково состояние воздушного бассейна Алматы на сегодняшний день?
– В соответствии с Программой развития Алматы до 2020 года реализуется широкий круг разноплановых мероприятий. Направлены они на снижение негативного воздействия на окружающую среду в целом автомобильного транспорта, промышленных предприятий, частного сектора и других источников. В целях реализации Концепции экологической безопасности разрабатываются целевые показатели качества окружающей среды. В 2017 году на эти цели акиматом города выделено 150 миллионов тенге. Целевые показатели позволят установить приоритеты по решению экологических проблем и предупреждению негативного воздействия на здоровье человека. На данный момент показатели, охватывающие сферы воздуха, воды и почвы, которых мы должны будем достичь в своей работе, еще не утверждены. Что касается состояния атмосферного воздуха в настоящее время, то в последние годы мы видим снижение техногенной нагрузки. По данным РГП «Казгидромет», фактический суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) снизился до 8,0 (2015 г. – 9,96; 2016 г. – 9,22; 2017 г. – 8,0). Объем валовых выбросов от стационарных источников снижается с каждым годом: 2014 г.
– 43,5 тыс. тонн, 2015 г. – 39,1 тыс. тонн, 2016 г. – 38,8 тыс. тонн.
– Используются ли в инспекционной работе цифровые технологии, какие инновации будут внедрены в ближайшей перспективе?
– В целях достижения целевых индикаторов ИКТ департамент ведет работу по заключению меморандума о сотрудничестве с крупными промышленными предприятиями города. Речь идет об установке автоматизированных станций производственного экологического контроля в режиме реального времени. В начале года уже подписано соглашение с АО «Алматинские электрические станции». На трубах ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 будут установлены автоматизированные датчики, исключающие необходимость приходить на предприятия с проверками. Данные о сверхнормативных или аварийных выбросах будут поступать инспекторам автоматически. Проект разработан не до конца. Надеемся, что к 2020 году официально запустим.
Будет создана единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Разработка позволит повысить эффективность использования природных ресурсов и минимизировать техногенное влияние промышленного производства. В социальном аспекте – улучшить здоровье населения и повысить продолжительность жизни.
На данный момент оцифрован процесс регистрации проверки. Если раньше инспекторы производили эту процедуру в Управлении правовой статистики и учетов в бумажном формате, то теперь – в электронном. Если говорить о приборах, то сегодня у нас 56 наименований. Пробы воздуха, воды и почвы осуществляются современными устройствами, которые ежегодно обновляются и проходят госпроверку.
– Президент поставил задачу принять меры по современной утилизации и переработке твердых бытовых отходов. Как регулируется этот вопрос в Алматы?
– Сбор, переработка и захоронение промышленных и бытовых отходов – на особом контроле нашего департамента. По данным городского Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, ежегодный объем ТБО по Алматы составляет порядка 640 тысяч тонн. Вывозом коммунальных отходов занимается 31 организация. Ведется контроль и мониторинг реализации мероприятий в рамках «Дорожной карты по внедрению раздельного сбора, сортировки, утилизации и переработки ТБО, взаимодействию местных исполнительных органов со специализированными предприятиями в сфере обращения с отходами до 2020 года по городу Алматы».
Акиматом города совместно с частными инвесторами по принципу ГЧП будет реализован проект по строительству мусороперерабатывающего завода мощностью около 550 тысяч тонн в год. Сейчас ТБО вывозятся на полигон, расположенный в Карасайском районе, и другие полигоны области.
Положительные изменения в этом вопросе принесет новая редакция Экологического кодекса РК, которая будет опубликована в 2019 году. Документ предусматривает множество поправок, необходимость которых назрела уже давно. В частности, вывоз на полигон некоторых видов отходов запретят, и они будут подлежать вторичной переработке. Важные обновления коснутся и стандартов по атмосферному воздуху, а значит, и автотранспорту.
Марина ПЕСТРЯКОВА