Интеграциия. Перезагрузка

Эра становления: шаги к независимости

Сегодня независимый Казахстан хорошо известен своими широкими экономическими связями как в СНГ, так и в мире. А истоки устремленности республики к интеграции уходят в самое начало построения независимости. Знаковым в этом смысле стал октябрь 1991 года.

6 7 001

К тому времени для трезвомыслящих политиков в СССР стало ясно, что диктат, в том числе экономический, со стороны Москвы уже невозможен. Казахстан обозначил свою позицию четко и недвусмысленно через три дня после провала путча – попытки государственного переворота 19–22 августа 1991 года, которым окончательно скомпрометировал себя союзный центр.
«Для меня очевидно, что обновленный Союз уже не может быть федерацией, – заявил в своем выступлении 25 августа 1991 года с трибуны внеочередной сессии Верховного Совета СССР Нурсултан Назарбаев. – Хватит бежать вдогонку за ушедшим временем… Новоогаревский договор (новый Союзный договор. – Прим. ред.) фактически является почти конфедеративным. Так что давайте честно признаем и поставим наконец все на свои места… В новом Союзе не должно быть никакого союзного кабинета министров, никакого союзного парламента, кроме договорных отношений, в которые вступают республики... Я не мыслю себе других оснований, на которых Казахстан войдет в Союз с другими республиками».
С подобной постановкой вопроса фактически уже никто не спорил, кроме безнадежных ортодоксов, которых становилось все меньше. Но какими должны стать новые отношения между республиками?

Разногласия над пропастью
Серьезные предупреждения о надвигающейся на Союз экономической катастрофе звучали еще до путча. Буквально за три дня до него первый заместитель председателя союзного Совмина Владимир Щербаков сообщал в докладной записке в Совет Федерации ВС СССР: «Страна ускоренными темпами втягивается в глубокий финансовый кризис и развал денежного обращения. Эти факторы в настоящее время в решающей степени определяют ухудшение экономической, социально-психологической и политической ситуации в стране… Возможности реализации антикризисной программы уменьшаются с каждым днем... Однако бесконечные согласования, обсуждения и так далее привели к тому, что потеряно уже два месяца… Необходимо понять, что через два-четыре месяца для нормализации положения придется применять совсем другие меры, и антикризисную программу можно будет просто выбросить в корзину…»
Не потребовалось и двух месяцев – через месяц, в сентябре, реальность катастрофы в полный рост встала уже перед Государственным советом СССР – не предусмотренным Конституцией Союза временным органом, созданным 5 сентября 1991 года для управления страной. Госсовет возглавил Президент СССР, а в его состав, как предполагалось, войдут высшие должностные лица союзных республик, которые и решат вместе с Михаилом Горбачевым, каким быть Союзу.
Однако, несмотря на то что Госсовет на первом же своем заседании признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии, эти три прибалтийских республики, как и Грузия с Молдавией, от участия в работе временного союзного органа отказались сразу. Вскоре начали уклоняться от этого также Азербайджан и Армения, а затем перестал посещать заседания Госсовета Леонид Кравчук, председатель Верховного Совета Украины, где еще не было института президентства.
В этих условиях Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой обсудить и выработать пути выхода из кризиса вне рамок Госсовета, оказавшегося «усеченным» и тонувшего в бесплодных дебатах из-за политических разногласий. Для этого глава республики пригласил в Алма-Ату руководителей всех республик плюс Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР и Межреспубликского экономического комитета – также временных органов, созданных взамен союзного Совмина, отправленного после путча в отставку.

