367.06  416.17 5.56

Государственная служба в общественной жизни

Государственная служба является важным социальным институтом общества, обеспечивающим функционирование всех подсистем общественной жизни – экономики, культуры, политики, социальной сферы. В результате динамичных процессов реформирования в течение последних 20 лет создана национальная модель государственной службы со своей спецификой и особенностями, которые обусловлены системой государственного управления и общественно-политического устройства Казахстана. Казахстан за короткий исторический период прошел путь от командно-административной системы управления страной до государства с рыночной экономикой, новой административно-управленческой моделью развития. Сложилась принципиально новая структура государственной службы, которая практически осуществила первые рыночные преобразования в стране. Государственная служба нового Казахстана стала механизмом модернизации обществ переходного этапа. Главной движущей силой государственного развития являются госслужащие, которые реализуют государственную политику и решают вопросы как стратегического развития страны, так и повседневной жизнедеятельности людей. В настоящий момент перед страной стоят новые задачи, которые определяют следующий этап его развития. Это такие задачи, как вступление в число 50 развитых стран мира, повышение благосостояния всех казахстанцев, формирование интеллектуальной нации, индустриально-инновационное развитие в контексте мировых глобализационных процессов. Решающим фактором в процессе динамичного развития Казахстана выступает государственная служба, ее способность выполнять эффективно функции социального государства, адекватно реагировать на внешние требования.
За годы независимости Республика Казахстан добилась реальных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии. В Стратегии развития Казахстана до 2030 года одним из долгосрочных приоритетов было обозначено создание профессионального государства. Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Одним из немаловажных шагов в данном вопросе является формирование позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан.
Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты.
21 июля 2011 года Указом Президента Республики Казахстан от № 119 утверждена Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан, которая направлена на повышение профессионализации и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса «А», а также повышения роли кадровых служб, совершенствования мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер. В целях реализации поставленных задач 14 декабря 2012 года в Закон «О государственной службе» были внесены необходимые изменения и дополнения. Актуальность задачи по повышению профессионализации государственного аппарата была еще раз подтверждена в Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Стратегия-2050 определяет необходимость формирования профессионального государственного аппарата, для которого служение народу и государству превыше всего. Совершенствуются подходы по обучению государственных служащих, которое проводится в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее – Академия) и ее филиалах. Для обеспечения системного управления обучением при уполномоченном органе в сфере государственной службы создан Координационный совет по совершенствованию организационной подготовки и повышению квалификации государственных служащих, а при Академии – академический совет. Кроме того, дифференцированы подходы к построению процессов обучения корпусов «А» и «Б». Дальнейшая профессионализация государственного аппарата осуществляется в соответствии с первым направлением пяти институциональных реформ Президента Республики Казахстан и Плана нации «100 конкретных шагов». В реализацию данных инициатив
23 ноября 2015 года принят новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан». Закон максимально нацелен на обеспечение открытого конкурсного отбора, карьерное продвижение на основе компетентности, установление оплаты труда по результатам.
В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» Президентом Республики Казахстан поставлена задача по смещению акцентов от односторонне-властных подходов во взаимоотношениях государственных органов с населением к эффективному оказанию государственных услуг гражданам. При этом принципом деятельности всех государственных органов должна стать ориентированность на повышение уровня благосостояния граждан, усиление открытости государственных услуг, их «отзывчивости» на потребности и интересы людей и бизнеса. В результате начатой масштабной модернизации системы государственного управления в сфере оказания государственных услуг произошли кардинальные изменения. Оказание государственных услуг в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Законом «О государственных услугах», принятым 15 апреля 2013 года. Снижение уровня кадровой мобильности в связи с требованием по поступлению на государственную службу только с низовых должностей и упразднением кадрового резерва корпуса «Б». Сокращение сроков внутренних конкурсов и упрощение порядка его проведения, а также предоставление возможности организации общего конкурса сразу после внутреннего конкурса среди государственных служащих государственного органа. Образование кадрового дефицита в связи с выстраиваемой карьерной моделью, при которой замещение вакансий осуществляется в первую очередь за счет «внутренних ресурсов», а такие институты, как оценка, этический контроль, ротация и другие, расширяют основания для увольнения служащих. Выстраивание четкого механизма привлечения на работу в государственные органы зарубежных менеджеров, специалистов из частного сектора и граждан Республики Казахстан – сотрудников международных организаций для недопущения кадрового дефицита. Проявление субъективизма при оценке из-за наличия человеческого фактора в связи с увязыванием системы оценки и вознаграждения (внедрением принципа оплаты труда по результатам). Максимальное обеспечение объективности и прозрачности процессов оценки и выплаты по ее результатам бонусов посредством установления четких, однозначных критериев оценки и коллегиальности принимаемого решения. В его реализацию утверждены соответствующие подзаконные акты, определяющие порядок стандартизации и регламентации государственных услуг, автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, их оказания и осуществление контроля за их качеством.
А. Батыржанов, руководитель юридического отдела