«Изучение технологий открывает неограниченные возможности для каждого человека»

В минувшем году флагман отечественного образования КазНУ им. аль-Фараби стал одним из десяти глобальных хабов Программы ООН «Академическое влияние» и внес заметный вклад в реализацию Целей устойчивого развития на многих международных площадках, включая платформу G-Global. Тогда же на базе альма-матер был открыт Институт устойчивого развития имени Пан Ги Муна. О концепции заведения, процессе цифровизации и технологических трендах рассказывает директор института, профессор Рафис Абазов.
 
абазов1
 
- Какова миссия, цели Института устойчивого развития имени Пан Ги Муна?
- Наш институт – это научно-исследовательская организация, и его философию хорошо выражает фраза, сказанная когда-то основателем Майкрософта Биллом Гейтсом о том, что изучение технологий открывает неограниченные возможности для каждого человека. Институт устойчивого развития имени Пан Ги Муна занимается различными вопросами устойчивого развития, как например индустриялизация 4.0. Согласно исследованиям ООН и Всемирного банка, индустриялизация 4.0 сейчас набирает обороты и уже меняет нашу жизнь. Во-первых, это система социальных инноваций, которые в свою очередь меняют социализацию, образ жизни и работы людей. Во-вторых, так называемая «новая экономика» или Gig-Economy, которая меняет систему непосредственно самого производства и систему распределения услуг, и особенно образования. В-третьих, новые технологии и технические инновации, которые влияют на технологии не только на информационном, но также уже на биологическом и психологическом уровне. В- четвертых, развитие робототехники, которая изменяет очень многое в нашей жизни уже сегодня, от офисных роботов до роботов-машин и дронов. В-пятых, искусственнный интеллект, который уже в скором будущем изменит вообще саму концепцию жизни людей, особенно в городской среде, например в Алматы.
-То, что Вы называете искусственным интеллектом, подразумевает то, что в нашей стране называется «Цифровой Казахстан»?
- Анализ развития страны показывает, что цифровизация уже привела к определенным изменениям  и в скором времени их будет еще больше.Изменения будут заметны на 3 уровнях: в жизни людей на личном уровне, в локальном пространстве и на международном уровне, и как говорил Томас Фридман в своей влиятельной книге – «мир становится плоским», то есть открытым для инноваций и конкуренций во всем мире, в том числе в Казахстане. Во-первых, смартфоны все более интегрируются в нашу жизнь и уже до 50-60 процентов коммуникаций мы осуществляем с помощью смартфонов. Во-вторых, система управления на всех уровнях постепенно переходит от людей к компьютерам, а очень скоро к перейдет к искусственному интеллекту, который может самостоятельно просчитывать десятки, сотни,миллионы вариантов решений, например в транспорте и городском планировании. В-третьих,цифровизация образования и рынка труда и, одновременно, интеграция в международное информационное пространство. «Цифровой Казахстан» и цифровизация мирового сообщества приведут к радикальным изменениям в обществе, в том числе в отношениях между государствами. 
-Если мы на пороге таких глобальных изменений в обществе, не могли бы вы определить место и роль средств массовой информации (СМИ) в обновленном обществе? 
-Многие исследования показывают, в частности, проведенные  ЮНЕСКО, а также такими ведущими университетами мира как Массачусетский Институт Технологий (МИТ), Колумбийский Университет и др. показывают, что роль средств массовой информации и ИКТ в обществе только усилится. Если в 20-м веке человек управлял информацией в объеме одного-двух гигабайт, и этого было достаточно для комфортной жизни, то сегодня ситуация резко поменялась: объем информации, получаемой или производимой человеком в 21-м веке уже увеличивается в тысячу раз. На сегодня является нормой, что многие компьютеры имеют память в один-два терабайта – 1,000гигабайт. Что это означает? Теперь человек уже зачастую не управляет своими гаджетами – смартфонами и компьютерами, а наоборот гаджеты все больше управляют человеком и обществом. Но как предупреждал Глава компании Эппл (Apple) Стив Джобс – Технологии ничего не значат без людей – их создают и используют люди!А молодежь все больше сидит в интернете, за компьютером и на смартфоне, и получает все больше информации на данных платформах. Возможно это сейчас 50/50, но в ближайшем будущем это соотношение изменится в пользу технологий. Люди будут больше взаимодействовать с технологиями, особенно с приходом умных офисов, умных домов, умных городов объем и значение информации (а значит и СМИ) будет только увеличиваться, но будут меняться технологические форматы.
-Понятно, что эти процессы активны далеко от нас географически – в Нью- Йорке, Лондоне, Париже, Токио, но насколько это можно отнести к Казахстану?
Я думаю, не важно, где вы живете – в казахстанском ауле или американском городе – важно – уровень использования технологий. В Казахстане есть 3 уровня освоения технологий, которые определяют принадлежность к определенной прослойке общества Во-первых, это те, кто очень активно и массово используют современные иформационно-коммуникационные технологии и гаджеты и просто ими живут.Так как технологии становятся дешевле и доступнее и кроме того, просто облегчают нашу жизнь - в Казахстане эта прослойка будет увеличиваться, прослойка общества которым доступны интернет-покупки, домашние роботы, 3-Д принтеры, нанотехнологии, новые биотехнологии. Достаточно взглянуть на Смарт-Поинт (Smart-point) в Алматы, TechGarden или IT-technopark в Астане.