Без идеологического фетишизма
На инициативу Президента Казахстана откликнулись 13 из 15 де-юре еще союзных республик, включая даже Латвию, которая вместе с двумя прибалтийскими соседками давно игнорировала союзный центр. Руководители этих 13 республик, а также двух названных комитетов собрались 1 октября 1991 года в Алма-Ате на большой разговор о том, как избежать краха экономики.
«Открывая нашу встречу, хочу подчеркнуть, что сегодня знаменательный день, – обратился к коллегам Нурсултан Назарбаев. – Здесь собрались главы суверенных государств с единственной и очень важной целью – обеспечить крепкое взаимовыгодное сотрудничество между нашими республиками в новых условиях, не дав разрушить созданные за прежние годы экономические связи и сохранив единое экономическое пространство. Это крайне необходимо сегодня для наших народов.
Процесс тотального размежевания, на мой взгляд, можно остановить, если во главу угла поставить не политические пристрастия, а нужды и интересы народов, разумно использовать наработанные годами и десятилетиями многообразные экономические связи. Не сделав этого сейчас, мы рискуем окончательно их разрушить, оказаться перед лицом практически необратимых процессов, полного и окончательного развала экономики всех республик. (...)
Мы должны объединиться на качественно новых принципах с учетом желания республик, которые сами определят форму своего участия в экономическом союзе. Кто-то войдет в него, допустим, как член федерации, кто-то на конфедеративных началах, вполне возможно ассоциативное участие. Такой плюрализм – главный залог настоящего содружества, свободного от какого-либо политического давления и идеологического фетишизма. Тяжелая ситуация, сложившаяся в стране, требует от нас согласованных действий, которые в первую очередь должны быть направлены на решение насущных задач продовольственного снабжения населения, производства товаров народного потребления, устойчивой работы предприятий. (...) Надеюсь, наша встреча поможет выработать общую экономическую политику, способную устранить дальнейшее падение экономики и снижение жизненного уровня населения. (...)
Касаясь повестки дня сегодняшней встречи, я бы предложил, уважаемые коллеги, рассмотреть последний вариант проекта Договора об экономическом сообществе, взвесить все его плюсы и минусы и при необходимости внести соответствующие коррективы. (...)
Сам факт, что мы собрались за этим столом в Доме дружбы столицы Казахстана, убедительно подтверждает, сколь глубоки и прочны узы, связывающие наши народы. Можно вспомнить много славных и трагических страниц нашей совместной истории. Это была наша общая судьба, наше общее прошлое.
Законное стремление к свободе, национальному самоопределению, утверждению собственного суверенитета ни в коем случае не может и не должно противоречить естественному человеческому желанию жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопомощи и добрососедства, духовного родства. (...)
Сегодня у нас есть шанс заложить прочный фундамент экономического сообщества, основанного на подлинно равноправных и взаимовыгодных отношениях, дать старт успешному совместному будущему на пути к цивилизованному демократическому обществу. Этот шанс упустить нам нельзя».

