Храм, который выстоял

Алматы – центр сакральной географии Казахстана

26 001

История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Через 13 лет после первого колышка, вбитого в землю для разметки будущей крепости, на этом месте вырастает город и становится областным центром Туркестанского края. А городу, основное население которого в те времена было христианским, храм был просто необходим. Однако его строительство, начавшееся в 1868 году, с самого начала было обречено на долгострой: неполная документация, постоянная смена ответственных производителей работ, а затем и полное их отсутствие в течение длительного периода.

26 005
Тем не менее вера в то, что главный храм для христиан Туркестанского края должен быть в городе Верном, крепла, и уже в 1872 году сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа. Временно ее устанавливают в станичной новой церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор. Это событие послужило толчком к принятию нового решения о строительстве Кафедрального собора. Начались новые проекты – требования к планировке такового сильно отличаются. Да и количество прихожан к этому времени уже насчитывало 1800 человек.
Начало положено
Прошло еще около десятка лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Г. Серебренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение 1887 года внесли изменения в эти планы.
Зарождение сейсмостроительства
Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города. Результаты обследования показали, что каменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных: 1800 из них разрушилось, в то время как 800 деревянных осталась невредимыми.
Отцы города внесли коррективы и утвердили новые правила застройки. Отныне в Верном запрещалось возведение крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами. Это предостережение стало основополагающим при проектировании нового собора.
Для кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего парка 28 гвардейцев-панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где собор размещался до землетрясения, была целиком разрушена. Временное здание было построено из древесины пострадавшего от землетрясения дома военного губернатора, на деревянных столбах-фундаментах, с небольшим куполом и галереями с трех сторон.

Затянувшиеся согласования
Несмотря на постоянные ходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями, новый проект для Кафедрального собора был разработан лишь к концу 90-х годов. Однако из-за строительства, развернувшегося по всему Семиречью после землетрясения, проект собора разрабатывался так долго, что к 1898 году уже новый епископ – Аркадий – вынужден был снова ходатайствовать об ускорении процесса, так как без проекта, утвержденного Святейшим синодом в Санкт-Петербурге, об открытии подобного финансирования на строительство собора не могло быть и речи. К этому моменту временный кафедральный собор уже совсем не соответствовал требованиям по вместимости и успел прийти в состояние, грозящее обрушениями.

«Гладко было на бумаге…»
Наконец в 1899 году архитектором Константином Аркадьевичем Борисоглебским был представлен на утверждение Строительному комитету и епархии проект для здания собора. Этот документ дает возможность проследить, каков был первоначальный замысел Борисоглебского, как он изменялся на протяжении всех последующих лет, даже в разгаре строительства: «Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревянными полами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отопление печное. Церковь трехпредельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабжена службами... План, вообще, вполне удобен. Фасад разработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны ввиду того, что главный купол мало доминирует над боковыми...».
С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, вызывая бури сомнений и предложений. Например, резко критиковалось то, что собор должен был возводиться из дерева. В первую очередь с точки зрения сложного обеспечения пожарной безопасности. Возникали опасения по поводу возможного заражения древесины грибковыми болезнями. Беспокоил слишком большой объем здания, ведущий к высокой стоимости, а также к трудностям в обеспечении сейсмостойкости. Подвергалось сомнению даже отопление: предлагалось заменить запроектированное печное центральным паровым или водяным.
«…И, конечно же, критиковались архитектурные формы собора и отделка, – пишут в книге «Вознесенский кафедральный собор» ее авторы Турекуловы: вместо купола на центральном барабане, конечно же, должен быть шатер (а был бы шатер, то стать ему куполом...), и штукатурку фасадов – заменить на деревянную обшивку, дабы не имитировать каменное строение, а подчеркнуть его деревянную сущность... Все как во все времена: споры и обсуждения, за которыми стояли годы... За это время даже успел появиться альтернативный проект архитектора Сергея Константиновича Тропаревского».
В конечном итоге, в 1903 году в Санкт-Петербурге Святейший синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А. П. Зенковым проект К. А. Борисоглебского и новую к нему смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 года, и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора, так как внес немало изменений в проект архитектора Борисоглебского, который еще в 1902 году покинул Верный навсегда.

Без единого гвоздя?
Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов... Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни 41,4 метра), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий.
Именно благодаря инициативе Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45 сантиметров. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные – рубленые! – колонны в интерьере.
Нагели в стенах здесь устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «без единого гвоздя».

Дерзкие решения
Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до третьего яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24 метра, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную четырехгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более семи тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше.

Испытание на прочность
Завершилось строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа нашего Иисуса Христа».
Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911 года, стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом», писал А. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости» (№ 52, 1911 г.). Не многие здания города уцелели в этой катастрофе...

Испытание временем
…Многое изменилось в Верном после 1917 года. В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 1930-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания. По иронии судьбы или по счастливой случайности к этим работам в 1934 году привлекается А. П. Зенков.

26 003
В процессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннее пространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель с трудом мог определить его изначальную планировку. Однако мастер, любивший свое произведение, возводил новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции, удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой...
Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно когда-то просматривалось с отдаленных точек города и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени. В 1970-е годы в советском Казахстане наступило время интенсивного изучения исторических мест, памятников архитектуры, бурного расцвета музейного дела, развития внутреннего культурного туризма. Именно в этот период здание Вознесенского кафедрального собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и государственным бюджетом впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. Поскольку в тот момент о восстановлении первоначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группой архитекторов-реставраторов (под руководством А. О. Итенова) Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства культуры стояла трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность строения при условии эксплуатации его как историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткие рамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, при котором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространство собора и его декор.

26 004

Немеркнущая красота
Когда во время реставрации в 70-е было частично разобрано в центре перекрытие второго этажа музея и открыто двусветное пространство с галереями, были сняты подшивки, скрывавшие расписанные яркими синими красками потолки и воссозданы светильники, интерьер музея-собора приобрел как бы заново свои масштабы, свет, цвет и звучание. А когда, наконец, сняли реставрационные леса с фасадов, вряд ли кто из жителей города мог сдержать свое восхищение: до чего неожиданными были эти разноцветные шашки куполов, скрывавшиеся долгие годы под зелеными маскировочными одеждами. А золоченые кресты с отраженным в их зеркалах синим небом были просто потрясающи, вызывали чувство преклонения перед смелостью авторов проекта!
Начиная с этого момента, здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими: оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре города на перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ни было: Центральный музей Казахстана, Музей истории архитектуры города Алматы, Дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, Концертно-выставочный зал.

Возрождение
Наконец, в 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей, и государством были выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А уже через год, 8 апреля 1995 года, собор был официально передан в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии решением Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Восстановление первоначальной планировки Вознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно с богослужениями. К его освящению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, намеченному на лето 1995 года, были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей.
Разборка перекрытий галереи второго яруса в храме, как и ожидалось, не представляла особых проблем. Однако когда был вскрыт и расчищен аварийный участок юго-восточного угла колокольни, прогрессирование просадки которого было очевидным, открылась реальная картина разрушений, происходящих здесь.
По мистическому совпадению в 70-х годах насосный узел водяной системы пожаротушения устроен был в том же злополучном углу, который просел уже однажды во время землетрясения 1911 года. На момент запуска системы в действие средства закончились, а ее качества в работе так и не были выяснены, так же как и слаженность и подгонка всех деталей насосного узла. Незаметная течь в задвижке сделала свое дело: после снятия штукатурки обнажились насквозь прогнившие брусья основания этой стены. Реставраторами были заменены разрушенные венцы, и на звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные верующими алматинцами.
Невозможно не сказать о важной роли архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия в деле восстановления Свято-Вознесенского кафедрального собора. Благодаря ему в короткие сроки большая часть необходимых работ была проведена при очень рациональном использовании выделенных в 1994 году бюджетных средств, а уже многие годы подряд реставрация осуществляется за счет средств епархии.

Собор сегодня

26 002
Лето 2017 года стало для памятника архитектуры республиканского значения началом грандиозных реставрационно-ремонтных работ.
– После тщательной подготовки в июле текущего года во исполнение поручения Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, озвученного на встрече с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром 1 марта 2016 года, мы приступили к восстановлению святыни, – рассказал нашему корреспонденту ключарь протоирей Александр Суворов, которому поручено контролировать производство работ. – Глава государства поддержал проект реставрации храма, отметив необходимость проведения полномасштабных работ на высоком профессиональном уровне с привлечением квалифицированных специалистов и использованием современных технологий.
Все работы ведутся исключительно на пожертвования благотворителей и прихожан.
В соборе работают казахстанские специалисты, имеющие большой опыт в восстановлении памятников истории и культуры.
Общественные богослужения в Вознесенском соборе проводятся по обычному расписанию, храм остается открытым для посещения в течение всего дня.

Материал подготовили Василий ШУПЕЙКИН и Ирина ВАСИЛЬЕВА