Курбан-айт: дух cближения

Праздник жертвоприношения Курбан-айт в этом году алматинцы отметят с 12 по 14 сентября

9 001

Праздник жертвоприношения Курбан-айт в этом году алматинцы отметят с 12 по 14 сентября, и совершить главный обряд помогут всем желающим. О его правилах, а также о традициях и важности милосердия в эти священные дни читателям «Вечерки» напоминает наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухамед Иминов.

9 002

Священное единение
Начало Курбан-айта приходится на 70-й день после окончания поста Ораза. Этот праздник, подчеркивает представитель духовенства, является одним из основных в мусульманской религии, а в последнее время торжество постепенно становится интернациональным и отмечается всем казахстанским народом.
– Приближается благословенный светлый праздник Курбан-айт, и я хочу поздравить с ним алматинцев и всех казахстанцев. 12 сентября в 7 утра во всех мечетях города пройдет праздничная молитва Курбан-айт намаз. Курбан-айт – это праздник жертвоприношения. Он сближает всех нас, и празднуют его не только мусульмане, но и представители других верований, – отмечает Нурмухамед Иминов. – В хадисе пророка Мухаммеда сказано, что его обычаем было ходить в мечеть на намаз одной дорогой, а возвращаться – другой, чтобы по пути встретить как можно больше людей. Поэтому суть праздника в том, чтобы постараться навестить родственников, друзей, соседей, знакомых, прежде всего уделив внимание родителям и детям. Само слово «курбан» произошло от слова «кураба», что в переводе с арабского языка означает «приближаться». Мусульмане осуществляют жертвоприношение с целью приблизиться к Аллаху. Совершают деяние, которое Всевышний повелел нам, с целью получить его довольствие, прощение и милость. Как говорится в Коране, «совершай ради твоего Господа молитву и совершай жертвоприношение».
Праздник, в основе которого лежит история пророка Ибрагима и его сына Исмаила, рассказывает наиб-имам, уходит корнями в далекое прошлое. У отдельных народов больше прижились названия Курбан Байрам или Курбан Мейрам, но, как бы то ни было, верующих объединяют ценности великого праздника – веками бережно хранимые и переходящие от поколения к поколению традиции. Вот только в современных семьях, а в первую очередь на скотобойнях, сама процедура жертвоприношения зачастую отходит от многих правил. А между тем только обряд, проведенный по всей строгости канонов шариата, считается действительным.

По законам шариата
Начаться обряд должен не ранее утренней молитвы – айт-намаза. Что касается самого забоя, то правилами допускаются только определенные виды скота: баран или овца, коза или козел, а также корова, бык, буйвол и верблюд. Коня, кур или уток в жертву не приносят. Впрочем, не всякая скотина даже из дозволенного списка пригодна для замаливания грехов: животных выбирают по возрасту и физическим параметрам.
– Баран или овца обязательно должны быть не младше года. Однако если животному только полгода, но само по себе оно достаточно крупное, тогда его можно брать. Корова или бык должны быть как минимум двухгодовалыми, а верблюд – не младше пяти лет, – поясняет Нурмухамед Иминов. – Очень важным критерием является физическое состояние животного – оно не должно быть больным, чересчур худым или иметь какие-либо внешние изъяны. Хромых или, к примеру, с подбитым глазом либо со сломанными рогами не берут.
С неменьшей ответственностью, добавляет наиб-имам, необходимо подойти к самому процессу жертвоприношения. Одно из главных правил касается количества его участников. Требования допускают к барану только одного человека, в то время как корову, быка и верблюда могут резать до семи человек, но не более. Тушу делят на семь частей, и каждый забирает свою долю. Первостепенное значение на фоне всех нюансов имеет искреннее намерение человека – продавать жертвенное мясо категорически запрещено.
Само животное не должно испытывать страх и чувство опасности. Так, требования запрещают причинять страдания – заколоть скотину нужно максимально быстро и безболезненно, для чего нож должен быть очень острым, но только нельзя точить его перед глазами жертвы. Нельзя валить животное, нанося, к примеру, удары по голове кувалдой или еще чем-либо, и, самое главное, – закалывать на глазах у других животных. Вот только на городских бойнях, где в праздничные дни своей очереди ждут тысячи людей, все происходит с точностью до наоборот. Но уже в нынешний Курбан-айт, верят защитники религиозных канонов, ситуация изменится.
– Существуют определенные правила, их нужно уважать и соблюдать. Есть специально отведенные для жертвоприношения места, где соблюдаются санитарные нормы и весь порядок. Бойни находятся при мечетях, есть и на рынках, где, к слову, ситуация с последними из года в год улучшается, потому как мы пытаемся ее контролировать, – продолжает представитель Центральной мечети. – Недавно в мечети мы провели два семинара для тех, кто непосредственно будет работать на бойнях в Курбан-айт. Касапшы научились совершать обряд жертвоприношения по всем правилам. Такие занятия мы планируем продолжать.

