Коррупцию – вне закона

«Коррупция: как ее победить и возможно ли?»

В Алматы прошел гражданский форум на тему «Коррупция: как ее победить и возможно ли?»

Цель форума, организованного Алматинским городским филиалом республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ» совместно с Казахским национальным аграрным университетом, – формирование площадки для координации совместной деятельности по противодействию коррупции между структурами власти, общественными организациями и молодежью.
Открывая заседание, директор Алматинского городского филиала РОО «ЖАҢАРУ» Канат Ускенов отметил, что с первых дней независимости нашей страны Глава государства всегда подчеркивает, что у всех нас одна забота – благополучие казахстанского народа, и одна цель – процветание нашей Родины. Но одним из серьезных препятствий в строительстве правового государства в Республике Казахстан является проблема коррупции. В своем традиционном послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент нашей республики Нурсултан Назарбаев сказал, что «мы сделали существенные шаги по снижению уровня коррупции в стране. Многое в борьбе с коррупцией будет зависеть от активного участия всего общества». Это Послание, по сути, знаменует собой начало новой эпохи в истории нашей Независимости. И качественно новый этап в развитии Казахстана – новая ступень, которая требует и иных подходов к работе.
Канат Ускенов, подчеркнул, что это первый форум со студенчеством, который послужит началом большой совместной работы.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор Института социально-гуманитарного образования и воспитания им. О. Сулейменова Казахского национального аграрного университета, доктор педагогических наук, профессор Есенгельды Медеуов.
О борьбе с последствиями коррупции и усиления работы по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции в молодежной среде рассказал заместитель руководителя Управления по вопросам молодежной политики г. Алматы Назар Балгимбаев.
С большим интересом было выслушано выступление доктора юридических наук, профессора кафедры «Право» Казахского национального аграрного университета Шаймардана Шарипова по теме: «Правовые основы борьбы с коррупцией».
О механизмах реализации антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы рассказал руководитель управления Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы Максатхан Анапин. Он отметил, что миссия Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции – это реализация единой политики в сферах госслужбы, противодействия коррупции, контроля за качеством оказания госуслуг. И подчеркнул, что важным направлением в противодействии коррупции является формирование антикоррупционной культуры посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.
Он также сообщил, что довести информацию о фактах коррупции можно по телефону 1424, при этом предусмотрены поощрения за сообщения о фактах коррупции от 30 до 100 МРП.
«Современное антикоррупционное законодательство, анализ и использование международного опыта противодействия коррупции с учетом национальной специфики, новые подходы в организации работы по правовому просвещению населения страны как основы формирования правовой культуры, совершенствование институтов гражданского общества и новое восприятие общественностью своей роли в профилактике коррупции – вот основные составляющие структуры мер по противодействию коррупции, формирования минимальной терпимости общества к данному явлению на современном этапе развития Казахстана», – отметил в своем выступлении директор общественного объединения «Учреждение «Общественный проект» Александр Братенков.
Представитель Департамента Национального бюро по противодействию коррупции по городу Алматы Н. А. Зейналов, говоря о роли антикоррупционной службы в противодействии коррупции, сказал, что особое место в вопросах недопущения коррупции отводится внедрению в сознание молодого поколения таких морально-этических принципов, как честность, неподкупность, без которых невозможно соблюдение законности. Можно констатировать, что антикоррупционное сознание нашего общества развивается и укрепляется. Все чаще наблюдаются случаи, когда государственные служащие увольняются в результате открытого общественного порицания их поступков.
В ходе заседания также выступили заместитель директора АГФ РОО «ЖАҢАРУ», кандидат юридических наук Мухамеджан Пакирдинов, руководитель объединения юридических лиц «Гражданский альянс» г. Алматы Саулета Толганбаева.
Форум единогласно принял обращение студентов университета к молодежи города, которое будет направлено в Управление по вопросам молодежной политики г. Алматы и молодежному крылу партии «Нур Отан» для дальнейшей работы.
В завершение заседания директор Алматинского городского филиала РОО «ЖАҢАРУ» Канат Ускенов предложил участникам форума направлять в филиал свои предложения и пожелания по проведению аналогичных мероприятий в дальнейшем.

