Кто привозит нам отравленный воздух?

Ежедневно в зимний сезон в город из областей въезжают до 200 тысяч автомобилей. Все ли они соответствуют техническим нормам или хотя бы отвечают экологическим требованиям?

– Не реже двух раз в неделю специалисты городского управления пассажирского транспорта выходят на линии маршрутов движения для проверки правильности организации и осуществления пассажирских перевозок, – комментирует очередной подобный выход руководитель отдела Асет Толеушов. – Сегодня темой проверок стала экологическая составляющая, то есть чего и сколько вылетает из выхлопных труб автомобилей и насколько это соответствует установленным в стране нормам. В Алматы подвижной состав на порядок новее, чем в целом по стране, поэтому внимание уделяется иногороднему транспорту.
Именно с этой целью еще пять лет назад алматинские руководители стали внедрять и строить систему экологических постов, а затем и специальное подразделение полиции ввели в штат городского ДВД. Его сотрудники круглосуточно стоят на всех въездах в Алматы.
…Экологический пост «Аян» построен на самых главных автотранспортных воротах мегаполиса, тех, через которые движется непрерывный автопоток с северо-запада: Алматинская, Жамбылская области, Кыргызстан, Узбекистан и другие регионы Средней Азии. 
– И как показывает практика, – вводит нас в курс дела старший сержант полиции Жанат Байжигитов, – львиная доля неисправного в экологическом отношении транспорта к нам прибывает из близлежащих поселков и южных регионов страны.
Буквально в следующую минуту его напарник сержант полиции Даурен Абласов останавливает междугородний автобус, прибывающий в Алматы из Шымкента. Наряд работает слаженно: в считаные минуты проверяются агрегаты, влияющие на безопасность движения, документы, подтверждающие право водителя на перевозку людей, и, конечно же, проводят анализ на так называемую дымность.
– Все вроде бы нормально, – констатирует представитель управления пассажирского транспорта, – вот только вместо оригиналов документов, разрешающих перевозку людей, у водителя их копии – берем его на контроль.
А у сержантов работа кипит – ни минуты простоя: за смену, а это время с 8 утра до 8 вечера, наряд дорожных инспекторов осматривает не менее полусотни автотранспортных средств! В утро нашего знакомства полицейские один за другим подвергают проверке автобусы маршрутов № 303, 309, 331, 337. Это областные машины, и въезжать им в город вроде бы незачем, но…
– Они ухитряются организовывать маршруты таким образом, – проясняет ситуацию Асет Толеушов, – что другой дороги, кроме как через северную часть Алматы, нет. Хотя по сути своей делать им на наших улицах нечего. Но решение этого вопроса впереди.
Причем, судя по редакционной почте, отбиться от назойливых областников следует как можно быстрее. Наши читатели жалуются на хамское обращение к ним водителей и кондукторов этих машин, на отсутствие в них валидаторов и системы «Оңай», на грязь в салонах и другие «прелести» сельского уклада.
По справке дорожной полиции именно эти автобусы чаще всего нарушают ПДД – водители тщатся надеждой, что уйдут от ответственности, но…
– Мы выписываем штрафы на предприятие-перевозчик, – поясняют инспектора, – а они пусть решают, с кого взыскивать деньги.
Всего за два часа полицейские из десяти проверенных автобусов забраковали как превышающие нормы выброса в атмосферу бензинового СО и солярного дыма восемь машин. На предприятия перевозчиков отправлено протоколы: семеро оштрафованы на сумму по пять МРП каждый, один водитель, который попался в третий раз, будет лишен водительского удостоверения.
Василий ШУПЕЙКИН
Фото Сергея ХОДАНОВА