Контрольная для взрослых

Республиканская конференция «Стань примером своему ребенку»

В Алматы более 30 тысяч родителей первоклассников приняли участие в республиканской конференции «Стань примером своему ребенку».

В гимназии № 120 и общеобразовательной школе № 109 конференцию провела эксперт Института семейного воспитания Багдагуль Есбатырова. В ходе встречи она вместе со своими коллегами дала родителям рекомендации о том, как сделать процесс вхождения ребенка в новую для него школьную жизнь комфортным. Конференция была приурочена ко Дню семьи, празднику, учрежденному Указом Прези­дента Республики Казахстан
Н. А. Назарбаева.
Только спокойствие!
Если не подготовить ребенка к школе, приход в первый класс может стать для него стрессом, причем еще большим, чем для родителей, отметила Багдагуль Есбатырова.
– Конечно, дети бывают разные, кому-то переход от детского сада к школе дается легче, а кому-то сложнее, но в целом любой ребенок сталкивается с дискомфортом при перемене своего ритма, – сказала эксперт.
Она посоветовала приучать ребенка рано ложиться спать, вставать по расписанию, обязательно утром завтракать.
– Родителям нужно поддерживать детей, быть с ними ласковыми, но в меру. Доброта не должна приводить к вседозволенности, – отметила она.
При этом она добавила, что в свою очередь учитель должен сделать все для того, чтобы ребенок в классе ощущал комфорт, ведь здесь он проводит половину дня.
При встрече с детьми педагог должен показать, как он их ждал, как он им рад.
– Иными словами, адаптация детей к школе зависит как от детей, так и от родителей. Возможно, кто-то скажет – это прописные истины. Но им надо следовать, иначе могут возникнуть проблемы, – подчеркнула она.
Эксперт отметила, что родителям ни в коем случае нельзя нервничать, прибегать к наказаниям, если у ребенка что-то не получается. Для достижения результата необходимо терпение и доверительное отношение.
Пора вставать
Иногда детям бывает сложно вставать по утрам. Как уже было отмечено, нужно следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать.
– Но даже в этом случае бывает, что он просыпается с трудом. Здесь не следует паниковать, резко его будить. Нужно поцеловать его, ласково сказать, что пора подниматься, а чтобы ребенок утром был бодрым, следует приучить его обязательно принимать душ по утрам, – посоветовала педагог.
Главная дорога
В ходе конференции родителями был задан вопрос: нужно ли провожать ребенка в школу и если да, то до какого периода?
Эксперт подчеркнула, что в первое время необходимо обязательно сопровождать ребенка.
– Это вопрос безопасности. Более того, следует нарисовать понятную ему схему пути от дома до школы, он должен постоянно носить ее с собой, знать ориентиры – возле какого магазина свернуть и так далее. Нужно, чтобы ребенок запомнил маршрут, – отметила эксперт.
Багдагуль Есбатырова порекомендовала провожать до того момента, пока ребенок не будет себя уверенно чувствовать на этом маршруте.
– Для каждого ребенка это индивидуально. Если родители убедились, что ребенок готов идти самостоятельно, то нужно снижать опеку, но делать это необходимо постепенно – сначала провожать ребенка большую часть пути, затем половину, потом меньшую. Когда же он пойдет сам, то нужно несколько раз проследить за ним на расстоянии, чтобы на 100 процентов быть уверенным: ребенок справляется с маршрутом, – посоветовала эксперт.
Быть на связи
Один из часто задаваемых вопросов – нужно ли ребенку брать в школу мобильный телефон?
– Да, нужно, но речь идет не о «навороченном» гаджете с множеством игр, отвлекающих ребенка от занятий, а о простом кнопочном телефоне для связи, – подчеркнула Багдагуль Есбатырова.
Эксперт сделала акцент на том, что телефон нужен для контроля – дошел ли ребенок до школы, все ли у него в порядке. При этом в памяти телефона должен быть минимальный перечень номеров, в их числе – мама, папа, педагог.
– Родители должны четко знать расписание занятий, чтобы не звонить во время урока и не отвлекать ребенка, да и весь класс от занятий, – сказала она.
Домашнее задание
Родители любят иронизировать, что вместе с детьми они проходят курс средней школы. В этой шутке есть доля правды, но вопрос заключается в том, в какой мере помогать ребенку делать уроки, нужно ли за сына или за дочь выполнять задание, если у них не получается?
– Помогать ребенку нужно. Перед тем как он приступит к выполнению домашнего задания, необходимо поговорить с ним о том, что он в этот день изучал в школе. Это необходимо для того, чтобы ребенок освежил в голове полученные знания. Если при выполнении задания возникнут сложности, то следует направить, приободрить, но не более. Ребенок с ранних лет должен уяснить, что с трудностями необходимо справляться самостоятельно, – дала совет Багдагуль Есбатырова.
Опять двойка?
Что делать, если ребенок плохо учится? Эксперт отмечает, что часто неуспеваемость появляется вследствие неправильно организованного распорядка дня.
– Очень важно все делать своевременно, вовремя приходить из школы домой, обедать. После школы ребенку необходимо отдохнуть, но с отдыхом затягивать нельзя. Ребенок должен понимать, что он член общества, у него есть обязанности и в их числе – выполнение домашнего задания, – сказала эксперт.
Если же с проблемой не­успеваемости справиться не удается, то на помощь должен прийти школьный психолог.
Родитель – главный пример
Заместитель директора по учебной работе начальных классов гимназии № 120 Ажар Мадышева подчеркнула, что родители должны стать главным примером для своих детей.
– Как педагог-психолог с восьмилетним стажем, могу отметить, что дети берут пример с родителей, перенимают их манеру поведения, привычки. Например, если папы и мамы читают, то ребенок тоже будет приобщаться к чтению и так далее. Поэтому не зря наша конференция называется «Стань примером своему ребенку». Родители и учителя должны понимать, что они являются флагманом для своего ребенка, – подчеркнула она.
Три в одном
Воспитание – это коллективная работа родителей, учителей и самого ребенка, подчеркнула директор школы № 109 Гульнар Тулекова.
– Родители не должны говорить, мол, есть школа, пусть воспитывает, также и учителя не должны всю ответственность возлагать на родителей. Только действуя совместно, можно добиться результата, – сказала она, добавив, что воспитание – это процесс создания личности.
Гульнар Тулекова особо отметила, что ребенка нужно поощрять, нельзя действовать запретами.
– Хвалите ребенка, поддерживайте его, говорите: «ты справишься», «у тебя получится», – подчеркнула Гульнар Тулекова.
В контакте со школой
Директор гимназии № 120 Кульжан Бутабаева солидарна со своими коллегами. Она отметила, что постоянный контакт между учителями и родителями – залог успешной учебы ребенка.
– У нас по субботам проводятся дни открытых дверей, и родители могут задать педагогам любые интересующие их вопросы. И, конечно же, большим подспорьем стала конференция «Стань примером своему ребенку». В ходе таких встреч опытные педагоги дают родителям ценные рекомендации, происходит открытый обмен мнениями, родители могут высказать свои пожелания, и это способствует прогрессу в образовательном процессе, – сказала она.
Юрий КАШТЕЛЮК