9 002

 

9 001Марат Султангазиев, руководитель Департамента государственных доходов по городу Алматы
– В Департаменте государственных доходов работа по противодействию коррупции ведется в нескольких направлениях. Для уменьшения контакта с налогоплательщиками и участниками внешнеторговой деятельности проводится работа по переводу услуг в электронный формат и предоставлению альтернативных способов получения государственных услуг. В настоящее время в электронном виде доступны 34 услуги – это более 65% от всех оказываемых государственных услуг органами государственных доходов, при этом 29 из них доступны на альтернативной основе через государственную корпорацию «Правительство для граждан» (ЦОН).
Таким образом, в автоматизированных участках максимально исключается участие работников в процессе обработки заявлений налогоплательщиков на получение государственных услуг.
К примеру, работники не участвуют в процессе приема форм налоговой отчетности, в процессе регистрации индивидуального предпринимателя, предоставления сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности и пр.
За год через центры оказания услуг обслужено более 565 497 НП, что меньше на 243 619 против 2015 года, связано с увеличением электронных пользователей, налогоплательщики получают государственные услуги в электронном виде через egov.kz, «Кабинет налогоплательщика», «Е-лицензирование» и через госкорпорацию «Правительство для граждан» (ЦОН).
Увеличение электронных услуг и возможность получения их через ЦОН позволяет говорить о снижении коррупционного риска при оказании государственных услуг, так как уменьшается количество личных контактов работников органов государственных доходов с налогоплательщиками.
На участках, где отсутствуют автоматизированные услуги, в целях обеспечения контроля и принятия мер по соблюдению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы и антикоррупционного законодательства в таможенных постах и управлениях государственных доходов районов департамента установлены web-камеры, с помощью которых проводится мониторинг и анализ деятельности должностных лиц департамента.
Выявление и профилактика коррупционных преступлений проводятся совместно с антикоррупционной службой. По результатам проведенных служебных расследований анализируются причины и обстоятельства, послужившие нарушению антикоррупционного законодательства и неправомерным действиям со стороны сотрудников органов государственных доходов. В последующем вырабатываются меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности.
К примеру, в целях устранения выдачи необоснованных справок об отсутствии налоговой задолженности по автотранспортным средствам сотрудниками органов государственных доходов, находящихся в специализированных центрах по обслуживанию населения (спецавтоЦОН), департаментом на постоянной основе проводились ежедневные сверки по выданным справкам. В последующем принято решение вовсе отменить практику выдачи таких справок в спецавтоЦОНах.
Активная работа ведется по получению обратной связи от налогоплательщиков и участников внешнеэкономической торговли, на постоянной основе проводятся встречи с бизнес-сообществом по обсуждению и улучшению оказываемых государственных услуг.
Вместе с тем размещены информационные листы с указанием телефонов доверия Управления внутренней безопасности департамента, куда можно сообщать обо всех проявлениях коррупции среди работников государственных доходов.
В целях выявления лиц, потенциально склонных к противоправной деятельности, проводится анализ всех жалоб и обращений на неправомерные действия сотрудников.
Так, за 2016 год по результатам рассмотрения жалоб и обращений, а также поступивших материалов проведено 96 служебных расследований, привлечено к различным видам дисциплинарной ответственности 58 должностных лиц, без проведения служебного расследования на основании рапортов УВБ привлечено 41 должностное лицо департамента, уволено из органов государственных доходов семь должностных лиц департамента.
Немаловажным фактором в работе, проводимой по борьбе с коррупцией, является общественный контроль. Органы государственных доходов тесно сотрудничают с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана, которая ежегодно проводит мониторинг налоговых и таможенных услуг на основе социологических опросов услуг получателей.
Государственные услуги оценивались в соответствии с утвержденными стандартами и регламентами на основании таких показателей, как доступность (информация о порядке получения, затраченное время, стоимость, количество необходимых документов для оформления, доступность получения услуги на двух языках и т. д.), качество (уровень и скорость обслуживания, чистота в помещении, компетентность и уровень профессионализма сотрудников); процедура (регистрация, стандартизация, обратная связь, жалобы), информация о предоставляемых услугах, удовлетворенность результатом услуги, и отдельно оценивались услуги, полученные в электронном формате (организация процесса, удобство навигации сайтов, скорость загрузки и т. д.).
За 2016 год удовлетворенность услугами налоговых органов в среднем составила 9,8 балла, таможенных органов – 9,3 балла, службой экономических расследований –
8,1 балла.
Кроме того, в течение первого полугодия 2017 года запланировано проведение комплексной аттестации сотрудников органов государственных доходов на предмет определения компетенции. На сегодняшний день завершено тестирование сотрудников на оценку личных компетенций, включающих в себя оценку добропорядочности, ответственности, стрессоустойчивости и ориентации на потребителя услуг. Низкие показатели по данным компетенциям будут учтены при проведении собеседования.
В своей работе департамент сделал акцент на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями. То есть профилактика и предупреждение коррупции – вот основополагающие направления в нашей работе.

9 003