Милосердием даруется лучшее
Жертвенное мясо в Курбан-айт принято делить на три части. Первую долю разрешено оставить себе, вторую следует приготовить для гостей, а третью – раздать нуждающимся в качестве милостыни. Причем в отношении безвозмездной помощи шариатом рекомендуется исключительно лучшая часть туши.
– В Коране так и сказано: «Вы не достигнете благочестия, пока не будете жертвовать или давать в качестве милостыни то, что любите». Человек должен отдавать лучшее, поэтому и мясо, предназначенное для милостыни, должно быть высшего качества. Использовать в пищу тушу жертвенного животного нужно по максимуму, а непригодные части можно закопать, – говорит Нурмухамед Иминов. – Нуждающихся в доле-милостыне найти несложно. Они могут быть среди ваших родственников, соседей, друзей. Да можно просто выйти на улицу. Очень многие в надежде на помощь приходят к нам в мечеть. Еще за месяц до Курбан-айта люди начали обращаться с просьбой оказать им благотворительную поддержку. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды. Сейчас мы составляем списки, по которым на праздник будем раздавать мясо, как оставленное прихожанами, так и принесенное в жертву на нашей бойне. Очереди, как правило, стоят большие все три дня с утра до позднего вечера, но мы стараемся оказать внимание всем нуждающимся.
Еще одна традиция, благодаря которой малоимущие получают помощь в Курбан-айт, зовется «шек шалу». От «курбан шалу» отличается тем, что животное приносится в жертву от имени умерших, но часть мяса также раздается в качестве милостыни. При этом, заостряет внимание наиб-имам, многие совершают большую ошибку, выбирая между «шек» и «курбан». Без первого обряда, чаще всего предваряющего праздничные дни, обойтись можно, но замещать им основное действо – «курбан шалу» – неправильно. Совершать обряд жертвоприношения, если позволяют возможности, можно во все три дня Курбан-айта, но все, что сделано заранее, до первого дня, действительным считаться не будет.

Центральная мечеть готовит подарки

А вот наполнение праздничного дастархана в Курбан-айт никакими сводами правил не регламентируется. На выбор угощений и правила их приготовления могут влиять разве что национальные традиции. Как сварить мясо и как лучше всего подать главные блюда на стол – это хозяйка решает самостоятельно и в зависимости от возможностей семейного бюджета. Что рекомендуют праздничные традиции, так это дарить друг другу подарки, которые в священные дни имеют особый смысл и прочно скрепляют любовь, дружбу и родственные узы.
Традиционно свои подарки алматинцам в первый день Курбан-айта преподнесет и сама Центральная мечеть. 12 сентября в 16.00 на площади перед торгово-развлекательным комплексом Maxima (пр. Райымбека, 239г) для жителей города пройдет благотворительная акция. Гостей ждут праздничный дастархан, театрализованное и цирковое шоу, соревнования по қазақ күресі, а самых маленьких – аттракционы, батуты и аниматоры.
Кроме того, уже в четвертый раз Центральная мечеть Алматы совместно с благотворительным сообществом «Ихляс» готовы помочь алматинцам как с самим обрядом жертвоприношения, так и с поиском тех, кому предназначена часть мяса. Участникам акции «Курбан в Центральной мечети» помогут принести животное в жертву по всем правилам шариата и накормить нуждающихся.
– Одни не умеют, другие боятся, а кто-то просто занят или находится в дороге. Многие вынуждены подолгу простаивать в очереди, да и раздача мяса тоже требует времени. Участники акции могут не только присутствовать при совершении обряда лично, но и забрать свое животное полностью, чтобы самим раздать его неимущим. Однако, если по каким-то причинам вы не можете или не хотите этого делать, все необходимые процедуры будут выполнены за вас от вашего имени, что разрешено шариатом, – отмечает Нурмухамед Иминов. – Чаще всего мясо оставляют нам, сообщество «Ихляс» берет на себя ответственность за его раздачу. В наших списках нуждающихся есть не только частные лица, но и организации, включая детские дома, не забываем мы и о ветеранах.
Как и в прошлом году, на этот раз по акции в жертву можно будет принести только корову. Стоимость одного животного – 210 тысяч тенге, приносится в жертву оно от семи человек. Для участия в акции необходимо внести 1/7 доли от стоимости – 30 тысяч тенге. Оплатить участие можно до 10 сентября включительно как наличным, так и безналичным расчетом. Реквизиты и подробности акции можно найти на официальном сайте Центральной мечети города Алматы azan.kz.
Марина ПЕСТРЯКОВА

Места реализации и забоя скота в дни празднования «Курбан-айт» с 12 по 14 сентября
Управление сельского хозяйства и ветеринарии города Алматы просит жителей и гостей мегаполиса закупать скот и производить забой только в установленных местах:

Адреса забоя животных
• Алатауский район: мечеть «Бекет ата» (мкр. Шанырак-1, ул. Отемисулы, 18а); мечеть «Әскер ата» (мкр. Айгерим-1, ул. Ленина, 18а); мечеть «Мырзахмет» (мкр. Карасу, ул. Северное кольцо, 60); мечеть «Алгабас» ( мкр. Алгабас, ул. Лермонтова, 2).
• Ауэзовский район: мечеть «Таугуль» (мкр. Таугуль-3, ул. Центральная, 9).
• Жетысуский район: мечеть «Аль-Мадина» (мкр. Рабочий поселок, ул. Федорова, 12); мечеть «Вайнах» ( ул. Айтыкова, 1, уг. пр. Рыскулова); убойный пункт ТОО «Ic-commerse» (ул. Полежаева, 93а).
• Медеуский район: Центральная мечеть г. Алматы (ул. Пуш­кина, 16); мечеть «Райымбек батыр» (мкр. Думан, ул. Хан тәңірі, 1); мечеть «Умар ибн Аль Хаттаб» (мкр. