Карл Байпаков: «Мы мало знаем о своей истории»

Взгляд в будущее: Духовные святыни казахстана

6 002

6 001Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. На этом Глава государства акцентирует внимание в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Об Алматы как о центре сакральной географии Казахстана, о несправедливой недооценке истории урбанизации региона и о сакских курганах в центре мегаполиса «Вечерка» побеседовала с директором Государственного музея «Центр сближения культур», доктором исторических наук профессором Карлом БАЙПАКОВЫМ.

– Господин Байпаков, на днях состоялась презентация вашего фундаментального исследования «Древняя и средневековая урбанизация Казахстана», изданного в трех томах. Монография, посвященная становлению городской культуры на территории нашей страны, выдвинута на соискание Государственный премии РК в области науки и техники имени аль-Фараби. Расскажите подробнее об истории самого труда и о его миссии.
– Я всю жизнь занимался изучением вопросов урбанизации, то есть появления и развития городов на территории Казахстана. В науку я пришел в 60-е годы. Тогда преобладающим было мнение о том, что Казахстан – это страна номадов, кочевников, что наша культура прежде всего кочевническая. Но на самом деле, как выяснили ученые, это не так. Когда я учился в Ленинградском государственном университете, моим наставником был выдающийся ученый-археолог Вадим Массон. К нам часто приезжал руководитель нашей отечественной школы археологии Кемаль Акишев, и однажды он попросил Вадима Михайловича подготовить специалиста, который бы занялся изучением истории урбанизации, и просьбу эту мой учитель выполнил. В студенческие годы я посетил многочисленные центры урбанизации, видел раскопки Ташкента, Самарканда, других городов и приехал, как сейчас принято говорить, заточенным на изучение именно городской культуры.
С тех пор прошло много лет, и сейчас мы можем смело говорить: Казахстан – не только страна номадов, но и страна городов. Мне удалось проследить и выделить несколько урабанизационных процессов, динамику развития урбанизации. Она была сложной, многоплановой, это многовековой процесс. Пройдены периоды и упадка, и поступательного развития. Да, об урбанизации писали, но глубоких исследований не было. Как раз в данной монографии, изданной в четырех книгах, даются четкие обоснования вывода о том, почему Казахстан – это и страна городов в том числе. О том, что взаимодействие города и степи составляли две базы развития цивилизации Казахстана.
Монография подводит итоги многолетнего пути моего пребывания в науке, показывает то новое, о чем мы можем сейчас говорить относительно истории Казахстана. А она должна быть в первую очередь объективной. Следует подходить ко всем проблемам, вопросам, выводам, постулатам, опираясь только на конкретные исторические источники. Историк и любой ученый, который пишет книги, должен стремиться к объективности. Объективность – прежде всего, об этом наш Президент Нурсултан Назарбаев говорил неоднократно. Мы, к сожалению, мало знаем о своей истории. А если и знаем, то не совсем умело пропагандируем свое историческое наследие, о чем и говорит Президент. Широко рассказывать о культурном наследии, формировавшем наш культурный код.

– Каким периодом датируется появление древнейших предшественников современных городов?
– Мы можем говорить о городах уже в эпоху бронзы. У всех на слуху исследование города Аркаим в приуральских степях, это на самой границе РК и РФ. В этой лесостепной зоне, как установили археологи, находились полноценные города – археологи называют их протогородами. Там развивалось и ремесло, и культура. Нашу страну невозможно представить без Отрара, Туркестана, Алматы, который тоже насчитывает, как выяснилось, гораздо большую историю в своем развитии, нежели мы думали. Развитию Казахстана как страны городов во многом способствовало его важное геополитическое положение в Евразии. Страна была широким мостом, через который шел путь как в западном, так и в восточном направлении.
Кочевническая культура у нас всегда возводилась в некий абсолют. Не случайно у Солженицына появилось мнение о том, что Казахстан – огромная страна, которая никогда не была обжита как следует. Якобы орды кочевников шли без остановок на местах, не имея ни городов, ни поселений. Однако мы видим появление земледелия, оседлости уже с эпохи поздней бронзы, факт полномасштабного развития скотоводства – не только кочевого. Много исследований было сделано в годы Независимости, особенно с принятием инициированной Президентом программы «Мәдени мұра». Произошел мощный рывок. Мы накопили такое количество материала, что буквально растерялись от открывшегося перед нашими глазами богатства. Эти материалы позволили нам воссоздавать здания, свидетельствующие об урбанизации. В итоге выяснилось, что городская и кочевая культура шли рука об руку от самых истоков цивилизационных процессов, с эпохи неолита.
Уже в античное время у нас существовал город Чирик-Рабат в Приаралье, с которым связано имя царицы Томирис. Это наши исторические бренды, то, о чем мы любим говорить. Но мы мало говорим о самих городах сакского периода. У них была собственная казна, развито искусство и ремесло. Мощный пласт городов возникает в эпоху великого переселения народов – это знаменитая Кангюйская империя.
Стоит сказать и о городах до эпохи развитого Средневековья или мусульманского ренессанса, как ее еще называют. Это время выдающихся открытий в рамках сложения мусульманской культуры, с которой связаны имена аль-Фараби, Ибн Сины, Омара Хайяма, Махмуда Кашгари. Мы хорошо знаем период западного возрождения, но у нас было и собственное, которое также обращалось к знаниям и ценностям, накопленным в эпоху античности. Эта эпоха приходится на период рассвета Великого шелкового пути, один из важнейших отрезков которого в IX–XII веках проходил через Жетысу – в эпоху формирования Алматы как города.

– Жетысу, и Алматы в частности, занимают важную позицию в культурно-географическом поясе святынь Казахстана. В прошлом году город отметил свое 1000-летие, этот возраст, как мы знаем, подтвердили найденные серебряные дирхемы XIII века. Можно ли сказать, что к точке отсчета истории урбанизации обращена и программа «Туған жер»?
– Безусловно, тема тысячелетнего Алматы – это к вопросу о «Туған жер», родной земле.
Не случайно Глава государства отмечает необходимость модернизации сознания. От многих постулатов, которые нам вбивали в голову, нужно избавляться. Я отношусь к тому поколению, когда мы знали лучше российскую историю, чем нашу. Наша история была практически неизвестной, были лишь отдельные ее эпизоды. Та же Томирис, но опять же как нечто мифическое, а не подлинная история.
Нужно гордиться тем, что наши предки уже 1000 лет назад основали город Алматы. В нашу психологию десятилетиями вбивалась информация о том, что Алматы ведет свою историю с 1854 года, когда сюда пришли казаки и основали крепость. При этом забывались свидетельствования местных жителей, ученых-краеведов. Уже они говорили о том, что на этом месте стояло древнее тюркское укрепление, которое называлось Алматы. Название это прошагало через столетия и как раз объявило о себе в той самой находке – на монете. На арабском языке на ней имеется надпись, свидетельствующая о том, что она чеканилась в Алматы. Подчеркну, что известный арабист Владимир Настич доказал с точки зрения лингвистики, что читать нужно именно как «Алматы». Я подчеркиваю, человек поселился здесь еще в эпоху каменного века, но города в то время не было – только стоянки. Протогорода начали складываться в эпоху бронзы, в XI-XIII вв. Алматы уже имел все атрибуты города. К этой дефиниции мы относим огороженное пространство, наличие монетного двора, определенное количество населения, развитие торговли и ремесла.
Я поддерживаю Главу государства в том, что знать и понимать свое место в истории нужно с младых ногтей. Нельзя растерять все самое главное, что отличает нас, – наш культурный код. Казахстанцы – народ единый, но любовь к стране начинается именно с любви к малой родине. И это касается не только Алматы. В связи с проектами «Туған жер» и «Духовные святыни Казахстана» сейчас наблюдается огромный интерес к сакральным местам по всей территории страны. Все это должно нас воспитывать.

– Справедливо ли утверждать, что в истории Алматы по сей день стоит многоточие? Наверняка, имея возможность подобраться поближе к недоступным сегодня недрам, ученые сделали бы немало открытий. Вот, к примеру, недавно выяснилось, что перед торговым центром Mega Alma-Ata можно увидеть остатки самого настоящего сакского кургана…
– История Алматы чрезвычайно интересна, и, безусловно, эта земля таит в себе ответы еще на множество вопросов. Что касается курганов, то на территории Верного, и об этом давно известно, были сотни курганов. Город рос, застраивался, и, к сожалению, в современном Алматы остатков погребальных памятников насчитывается не более двадцатии. Один из них, действительно, алматинцы могут увидеть на пустыре по улице Розыбакиева близ торгового центра. Это сохранившийся курган сакской, или скифской, эпохи V–III вв. до н. э. Он был разграблен, как и многие памятники того времени, но археологам при раскопках удалось обнаружить фрагменты керамики, золотой фольги. Курган восстановят, и уже в скором времени на этом месте появится целый музей сакской культуры. Работа уже ведется, готовится эскизный проект. Жители города и туристы смогут прикоснуться к удивительной эпохе скифов. Будет создан своеобразный ритуальный комплекс, где можно будет увидеть ритуальные обряды захоронения сакской знати, какие-то вещи, может, малые архитектурные формы. Территория будет приспособлена для семейного отдыха.
Кроме того, параллельно ведется работа над созданием Боралдайского археологического парка сакской культуры. В своей первозданной красоте сохранилось сакральное место, где хоронили царей. Комплекс насчитывает свыше 50 огромных курганов, главный из которых диаметром около 120–130 метров. Это будет музей современного формата.

– Какие дополнительные инструменты, на ваш взгляд, помогут на практике доносить больше и глубже знания о духовных святынях нашей страны?
– Сегодня совместно с коллегами мы ведем раскопки в Отраре, собираемся описать сакральные места Жетысу и всех областей Казахстана. Мы планируем в следующем году издать атлас «Города Казахского ханства», чтобы великолепные материалы смогли увидеть и узнать все. Кроме того, мы сотрудничаем с городским Управлением туризма и внешних связей по вопросу создания новых турмаршрутов к памятникам истории.
Марина ПЕСТРЯКОВА