Красная нить договора
Вторым на совещании выступил заместитель председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР Григорий Явлинский. Он представил в деталях проект Договора об экономическом сообществе, разработанный с участием правительства Казахстана и Нурсултана Назарбаева.
В преамбуле документа утверждалось, что участники соглашения сознают выгоды экономической интеграции, общего экономического пространства и целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений. Дальше красной нитью через документ проходила мысль о том, что отныне республикам необходимо все делать в экономике СКООРДИНИРОВАННО.
Первая же статья проекта гласила: «Экономическое сообщество создается с целью образования объединенного рынка и проведения согласованной экономической политики. Для этого учреждаются институты сообщества. Это Межгосударственный экономический комитет, Банковский союз, Арбитраж экономического сообщества. Высший координационный орган − Совет глав правительств государств, входящих в сообщество».
Как отмечал Явлинский, перемещение товаров и услуг на территории республик − членов сообщества должно происходить свободно, беспошлинно, а с государств, не входящих в организацию, пошлины необходимо взимать по ставкам единого таможенного тарифа экономического сообщества.
Его членам предлагалось также согласованно переходить к свободным ценам и использовать в расчетах между собой единую валюту – рубль. А если какая-то страна захочет ввести собственные деньги, то она должна заключить с сообществом специальное соглашение на этот счет.
Банковский союз предлагался для того, чтобы предотвратить бесконтрольный выпуск денег центральными банками государств − членов сообщества. Доверить эту роль предполагалось Межгосударственному эмиссионному банку. Больше того, для контроля над ним и Банковским союзом намечалась и Банковская инспекция, решения которой становились бы обязательными для всех участников и финансовых институтов сообщества.
Кроме того, ему предписывалось сформировать по договоренности между республиками собственный бюджет, предназначенный для проведения совместных мероприятий и взаимопомощи в случае стихийных бедствий, техногенных аварий и других форс-мажорных обстоятельств.
Завершая представление проекта договора, Григорий Явлинский подчеркивал, что при его разработке учтены предложения и корректировки, внесенные участниками совещания, а главным достоинством соглашения является возможность его реализации без каких-либо взаимных политических обязательств.
По итогам встречи было подписано коммюнике, в котором руководители республик заявили: «Единственный путь выхода из экономического кризиса, охватившего страну, – это ускоренный переход к рыночным отношениям, всемерное развитие предпринимательства, расширение взаимовыгодных связей по всем направлениям. Участники встречи выступают за подписание Договора об экономическом сообществе, которое закладывает принципиально новые основы экономических отношений между суверенными государствами».
На встрече был принят еще один документ – заявление представителей восьми республик – РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджики­стана и Туркменистана – о том, что они решительно высказались за окончательное заключение выработанного договора не позднее 15 октября 1991 года.
На состоявшейся затем пресс-конференции для советских и иностранных журналистов участники переговоров высоко оценили инициативу Президента Казахстана о проведении подобной встречи в Алма-Ате и ее итоги. В частности, Григорий Явлинский и председатель Межреспубликанского экономического комитета Иван Силаев (бывший глава Совмина РСФСР) отметили, что республикам удалось сделать перспективный шаг к достижению основы их дальнейшего сотрудничества.

Новое мышление
Высоко оценивало встречу в Алма-Ате и большинство СМИ.
«Итоги встречи в столице Казахстана превзошли все ожидания, – цитировала Ивана Силаева на первой странице своего номера за 2 октября 1991 года газета «Известия». – Все присутствовавшие на встрече главы республик подписали единое коммюнике, где высказали общие подходы к актуальным проблемам сегодняшнего дня – таким как права человека, межнациональные отношения, экономическая ситуация, консолидация общества, движение к рынку и т. д. (…) Григорий Явлинский, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что наиболее горячие споры вызвало обсуждение двух моментов. Первый – о том, как назвать будущее объединение участников экономического соглашения: союз, содружество, сообщество? Второй – о процедуре назначения председателя Межгосударственного экономического комитета. Но в обоих случаях удалось прийти к согласию».
На второй странице того же номера «Известий» обширный комментарий под заголовком «Алма-Ата: новое мышление на нашем пространстве?» посвятил событию один из лучших экономических обозревателей тех времен Отто Лацис.
«Мы все больше скатываемся к состоянию просто пространства, все меньше остается институтов, как-то организующих это пространство, – писал Лацис. – Отсюда тревога: долго в таком состоянии страна находиться не может. Потому так важен каждый шаг к становлению новых связей вместо старых, порушенных за недееспособностью. Отсюда острое внимание и к договоренностям, достигнутым в Алма-Ате, и прежде всего к подтвержденной представителями республик решимости создать экономический союз. (…)
Чем должно, на наш взгляд, характеризоваться такое межреспубликанское новое мышление? Во-первых, реализмом. Ах, как не хватило его всего два с небольшим года назад первому Съезду народных депутатов СССР! Послушали бы сразу Сахарова (Андрей Сахаров, физик, академик, создатель советской водородной бомбы, диссидент, народный депутат, еще в 1989 году предлагал преобразовать СССР в Европейско-Азиатский Союз с правом всех его народов на государственность, скончался в декабре того же года во время работы II Съезда народных депутатов Союза – Прим. ред.) да литовцев – был бы уже сейчас обновленный Союз на началах конфедерации, которая с точки зрения жизненных реальностей (а не вывески) мало чем от федерации отличается. (…)
Вторая (а по важности, может быть, первая) черта этого нового мышления – полная самостоятельность и добровольность в принятии решений. Никто никого палками в рай не загоняет. Каждый действует в соответствии со своим пониманием собственных интересов – ни больше ни меньше».
Через день «Известия» вышли под красноречивой «шапкой» «Договоренность в Алма-Ате – шанс выйти из экономического хаоса», предварявшей редакционную статью на первой странице номера газеты от 4 октября. В ней особо выделялся тезис алма-атинской встречи о том, что путь к развитию экономики каждой республики и сообщества в целом возможен только через «введение категории частной собственности в рамки закона», а также «равные условия для деятельности предпринимателей всюду неависимо от гражданства».

