Кино, которое будет

Грузинский и российский режиссер Ираклий Квирикадзе и отечественный мастер кино Сергей Азимов вновь объединились, чтобы в Алматы на базе КазНАИ имени Т. Жургенова в третий раз набрать студентов на высшие курсы сценаристов и режиссеров


В интервью «Вечерке» мастера рассказали, какими они хотят видеть профессионалов, работающих в современном кино.
– Говорят, у вас довольно строгие требования к абитуриентам. Это правда?
Ираклий Квирикадзе:
– Мы бы хотели, чтобы наши студенты были разносторонне развитыми людьми, ориентировались в вопросах искусства, это очень важно для режиссерской профессии.
Сергей Азимов:
– Режиссер должен знать живопись, во-первых, потому что классическое изобразительное искусство во многом сформировало мировую культуру, а во-вторых, нужно учиться у авторитетов живописи грамотному построению кадра, композиции.
– А как вы будете проверять их знания?
Сергей Азимов:
– Проведем собеседование, в ходе разговора будем задавать вопросы по искусству.
Ираклий Квирикадзе:
– Разумеется, человек не может знать всего, мы предложим абитуриенту самому выбрать тему. Пусть поговорит с нами о том, о чем он сам хочет, не обязательно о живописи, можно о кино, балете, драматическом театре, главное, чтобы у нас появилось ощущение, что он интересуется искусством, обладает здоровым любопытством, тянется к познанию.
– Кроме собеседования какие еще будут творческие испытания?
Ираклий Квирикадзе:
– Мы попросим написать этюд на заданную тему, например «Это случилось однажды ночью». И пусть человек фантазирует, придумывает.
Сергей Азимов:
– Ведь ночью может произойти все что угодно – от романтики до ограбления, ночь – таинственное, загадочное время суток.
– На высшие курсы сценаристов и режиссеров поступают уже взрослые люди, есть мнение, что их трудно обучать, они уже сформировались как личности, что вы скажете по этому поводу?
Ираклий Квирикадзе:
– Эти курсы – уникальная образовательная модель, хорошо зарекомендовавшая себя в СССР и в современной России. Да, в отличие от ВГИКа, который мы окончили и очень его любим, сюда поступают уже сформировавшиеся личности, им не надо, как молодежи, объяснять прописные истины.
Сергей Азимов:
– Конечно, где-то может возникать творческий спор, но все это преодолевается, люди ведь приходят учиться сценарному и режиссерскому мастерству по собственному желанию, поэтому должны слушаться педагогов, прислушиваться к советам, свое­временно выполнять задания.
Ираклий Квирикадзе:
– В Москве ко мне поступил студент, которому было уже за 50 лет, он владеет бизнесом, дела идут хорошо – предприниматель успешный. Но захотел снимать кино и пришел учиться, бывало, что я его критиковал, даже жестко, но он все выслушивал, терпел, понимал, что это во благо. И со временем он стал себя хорошо проявлять в режиссуре.
Сергей Азимов:
– Учиться никогда не поздно.
– Кстати, о творчестве – вы бы хотели, чтобы студенты снимали авторское кино или массовое?
Сергей Азимов:
– Мы бы хотели, чтобы они снимали хорошее кино.
Ираклий Квирикадзе:
– Я сторонник глубокого кино, авторского. Сейчас, к сожалению, его мало.
– А почему? Ведь еще в 1990-е оно пользовалось большой популярностью?
Ираклий Квирикадзе:
– Часто нынешние продюсеры ставят задачу перед режиссерами, чтобы они снимали массовое кино, пользовались голливудскими штампами – не мастерскими наработками, которых в американском кино много, а именно штампами. Они думают, что такое кино принесет прибыль. Считаю, что это заблуждение.
– На ваш взгляд, режиссер должен уметь отстаивать свою точку зрения?
Сергей Азимов:
– Режиссер должен обязательно иметь свою творческую позицию, свои убеждения.
Ираклий Квирикадзе:
– Главное в профессии, на мой взгляд, чтобы режиссер был искренен, честен с самим собой, знал, что делает, тогда есть шанс на творческую удачу.
– Вы много ездите по разным странам, скажите, пожалуйста, какому кинематографу удается лучше сохранять свою идентичность – европейскому или нашему? Под нашим я подразумеваю кино СНГ.
Ираклий Квирикадзе:
– Мне представляется, что в большей степени это удается западному кинематографу, чем нашему. Я уже говорил, что болезнь наших продюсеров – требовать от режиссеров мейнстрим. У нас в отличие от стран Запада институт продюсирования только набирает обороты, только формируется, поэтому существуют издержки становления.
Сергей Азимов:
– Нужно, чтобы продюсеры учились понимать кино, разбираться в нем. У настоящего продюсера должно быть чутье на отменный сюжет. Не нужно забывать, что шедевры мирового кино продюсировали, причем занимались этим большие профессионалы, знающие толк в кино. Поэтому нам тоже надо стремиться воспитывать таких профессионалов. И у нас есть предпосылки для того, чтобы такие специалисты появились.
Ректор академии имени Т. Жургенова Бибигуль Нусипжанова создала условия в вузе для гармоничной подготовки кадров. Это приносит плоды – многие наши выпускники добились успеха, участвуют в фестивалях, завоевывают призы. Это значит, что наше кино развивается.


Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено КазНАИ имени Т. Жургенова