Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), получив большое распространение в мире, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов

В целом это сотрудничество – система среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государством и частным сектором для предоставления частным сектором от имени государства социально значимых услуг по проектированию, финансированию, строительству, реабилитации, эксплуатации или обслуживанию объектов.
ГЧП – интересный инструмент, который используется во многих странах мира для осуществления крупных проектов. У нас не так много крупных проектов, но зато малый и средний бизнес очень активно участвует.
Основной целью ГЧП является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления качественных услуг.
ГЧП позволяет существенно увеличить финансовое и иное ресурсное обеспечение инфраструктурных проектов, что позволяет реализовывать более масштабные, инновационные и эффективные проекты в существенно сокращенные сроки.
Для государства очень важны инвестиции в инфраструктуру, поскольку экономический рост в определяющей степени зависит от состояния и развития инфраструктуры (в сфере транспортных систем, энергетики, водоснабжения, телекоммуникаций), а также от строительства новых инфраструктурных сегментов и объектов (учреждений здравоохранения, учреждений образования, объектов жилищного строительства).
Согласно законодательству Республики Казахстан сделки считаются совершенными с момента их регистрации. В этой связи согласно Правилам исполнения бюджета и его кассового обслуживания № 540 от 4 декабря 2014 года, утвержденным приказом министра финансов Республики Казахстан, определен порядок регистрации договоров ГЧП в органах казначейства.
Внедрение данного порядка повлечет за собой ряд позитивных последствий: повышение доверия инвесторов к механизму ГЧП, предотвращение юридических и экономических рисков, возникающих в случае признания сделки несовершенной. Таким образом, казначейская регистрация договоров ГЧП дает определенные гарантии инвесторам и обеспечивает единый учет и контроль органами Министерства финансов по обязательствам ГЧП.
На сегодняшний день большая работа проводится в Департаменте казначейства по г. Алматы (далее– Департамент): реализуется 51 проект договоров ГЧП на сумму государственных обязательств 49,9 млрд тенге и частных инвестиций на сумму 19,2 млрд тенге. Из них 6,5 млрд тенге без возмещения со стороны государства.
Департаментом зарегистрированы в ИС «Казначейство-Клиент» 51 договор ГЧП и 66 дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам.
Выдано 113 свидетельств, из них 16 свидетельств по местным проектам ГЧП самостоятельно выдано Департаментом по автоматизированной системе «е-Минфин». Регистрация заявок и подтверждающих документов с последующим формированием свидетельства о регистрации через систему «е-Минфин» дала оперативность и повышение эффективности взаимодействия государственных ведомств, качество и достоверность, снижение издержек и трудовых ресурсов.
Для улучшения качества процедур регистрации проектов ГЧП Департаментом проводятся семинары-совещания с сотрудниками Департамента, представителями местных исполнительных органов, ответственных за разработку проектов ГЧП, также прошло обучение в городе Нур-Султане по вопросам регистрации договоров ГЧП в системе «е-Минфин».
В городе Алматы реализованы следующие проекты ГЧП:
1. «Управление велотреком с подготовкой велосипедистов» – передача велотрека в доверительное управление: реконструкция, содержание, эксплуатация и управление велотреком с организацией подготовки велосипедистов.
2. «Управление имущественным комплексом «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 2» – передача в доверительное управление: реконструкция, содержание, эксплуатация и управление имущественным комплексом СДЮШОР № 2.
3. «Управление имущественным комплексом спортивно-оздоровительных зон при школах» – передача в доверительное управление: реконструкция, содержание, эксплуатация и управление физкультурно-оздоровительных зон при школах № 40 и № 95 города Алматы.
4. «Диспетчеризация общественного транспорта» – управление движением общественного транспорта, планирование маршрутов в час-пик и при появлении заторов.
5. «Внедрение комплексной системы управление ТБО в г. Алматы» – строительство мусоросортировочного комплекса (МСК), регулярный сбор, вывоз и транспортировка ТБО, в том числе раздельный сбор ТБО, с мест организованного сбора ТБО по г. Алматы, их переработка-сортировка и захоронение.