Пусть позднее, но воплощено
После обсуждения проекта правительствами и верховными советами субъектов Союза Договор об экономическом сообществе заключили 18 октября 1991 года в Москве восемь из 13 республик, участвовавших в алма-атинской встрече. Свои подписи под документом поставили руководители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Воздержались от этого, кроме прибалтийских республик, Азербайджан, Грузия и Молдавия, а также Украина, присоединившаяся к договору лишь 6 ноября 1991 года.
Не без колебаний, но все же скрепил своей подписью текст соглашения и Президент СССР Михаил Горбачев. Как он надеялся, документ мог бы стать стержнем, вокруг которого нарастет вся структура нового Союза. Но этим надеждам не суждено было сбыться – из-за непреодоленных даже после путча и нараставших противоречий между Горбачевым, главами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком Договор об экономическом сообществе остался нереализованным.
И это, кстати, стало исходной причиной для того, чтобы впоследствии светлая голова Явлинский неизменно отказывался войти в состав российского правительства и стал непримиримым критиком Ельцина вплоть до попытки составить ему конкуренцию на президентских выбрах в РФ в 1996 году. На них Григорий Алексеевич занял четвертое место, набрав 7,4 процента голосов избирателей. При этом после распада СССР Явлинский неоднократно консультировал по экономическим реформам правительство Казахстана и лично Нурсултана Назарбаева.
Тем не менее работа над сугубо «экономическим» договором и процесс его заключения позволили в дальнейшем целому ряду экспертов назвать те события своеобразной предтечей восстановления и развития едва не утраченных связей бывшими «братьями» по СССР.
Перечитайте приведенные отрывки из выступления Нурсултана Назарбаева, суть договора, комментарии «Известий» двадцатипятилетней давности – и вы убедитесь, читатель: многое из того, что предлагалось четверть века назад в алматинском Доме дружбы, пусть позднее, в других формах и под другими названиями, но все же воплощено в жизнь бывшими советскими республиками уже в ранге новых, независимых государств и действует сегодня.
После совещания 1 октября в Алма-Ате и окончательного распада Союза в декабре 1991-го для восстановления интеграции между его бывшими субъектами потребовалось без малого два года. Это произошло 24 сентября 1993 года на очередном заседании Совета глав государств – членов СНГ. На нем президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали 18 документов, которые наполняли новым содержанием их экономические взаимоотношения.
Нурсултан Назарбаев назвал то событие закладкой фундамента, на котором начнут в дальнейшем формироваться новые взаимовыгодные хозяйственные связи между странами СНГ – фактическим началом создания нового экономического союза. На этом тернистом пути между членами Содружества были заключены, реализованы и продолжают действовать сотни соглашений и проектов, сформированы и функционируют Таможенный и Евразийский экономический союзы, а также ряд других сообществ.

