К благосостоянию – через образование

Калимаш Бегалинова, доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби:

5 001
– Послание Президента страны посвящено вопросам повышения благосостояния граждан. Достичь этой цели Елбасы предлагает через повышение доходов населения и улучшение качества жизни. Отрадно отметить, что значительную роль в этом процессе он отвел системе образования, его качеству и доступности для каждой казахстанской семьи. 10% от ВВП – это весьма солидная сумма. В данный момент затраты Казахстана на систему образования составляют около 3,7% от ВВП. Однако стоит отметить, что 10% будут направлены не только в сферу образования, но также в науку и здравоохранение. В данный момент траты Казахстана в эти сферы минимальны – около 0,17% и 3,4% соответственно. Таким образом, общие расходы на три сферы увеличатся на 2,7% от ВВП, что равносильно прорыву в данных областях. Благодаря финансовой поддержке планы, намеченные в Послании, осуществимы.
Очень важно понимать, что воспитание и образование начинается с самого раннего детства, и развитие по всей стране дошкольного образования, внедрение модели 4К (креативность, критическое мышление, коммуникабельность и умение работать в команде) будут способствовать воспитанию новой интеллектуальной нации, умеющей нестандартно подходить к проблемам и принимать ответственные и взвешенные решения. Средней школы изменения не коснутся, т. к. основные подходы и реформы были определены ранее. Здесь по уже отмеченной траектории продолжится внедрение системы и методики обучения Назарбаев интеллектуальных школ, международных стандартов оценки знаний, ориентации школьников на наиболее востребованные в обществе специальности. Качественные изменения коснутся высшей школы. Продолжится укрупнение вузов и значительно повысятся требования к качеству подготовки в учебных заведениях. Если ранее главным критерием успешности полученного образования были знания, умения и навыки, то сегодня их место заняло трудоустройство. То есть определять качество подготовки специалиста, решать, хорошо он подготовлен или нет, будет рынок труда. Смогут ли выпускники вузов найти востребованную высокооплачиваемую работу – вот главный критерий успешности вузов. Разумеется, не каждый университет сможет похвастать подобной статистикой. Тем более что уровень безработицы в стране остается высоким и составляет в среднем 4,9%. К сожалению, тенденция эта растет. Тысячи молодых людей не могут найти работу после окончания вуза или же находят ее в совершенно иных, отличных от обучения областях. Для всего мира это огромная проблема. А потому пройти проверку временем и рынком труда сможет далеко не каждый вуз. Совершенно справедливо будет, если университеты начнут укрупняться, улучшая качество образования и в то же время совместно с работодателями открывая новые возможности для студентов. Планируется открытие регионального вуза по примеру Назарбаев Университета. Я думаю, это прекрасная инициатива, которая вдохновит казахстанскую молодежь, особенно тех, кто не смог поступить в Назарбаев Университет. Альтернатива и в то же время высокое качество обучения. В заключение хочу отметить еще один фактор, который не обошел стороной Президент в своем Послании, – это статус педагога. Статус будет повышен до законодательного уровня. Планируется издание соответствующего закона, который предусмотрит стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, оградит их от непредвиденных проверок, сократит нагрузку и избавит от множества ненужных функций и работ. Все это вместе, думается, станет прекрасным мотивирующим фактором как для педагогов, так и для учащихся, чтобы учиться, работать, непрерывно развиваться и в конечном счете улучшать свою жизнь.