6. «Организация дошкольного воспитания и обучения в частных детских садах города Алматы» – размещение государственного образовательного заказа на 1751 ребенка в 31 частном детском саду (от 20 до 140 мест / 1 частный сад) с применением авторских, инновационных методик воспитания и обучения, мониторингом развития умений и навыков детей в рамках данных методик, обеспечения обучением на трех языках (казахский язык (в русских группах), русский язык (в казахских группах) + 1 иностранный язык) и дополнительными кружками.
7. «Текущий ремонт улично-дорожной сети города Алматы» – 1 лот (5 договоров) по обеспечению безопасности дорожного движения за счет повышения качества покрытия улично-дорожной сети (УДС).
8. «Озеленение территорий города Алматы» – 10 лотов (10 договоров) по обновлению зеленого фонда города Алматы с обеспечением посадки 3000 деревьев в год.
9. «Модернизация наружного освещения города Алматы» – проведение модернизации существующих линий наружного освещения путем замены ветхих опор и линий, а также морально устаревшего оборудования на новое и проведения работ по сервисному обслуживанию существующих линий наружного освещения города Алматы.
Также к реализации планируется 6 проектов ГЧП на общую сумму ГО 201,6 млрд тенге и с привлечением частных инвестиций на сумму
46,9 млрд тенге:
1. «Строительство, эксплуатация, обслуживание линии легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) в городе Алматы» – строительство новой электрофицированной линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) протяженностью 22,7 км, которая пройдет по основным улицам города Алматы. Проект включает в себя проектирование и строительство линии ЛРТ, депо и иной инфраструктуры для обслуживания ЛРТ, а также приобретение подвижного состава в количестве не менее 36 единиц.
Срок реализации – 10 лет (2019–2029 гг.). Предполагаемая сумма ГО – 146,5 млрд тенге. Инвестиции частного партнера – 45,1 млрд тенге.
2. «Средний ремонт тротуаров, остановочных карманов и площадок в городе Алматы» – улучшение качества тротуаров протяженностью около 175 км, остановочных карманов и площадок в количестве 400 шт. в городе Алматы путем проведения среднего ремонта.
Срок реализации – 5 лет (2019–2024 гг.). Предполагаемая сумма ГО – 3,85 млрд тенге.
3. Создание кардиохирургического отделения с реанимацией в ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница № 7» – создание кардиологического отделения с центром чрезкожных коронарных вмешательств и кардиохирургического отделения с гибридной операционной для ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница № 7».
Срок реализации – 4 года (2019–2022 гг.) Предполагаемая сумма ГО – 1,4 млрд тенге.
4. «Реконструкция и эксплуатация имущественного комплекса Городской клинической больницы № 5 города Алматы» – передача в доверительное управление объекта здравоохранения для улучшения качества и доступности населению города специализированной медицинской помощи, реструктуризации и сокращения бюджетных расходов.
Срок реализации – 20 лет (2018–2038 гг.).
ГО не требуются. Сумма частных инвестиций –
1,1 млрд тенге.
5. «Организация управления многофункциональными комплексами «Алматы Арена» и «Халык Арена» – доверительное управление многофункциональными комплексами «Алматы Арена» и «Халык Арена».
Срок реализации – 5 лет (2018–2023 гг.) Предполагаемая сумма ГО – 5,0 млрд тенге.
6. «Управление имущественными комплексами физкультурно-спортивных зон при образовательных учреждениях в городе Алматы» – проектом предусматривается реконструкция и эксплуатация спортивных площадок на территориях школ образования в городе Алматы.
Таким образом, при помощи частных партнеров город Алматы выполняет свои социальные обязательства, кроме того, партнерство принесет дивиденды городу в виде снижения нагрузки на бюджет, значительно ускорится развитие инфраструктуры. Кроме того, ГЧП подразумевает привлечение современных высокоэффективных технологий в развитие отраслей экономики. Не останется в проигрыше и население, которое сможет выбирать лучшие по качеству услуги, во-вторых, развитие государственно-партнерства создаст новые рабочие места.
Гульнара Имбергенова,
руководитель управления регистрации договоров
Департамента казначейства
по г. Алматы