В ногу со временем
Богатым на интеграционные инициативы Казахстана выдался и год 25-летия его независимости, в течение которого республика председательствует в Высшем евразийском экономическом и Евразийском межправительственном советах, а также в Совете евразийской экономической комиссии. В частности, в феврале 2016-го Нурсултан Назарбаев призвал государства ЕАЭС расширить сотрудничество союза и третьих стран.
«Предлагаю объявить 2016 год Годом углубления экономических отношений союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями, – говорится в обращении Президента Казахстана на сайте национальной палаты предпринимателей «Атамекен». – Евразийский экономический союз мы видим открытым экономическим сообществом, органично интегрированным в мировую экономическую систему как надежный мост между Европой и растущей Азией. На фоне замедления роста мировой экономики усилия наших государств по развитию экономической интеграции, созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы способны стать ключевыми источниками диверсификации и роста экономик. Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли Евразийского экономического союза на всем континенте».
По словам главы государства, важной инициативой в связи с этим станет строительство экономического пояса Шелкового пути – углубление сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Евросоюзом. «В этой связи 2016 год должен стать началом практической работы по созданию в долгосрочной перспективе зоны свободной торговли стран союза и ШОС», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Президент также заявил о необходимости совершенствования Таможенного кодекса союза, упрощения механизмов администрирования для участников внешнеэкономической деятельности, создания и внедрения механизмов «единого окна» при экспортно-импортных операциях для содействия диверсификации экономик стран ЕАЭС в полном соответствии правилам Всемирной торговой организации.
16 сентября 2016 года в Бишкеке прошел юбилейный, 25-й саммит глав стран СНГ.
– Ни разу ни один из руководителей высокого уровня наших стран не высказывал сомнения в целесообразности сохранения и дальнейшего развития Содружества, – сообщил перед началом заседания журналистам председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев. – Модернизация – да, совершенствование – да, повышение эффективности – да, но ликвидация СНГ, о чем иногда некоторые заявляют, об этом даже не идет и речи. Потому что государства СНГ связывают десятки тысяч, а может, и миллионы нитей, объединяющих нас. Это сохраняющиеся прочные экономические связи, историческая общность, которая, конечно же, накладывает отпечаток на тесные взаимодействия наших государств в гуманитарной сфере.
В государственной резиденции Ала-Арча встретились хозяин саммита и председательствующий в этом году в СНГ глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана – Ильхам Алиев, Серж Саргсян, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин, Эмомали Рахмон, а также премьер-министр Молдовы Павел Филип, первый заместитель председателя правительства Туркменистана Бяшиммурад Ходжамамедов, министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов и посол Украины в КР Николай Дорошенко.
На совещании за закрытыми дверями участники саммита подписали все 15 запланированных для этого документов. В том числе – заявления глав государств – участников СНГ в связи с 25-летием Содружества и о его адаптации к современным реалиям, совместном противодействии международному терроризму и распространению наркотиков, переходе председательства в СНГ от Кыргызстана к России, объявлении в СНГ 2017 года Годом семьи, 2018-го – Годом культуры, а также о переписях населения в странах Содружества в 2020 году.
Взявший слово первым среди участников саммита после их выхода на публику Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил, что заседание проходит в юбилейный год с момента образования СНГ.
– Уже самим фактом существования и реализации своих планов на будущее наше Содружество доказало свою состоятельность, целесообразность и перспективность, – подчеркнул глава Казахстана. – Более того, опыт Содружества пригодился другим интеграционным объединениям, таким как ЕАЭС и ШОС. По моей инициативе сегодня мы принимаем заявление о 25-летии СНГ. Оно определяет ориентиры и ставит новые задачи на будущее. Ситуация в мировой экономике на данный момент значительно изменилась, поэтому Казахстан предлагает актуализировать пакет мер стимулирования экономического роста в странах Содружества.
– Идти в ногу со временем – объективная необходимость не только для СНГ, но и для любой международной организации, – резюмировал итоги юбилейного саммита Сергей Лебедев.

октябрь 2 назарбаев атамбаев путин Бишкек 16.09.2016
Андрей ЖДАНОВ