Как Белка прославила Казахстан на весь мир

NK9A9021
 
Гигантская белка, которую установили в Алматы, неожиданно стала главным неполитическим информационным поводом прошлой недели. В казахстанских и зарубежных СМИ появилось более ста публикаций на эту тему. 
 
012
 
Вряд ли организаторы проекта - креативное агентство Funk и автор белки британский художник Алекс Ринслер предполагали, что 13-метровая скульптура окажется чуть ли не самым популярным ньюсмейкером прошлой недели. Ее появление на площади перед выставочным комплексом «Атакент» в Алматы затмило все остальные события, происходящие в стране. В социальных сетях белку начали обсуждать еще до момента ее официальной презентации. Она раздражала, удивляла, восхищала, но не оставляла никого равнодушным. О ней говорили  так много и горячо, что новость об установке эко-скульптуры опубликовали практически все республиканские информационные порталы, сайты газет и телеканалов. Хотя обычно события из области культуры остаются практически незамеченными. Если пользователи социальных сетей разделились на тех, кто «за» белку, и тех, кто против нее, то большинство журналистов встретили необычную для Казахстана скульптуру сдержано-нейтрально. Они рассказывали о том, почему и зачем она появилась в Алматы, рассуждали о ее стоимости и дальнейшей судьбе. 
 
Буквально за несколько дней работа Алекса Ринслера стала настолько узнаваемой (теперь достаточно сказать: встретимся возле белки, и все сразу станет понятно), что на ситуацию мгновенно среагировали казахстанские PR-щики. Сразу целый ряд брендов начали использовать этот образ для рекламы в соцсетях: банки, торговые сети, рестораны. Около белки с утра до ночи тусовались любители селфи, приезжали молодожены. Массово размещаемые ими в соцсетях фотографии обеспечивали арт-объекту дополнительный промоушн. И, в конце концов, алматинская белка попала в ведущие мировые СМИ.  
11 июля один из крупнейших информационных порталов -британский BBC News опубликовал новость о гигантской белке в Алматы. Журналисты рассказали и о самом арт-объекте, и о тех спорах, которые он вызвал в социальных сетях, заодно процитировав самых активных противников и поклонников скульптуры.  Позже к ним присоединилась британская The Times, американцы из популярнейшей газеты New York Post и одного из ведущих телеканалов FOX News. Аудитория сайтов этих СМИ огромная – например, портал ВВС посещает около 430 млн человек в месяц, а сайт New York Post – около 90 млн человек. Публикации про алматинскую белку вышли в международных изданиях, а также в России (в том числе на телеканале «Россия»), Пакистане, Чехии, Республике Корея…Из городского арт-объекта белка превратилась во всемирный новостной повод. 
 
Мы любим рассказывать о себе за рубежом: проводятся презентации Казахстана, размещаются платные статьи в прессе и ролики на ТВ. Как правило, аудитория у этих материалов невелика.  Про алматинскую белку зарубежные журналисты писали просто так. Общий информационный охват «беличьих» публикаций достиг нескольких сотен миллионов человек. Если бы за эти публикации платили – их общая стоимость превысила бы цену белки в несколько тысяч раз. Вот такой неожиданный страновой пиар, с которым белка из соломы, металла и дерева справилась гораздо лучше, чем многие казахстанские PR-агентства. Если раньше Казахстан ассоциировался в мире с боксом и нефтью, то теперь к этому позиционированию добавилось современное искусство. 
Фото Кайрата Конуспаева