367.06  416.17 5.56

Государственная служба – основной механизм государства

Существуют различные понимания государства как института, различные школы дают ему разные определения в зависимости от характера и функций, но сходятся в одном мнении, когда касается института государственной службы. Государственная служба – это основной механизм государства, реализующий управленческие функции, без которого государство не может существовать как таковое. Отсутствие государственных служащих приводит к быстрой деградации функций государства, и этот факт доказывается временем.
В Республике Казахстан единственное официальное определение государственной службы дается Законом РК «О государственной службе Республики Казахстан». Согласно статье 1 указанного закона РК государственной службой признается деятельность госслужащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.
Данное определение содержит в себе все задачи, которые выполняются госслужащими, то есть субъектами, через которых реализуются задачи функционирования самого государства.
Институционализация системы государственной службы в Республике Казахстан началась с принятия Указа Президента РК от 26 декабря 1995 года «О государственной службе».
Вместе с тем сам институт государственной службы не является порождением новейшей истории. Еще в давние времени народами, проживающими на территории современного Казахстана, были определены обычаи, согласно которым определенной группе соплеменников давались полномочия по управлению, как следствие, и правомочия по привлечению к ответственности провинившихся. Таким лицам предоставлялись также гарантии их неприкосновенности со стороны управляемого им народа. Как правило, управленческий состав определялся путем выбора населения, например, деревни либо подконтрольной территории.
В современной истории Республики Казахстан эволюция государственной службы связана с созданием 18 сентября 1998 года централизованного органа по управлению в данной сфере – Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.
Агентством изучались различные модели института государственной службы, в том числе карьерная, при которой прошедшие конкурсной отбор государственные служащие занимали низшие уровни должностей и карьерный рост внутри службы, что дает стимул для развития самого государственного служащего, и позиционная, которая позволяет занять любую свободную должность на контрактной основе.
Заслугой агентства является выработка собственного подхода на основе симбиоза различных моделей института государственной службы, создание и закрепление на законодательном уровне основных принципов государственной службы:
– меритократия, что означает главенство личных заслуг;
– прием на государственную службу посредством конкурсных отборов;
– разделение государственных служащих на политических и административных;
– постоянное повышение квалификации кадров, в том числе за счет средств государственного бюджета;
– равная оплата за равнозначные работы;
– различное стимулирование за успехи в работе и карьерный рост;
– введение этики государственных служащих.
Данные реформы были реализованы в тексте принятого 23 июля 1999 года Закона РК «О государственной службе».
Следующим шагом в реформировании отечественной системы государственной службы было принятие в июле 2005 года поправок в законодательство Республики Казахстан о государственной службе. Так, изменения были прежде всего направлены на внедрение в системе государственной службы антикоррупционных мер. Указом Президента РК от 30 июня 2005 года в структуре Агентства РК по делам государственной службы созданы дисциплинарные советы, рассматривающие вопросы дисциплины и этики государственных служащих, а также соблюдения антикоррупционного законодательства РК.
В 2006 году Глава государства дал старт беспрецедентной по своим масштабам административной реформе. Тогда Президент подчеркнул, что наша страна приступает к формированию качественно новой модели государственного управления, где во главе угла будут стоять исключительно интересы получателей государственных услуг, а также принципы корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта, которые в последующем вошли в одну из пяти институциональных реформ.
Особый упор был сделан на развитие квалифицированных навыков госслужащих, предоставлении больших возможностей к карьерному росту, четкое разграничение между центральными органами власти и местным самоуправлением.
Как следствие, в ноябре 2015 года был принят новый Закон РК «О государственной службе Республики Казахстан», основанный на оценке качества деятельности госслужащих, построении строгой вертикали власти в государственном аппарате и повышении ответственности каждого госслужащего.
Современная государственная служба представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых механизмов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие отношения в сфере государственной службы.
Также современное развитие законодательства позволяет утверждать, что этот институт основывается на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей. Такой подход во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.
А. Кабышев, Управление государственных доходов по Ауэзовскому району города Алматы