История образования КФК

«20 лет государственной службе»

Финансовая система Казахстана начала свою деятельность с октября 1920 года.
21 августа 1921 года утверждено Положение о Финансовом народном комиссариате республики, сыгравшее значительную роль в создании и развитии финансовых органов.
Новый отсчет времени начинается с 15 октября 1992 года уже в суверенном Казахстане.
Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 15 октября 1992 года № 864 «О вопросах службы Комитета финансового контроля при Кабинете министров» на базе Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Казахстан создан Государственный комитет финансового контроля при Кабинете министров Республики Казахстан.
Это особая дата для комитета, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы в его развитии.
Перед комитетом были поставлены амбициозные задачи, такие как контроль использования бюджетных средств, проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности учреждений, организаций, предприятий, банков, независимо от форм собственности и функций.
На тот момент численность комитета составляла 2975 человек вместе с сотрудниками территориальных подразделений.
С тех пор финансовый контроль претерпел много изменений.
С принятием в 2015 году Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2016 года № 264 Комитет финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан переименован в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Комитет внутреннего государственного аудита занимает достойное место среди органов системы государственного аудита и финансового контроля.
Переход от констатации фактов нарушений к их предупреждению, от санкционного контроля к превентивному аудиту с применением системы управления рисками, анализ причинно-следственной связи между совершенными правонарушениями для их будущей профилактики, плодотворное и тесное взаимодействие с органами государственного аудита и правоохранительным блоком – вот приоритеты сегодняшнего комитета.
Новый институт камерального контроля – еще одно достижение комитета. Благодаря камеральному контролю нарушения по государственным закупкам устраняются уже на ранней стадии, что способствует своевременному и эффективному освоению бюджетных средств.
И это еще только малая частица решенных задач, стоящих перед комитетом. Впереди внедрение электронного государственного аудита, автоматизация аудита финансовой отчетности, усиление потенциала служб внутреннего аудита и другие амбициозные задачи.
Не секрет, что даже самые блестящие идеи и разумные предложения, соответствующие современным реалиям, могут оказаться безуспешными, если их реализацией будут заниматься невысокопрофессиональные специалисты.
На сегодняшний день в комитете с его территориальными подразделениями работает 741 человек, из них большую часть составляют успешно прошедшие сертификацию государственные аудиторы, так как новая система государственного аудита требует людей с государственным мышлением, способных не на словах, а на деле быть «государевыми людьми», искренне и честно заботиться о сохранении и приумножении государственных активов и национального благосостояния.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. В соответствии с подпунктом 9) статьи 1 ЗРК от 12.11.2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» разработаны Правила профессиональной этики государственных аудиторов, способствующие формированию культуры взаимоотношений в коллективе. Правила представляют собой единый свод этических правил поведения государственных аудиторов.
Целью правил является установление этических норм и правил профессионального поведения государственных аудиторов, а также обеспечение их полного соблюдения.
Этические правила поведения государственных аудиторов представляют собой систему моральных принципов поведения, направленных на воплощение основных принципов государственного аудита и финансового контроля (далее – государственный аудит), таких как независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, достоверность, прозрачность, гласность, взаимное признание результатов государственного аудита.
Государственные служащие служат государству, народу и поддерживают стратегию Президента Казахстана. В своей работе государственные служащие придерживаются принципа: работать, не переставая и не нарушая закона. Ведь от того, как мы будем выполнять возложенные на нас обязанности и задачи, зависит эффективное развитие нашего государства.
Мынжасаров Ержан Тилекович, руководитель Департамента внутреннего государственного аудита по г. Алматы Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан