Импульс для развития науки и образования

Глава государства Н. Назарбаев в своем новом Послании народу Казахстана особо подчеркнул следующее: «Каждый казахстанец должен четко понимать суть проводимых реформ и их важность в деле процветания нашей Родины. Для их успешной реализации сегодня как никогда важна консолидация общества вокруг общих целей».

Кабульдинов З. Е., директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова:

5 002

– Послание Президента Казах­­­стана Н. А. Назарбаева народу Казахстана на 2019 год вызвало особый резонанс в обществе. Оно направлено прежде всего на решение самых насущных проблем нашего общества, которых в последнее время, надо открыто признать, накопилось немало, в первую очередь – в социальной сфере. Глава государства обратился к народу страны с ежегодным Посланием раньше запланированного времени. Оно и понятно, и логично. У депутатов Парламента до наступления нового календарного года появится некоторый резерв времени для корректировки бюджета страны на 2019 год, ведь новый пакет социальных программ начинается с 1 января следующего года. Все уровни исполнительной власти получат возможность для выработки механизмов качественной реализации новых президентских инициатив. Кроме того, широким слоям населения, которым, по сути, и адресовано новое Послание, не нужно будет ждать определенное время.
Остановимся на некоторых из них, в первую очередь, в сфере науки и образования, которые по сфере нашей деятельности нам более близки.
Так, с 1 января 2019 года ожидается повышение минимальной зарплаты в 1,5 раза: с 28 до 42 тысяч тенге, и этот позитивный шаг коснется около 1 миллиона 300 тысяч человек, в том числе и большого количества бюджетных работников, к которым относимся и мы – научные работники, ибо «сегодня глобальные и локальные проблемы переплетаются. В этих условиях ответом на вызовы и залогом успешности государства становится развитие главного богатства – человека».
В сфере образования Президент предложил системные и комплексные шаги его реформирования, начиная с самых азов – дошкольного образования. Известно, что в настоящее время охват дошкольным образованием в стране составляет 95%. И это высокий показатель. Будет задан крен в сторону улучшения содержательной части воспитательной работы, в частности акцентируется пристальное внимание на умственных и творческих способностях ребенка, которые, по словам Президента, «формируются в самом раннем детстве». Безусловно, пересмотр оплаты труда работников детских садов приведет к формированию и притоку квалифицированных кадров в эту проблемную сферу.
Вызывают всеобщее одобрение и новые шаги в сфере среднего образования. В этой связи тон будут задавать НИШи, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны, когда система и методики их обучения станут образцами для всех остальных школ республики. Абсолютно правильными считаем новое предложение Главы государства по обеспечению безопасности ребенка в школе: «Учитывая важность детской безопасности, поручаю обеспечить оснащение всех школ и детских садов системами видеонаблюдения, усилить работу школьных психологов и реализовать другие последовательные меры». Надо признать, что в последнее время, несмотря на то что в школах работают сотрудники полиции и психологи, волну роста детских правонарушений и суицидов все же до конца не удалось сбить.
Одной из важных инициатив в новом президентском Послании, пожалуй, является разработка и принятие в 2019 году Закона «О статусе педагога», согласно которому ожидается «предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций». И это важно. Что сегодня получается? Профессия школьных учителей становится непрестижной в первую очередь из-за низкой заработной платы. Сегодня места на педагогические специальности заполняются выпускниками школ, которые не всегда учились в школе на «хорошо» и «отлично». Мотивация ясна – получение высшего образования и бесплатного государственного гранта, но идти в школу они не настроены. Об этом свидетельствует тот факт, что проходные баллы, набранные абитуриентами на «школьные» специальности, низкие. Волнует общество и тот факт, что до сих пор в Астане нет своего педагогического университета. Их готовят в непрофильных университетах на заочных отделениях, в региональных педагогических институтах и университетах. Приезжая в Астану, они сталкиваются с проблемой отсутствия жилья. В 1962 году при открытии Целиноградского государственного педагогического института численность горожан составила около 190 тысяч человек, а сегодня она превысила 1 миллион 100 тысяч человек. По идее, в столице должно быть как минимум пять педагогических вузов, но на сегодня нет ни одного. Астана – единственная постсоветская столица, где нет своего педвуза.
Что касается высшего образования, то теперь «будут повышены требования к качеству подготовки». Не секрет, что значительная часть выпускников вузов не находят работу по своей специальности. Предоставление липовых справок о готовности различных учреждений и организаций принять их на работу не всегда завершается их трудоустройством. Зачастую из-за слабой подготовки отечественных выпускников вузов. Поэтому во сто крат прав Глава государства, когда в Послании ясно и недвусмысленно подчеркивает, что «главный критерий оценки успешности вуза – это занятость выпускников после окончания учебы, их трудоустройство на высокооплачиваемую работу». Заслуживают внимания и инициативы по внедрению опыта Назарбаев Университета и открытию нового регионального вуза по образцу и примеру вышеуказанного брендового университета.
Мы полностью поддерживаем и приветствуем инициативу Президента по постройке не менее 100 физкультурно-оздоровительных комплексов. В этой связи хотелось бы отметить, что их надо возводить на базе государственных вузов, где обучается молодежь. По данным независимых экспертов, ни один государственный и национальный вуз в Алматы и Астане не отвечает требованиям по обеспечению спортивными площадями ввиду того, что численность студентов растет, в то время как спортивные залы и помещения не возводятся. Эта проблема существовала и при советской власти.
Глава государства особо остановился на создании комфортной и безопасной среды проживания: «Комфортность заключается прежде всего в доступности жилья, красивом и безопасном дворе, удобном для проживания и работы населенном пункте и качественной инфраструктуре». В этой связи хотелось бы отметить, что отсутствие жилья – это очень большая проблема для любой организации. Я как руководитель Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова воочию вижу, что за 27 лет наш институт не получил ни одного квадратного метра жилья, за исключением полученных шести квартир в 2017 году, которые получены через Казахстанскую ипотечную компанию. Нет общежития. Нет жилья даже для директора института. Каким образом в этих условиях формировать мощные и квалифицированные кадры?!
В ближайшие годы расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников дойдут до 10% от ВВП. И это очень важный и весьма позитивный шаг, предложенный Президентом. К примеру, финансирование науки в 2017 году составляло около 0,14% от ВВП, в то время как в развитых странах мира, входящих в тридцатку наиболее развитых государств, эта цифра доходит до 4–4,5%. Из-за этого произошел сильный отток молодежи из науки, заметное ослабление качества научных исследований. К примеру, в 2016–2017 годах из-за объективных и субъективных обстоятельств часть сотрудников Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова не получали заработную плату. В настоящее время ситуация намного улучшилась благодаря слаженной работе коллектива и поддержке Комитета науки МОН РК, Администрации Президента РК.
Послание Президента на 2019 год было встречено нашим коллективом с пониманием и поддержкой. Мы уверены и убеждены, что оно послужит тому, чтобы и дальше реформировать наш институт, проводить положительные изменения во всем нашем обществе. А для этого нужны кропотливая и неустанная работа, консолидация всего общества и сохранение межнационального мира.