Второй уровень, это так называемые пользователи среднего звена или уровня. На примере Алматы, Астаны, Шымкента, Павлодара, Караганды, многие исследования показывают, что это основная прослойка общества, которая достаточно часто и много использует современные технологии. То есть, это те люди, у которых есть доступ ко всем технологиям, но они вполне комфортно могут обходиться и без них. Но люди в этой группе должны быть очень конкурентноспособны  на рынке труда, должны подстраиваться к ускоряющемуся темпу жизни. В перспективе, они все больше и чаще будут осваивать новые технологии, и таким образом, перейдут в первую группу. Есть и третья группа людей, которые почти полностью независимы от современных технологий, особенно в тех регионах, где был слабый и низкий доступ к скоростному интернету. Их достаточно много, но их количество уменьшается, потому что есть молодые люди, которые легко и быстро осваивают новый образ жизни, и они видят свое будущее совершенно в другом. Растет новое поколение, которое независимо от того где выросло - в малом ауле или большом мегаполисе- уже превращается в «поколение Z». У них новые социальные нормы и техно-навыки, и их образование формируется в совершенно другом масштабе и именно эта молодежь будет диктовать многие моменты развития казахстанского общества уже завтра.
-Каким образом они могут или будут диктовать развитие казахстанского общества?
-Я имею в виду новые технологии, Индустриялизация 4.0, «Цифровой Казахстан», умные города («smart cities») - все эти программы подразумевают наличие очень образованных суперэффективных кадров, способных работать с новыми технологиями в Казахстане. Но их формирует современное казахстанское образование, которое должно привить этому поколению новые навыки, конкурентноспособные на мировой арене. Без знаний эти технологии, как показывает опыт некоторых стран, будут оставаться просто железками, невостребованными и неиспользованными. Именно поэтому необходимо уделять все больше внимания развитию, то, что мы называем навыком «soft skills», которое позволяет эффективно ориентироваться в этой среде и «hard knowledge» реальным знаниям, которые позволяют технологиям развиваться. 
И в этом отношении я смотрю на эволюцию системы образования в Казахстане – сейчас нет необходимости выезжать заграницу, сегодня десятка ведущих университетов Казахстана предлагает сотню международных программ: Назарбаев университет, Университет им. аль-Фараби и многие технологические, политехнические университеты Казахстана осваивают программу двухдипломного образования, академические обмены, приглашения зарубежных преподавателей, приглашение зарубежных менеджеров и в принципе международные образовательные технологии уже переносятся в Казахстан. И вопрос заключается в том, что   молодое поколение должно отнестись к этому серьезно и «взять» это образование. 
- Бытует мнение, в основном среди молодежи, что Казахстан развивается недостаточно динамично…
- Надо просто посмотреть на цифры по трем индикаторам, чтобы увидеть прогресс. Во-первых, важный индикатор – стартапы, особенно в бизнесе. Если вспомнить американскую экономику в 1980-е годы -  тогда многие страны опережали ее: Западная Европа, Япония и восточноазиатские экономические «тигры» по некоторым показателям опережали США. И тогда американцы создали такую динамичную среду для стартапов, что частный бизнес стал выдавать новые технологии и бизнес-проекты. И уже в 1990-е США вышли на ведущее место в мире в области современных технологий. То есть чтобы страна стала динамичной – нужны сотни стартапов. Второй индикатор – это количество смартфонов и других гаджетов по стране на душу населения. В Казахстане сейчас примерно 20 миллионов гаджетов и зарегистрированных телефонных номеров, т.е. по два предмета на каждого взрослого. Современные гаджеты – это часть инновационного пространства и в данном случае, для Казахстана эта инновационная среда является важным компонентом для прорыва в «тигры». Третьим индикатором является социальный компонент. Любое  общество  это не сумма людей, заводов, технологий и компьютеров. Общество – это сложный механизм, где люди должны научиться интегрировать взаимоотношения людей, бизнеса и новых технологий, включая искусственный интеллект. Если взаимоотношение будет эффективно, то это будет гармоничное и поступательное развитие, но если этого нет, тогда будет противоречие и проблемы, когда люди недовольны технологиями и технологии, которые будут вредить обществу.
- 2019 год объявлен в Казахстане Годом молодежи...
- Я думаю, что молодежь в Казахстане в 2019 году все больше будет сталкиваться с тремя глобальными трендами. Во-первых, возрастающий спрос на креативность – т.е. на способность творчески подходить к созданию принципиально новых технологических и социальных инновационных идей. Во-вторых, спрос на бизнес-мышление и бизнес менталитет – т.е. на такие качества как умение находить новые возможности для самореализации, бизнеса и работы, которые позволяют молодым людям стать самодостаточными, не ожидая от «большого дяди» решения их проблем. В-третьих, быстрорастущий спрос на знания в области цифровых технологий, - т.е. на информационно-коммуникационные знания и методы генерирования, обработки и использования цифровых данных и технологий. Таким образом – основной прогноз - весь мир, в том числе Казахстан должен стать более техногенным и цифровым. 
Гульмира Султанбаева