Как припаркуют город

100 цифровых автопарковок заменят тысячу «людей в жилетах»

1 003

Специалисты ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» отчитались по работе пилотной автомобильной парковке Алматы. Во встрече приняли участие представители городского акимата, департамента государственных доходов и Казкоммерцбанка.
По данным специалистов, за первые две недели через новую систему паркоматов прошло 5 тысяч автомобилей – это около семи тысяч парковочных сессий. Оборачиваемость парковочного места сейчас составляет 8–10 машин в день, что на данный момент является очень высоким показателем.
– Платные парковки – это заградительная мера, предназначенная для разгрузки центра мегаполиса. Алматы – достойный город, мы хотим создать пространство, которое комфортно для горожан и туристов, где можно ходить пешком, проводить время с детьми и пожилыми родителями, – отметил заместитель руководителя городского управления природных ресурсов и регулирования природопользования Айдын Керимбек. – Кроме того, новая система парковки гарантирует прозрачность проведения платежей и оплаты налогов. В рамках государственно-частного партнерства
30 процентов средств от оплаты стоимости парковки пойдет в бюджет города на создание транспортной инфраструктуры Алматы, в том числе и парковочной.

1 001

ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» готов регулярно отчитываться перед горожанами о том, куда именно будут направлены вырученные средства. Поступающие деньги уже аккумулируются на специальном счете, и первая сумма с него будет направлена на создание современного парковочного комплекса в центре Алматы и на благоустройство прилегающей к нему территории.
– По всем видам платежей, как электронных, так и наличных, компания работает исключительно с казахстанскими контрагентами. Все электронные платежи обеспечиваются системой процессинга АО «Казкоммерцбанк». Сегодня 99% наличных платежей за парковку производится через паркоматы. Для данного типа платежей мы работаем с казахстанской терминальной сетью Касса24, которая оказывает услуги программной фискализации. По итогам каждого дня формируется Z-отчет, который отображается в системе департамента государственных доходов, – объяснил технический руководитель ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Роман Налепов.
В свою очередь, управляющий директор Казкоммерцбанка Нурлан Жагипаров подчеркнул, что Казком гарантирует прозрачность безналичных платежей за парковку в Алматы. Пилотная парковочная зона, предусматривающая оплату посредством платежных карт, SMS-сообщений и мобильного приложения «Парковки Алматы», и была создана для вывода из тени этого сегмента рынка транспортных услуг. Автовладельцы получили удобный и простой способ оплаты парковки, так как паркоматы принимают к оплате все виды чиповых карт с вводом PIN-кода, поддерживают технологию бесконтактных платежей MasterCard PayPass и Visa PayWave. Данная технология позволяет осуществлять оплату парковки за несколько секунд, достаточно лишь поднести карточку к бесконтактному считывающему устройству, и парковка оплачена. В подтверждение оплаты паркомат выдает фискальный чек с указанием номера парковочной зоны, где также отражены оплаченная сумма и продолжительность парковочной сессии.
–Мы считаем знаковым событием то, что безналичные платежи достигли наконец системы общественного транспорта Алматы, и особенно парковок. Думаю, что это избавит от еще одной головной боли горожан и местную власть – процесс оплаты понятен, прозрачен и прост. Поэтому мы сразу приняли предложение о сотрудничестве, предоставив для этого передовые технологии, в том числе и для обеспечения информационной безопасности, – сказал Нурлан Жагипаров.
Он также сообщил, что онлайн-оплата парковки на веб-сайт aparking.kz обслуживается ePay, системой интернет-эквайринга Казкоммерцбанка, которая гарантирует безопасность платежей и сохранность реквизитов платежных карт. Данные карты вводятся клиентом на специальной защищенной странице, подключенной к системе Казкоммерцбанка. Доступ третьих лиц к вводимым данным исключен.
Автоматизированные способы оплаты за парковку через SMS и мобильное приложение «Парковки Алматы» абсолютно легальны и привязаны к личному парковочному счету автовладельца, для создания которого необходимо пройти процедуру регистрации на веб-сайте aparking.kz в личном кабинете, либо в приложении, отправив бесплатное SMS на номер 7757 с текстом PIN.
Пополнить парковочный счет можно банковской картой в личном кабинете, через мобильное приложение «Парковки Алматы» банковской картой (через перенаправление в личный кабинет), наличными через терминалы QIWI и Касса24. При пополнении парковочного счета и оплате парковки через мобильное приложение «Парковки Алматы» происходит прозрачный переход на веб-сайт aparking.kz, откуда и осуществляются все транзакции, безопасность которых гарантирует Казкоммерцбанк.
– Паркоматы принимают карты и наличные. Могу сказать, что Казком обрабатывает все платежи в реальном времени. Это сразу отображается в департаменте госдоходов. Как кто-то говорил, что деньги уходят в Россию, – это не так. Один паркомат в пилотной зоне дал 200 транзакций на сумму 18 тысяч тенге, до конца месяца у нас договоренность с компанией, что мы установим еще 20 паркоматов, принимающих карты, далее будут еще 100 штук, – сказал представитель АО «Казкоммерцбанк» Сергей Чикин.
Оплата парковки через паркомат наличными денежными средствами возможна только в виде монет номиналом 50 и 100 тенге или с помощью банковской карты.
По словам технического руководителя ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Романа Налепова, по всем видам платежей, как электронных, так и наличных, компания работает исключительно с казахстанскими контрагентами. Управление парковочным пространством осуществляется с помощью единой централизованной системы, охватывающей как сами парковки, так и систему организации движения, взаимодействия с общественным транспортом и службами эвакуации автомобилей.
В свою очередь, Айдын Керимбек отметил, что за три недели платные парковки в Алматы «заработали» 800 тысяч тенге. 30% средств от оплаты стоимости парковок идут в местный бюджет на развитие городской транспортной инфраструктуры и на благоустройство прилегающей к нему территории. Средства аккумулируются на специальном счете ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис». Первая сумма с него будет направлена на создание современного парковочного комплекса в центре Алматы. Есть и нарушители, которые не оплачивают парковку. Поэтому для них предусмотрен штраф на первый раз в размере 3 МРП, за второе предупреждение – 5 МРП, за третье – 10 МРП. По его словам, в ближайшее время платная парковка появится и возле акимата Алматы. Сложным, но осуществимым он назвал проект по внедрению в городе многоярусных парковок.
– В ближайшее время в акимате утвердят конкретные площадки. Власти города ищут инвесторов, которые, к слову, смогут окупить свои вложения приблизительно за семь лет, – сказал Айдын Керимбек.

1 005Директор ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков в эксклюзивном интервью ответил на некоторые вопросы «Вечерки».


– В зоне платной парковки предусмотрена система льгот для автомобилей, перевозящих инвалидов, ветеранов и приравненных к ним. Как они работают?
– Льготную категорию граждан определяет акимат города, и все их транспортные средства мы регистрируем в нашей системе. Когда наши инспекторы администрируют их методом фотофиксации, то с базы исключатся все те, кто имеет льготы.
– Для электромобилей парковка бесплатная. Почему?
– Для популяризации экологически чистого вида транспорта – такая тенденция существует во всем мире. Поэтому и мы приняли решение ввести преференции для тех, кто пересаживается на электромобили. Но они должны пройти регистрацию и включить в нашу базу данных государственный номер автомашины.
– Предусмотрены льготы и на парковку для жителей близлежащих районов. Им будут предоставлены резидентные разрешения на бесплатную парковку в ночное время и льготные годовые абонементы на круглосуточную парковку. Где их получить?
– Да. Наша программа готова работать методом резидентства. Для жителей микроучастка, где есть зона платной парковки, мы откроем абонементский отдел, для них будет упрощенная регистрация. Для этого им необходимо в ЦОНе взять адресную справку, сделать копии техпаспорта и справку о том, что автомашина зарегистрирована именно на этого жильца, но не более двух автомобилей на одну квартиру.
– Будут ли еще открываться и как скоро новые парковки? Если да, то где?
– Что касается нашей перспективы, скажу, что мы начали свой проект с одного из проблемных мест в городе. И если мы там будем администрировать только одну или несколько улиц, то желаемого эффекта не получим. В этой связи сейчас будем постепенно расширять именно эту зону.
Сейчас мы прошли улицу Зенкова от Макатаева до Жибек жолы, теперь идем дальше до Гоголя, до Достык, затем до Пушкина. Таким образом, охватим весь район Зеленого рынка и будем переходить на другие улицы.
– Можно говорить, что у вас идет все гладко и никаких проблем не возникает?
– В техническом плане все идет хорошо. Однако внедрение чего-то нового всегда сопровождается сложностями. Любое новшество внедряется болезненно, возникает какая-то негативная реакция отдельных людей. Мы испытываем единственную проблему – недопонимание людей, кривотолки. Некоторые в сетях зарабатывают на этом популярность и ложные девиденды, распространяя вымыслы о непрозрачности нашей деятельности. С их подачи у остальных людей возникают многочисленные вопросы, они начинают на калькуляторе производить всякие расчеты. Многие просто умножают количество машиномест на тариф и думают, что все эти деньги в чистом виде поступают к нам, не понимая, что на самом деле мы несем огромную расходную часть. Пользуясь случаем, скажу, что система, которую мы применяем, – это информационное программное обеспечение. А это очень дорогостоящие услуги, требующие больших затрат. На самом деле наша система прозрачная, каждый платеж фиксируется и поступает в департамент госдоходов. Нас курирует городской акимат и знает, сколько в компанию поступает денег, а сколько уходит в местный бюджет – здесь, что называется, комар носа не подточит. Считаю большим плюсом, что прозрачность нашего бизнеса позволит выполнять нам все требования и по внедрению, и по применению, и по дальнейшей эксплуатации парковочной системы. В конце концов основная цель платных парковок – снижение нагрузки на улично-дорожную сеть. Деньги, полученные от проекта, будут направлены на развитие транспортной системы города.

1 004
Виктория ИЗБИЦКАЯ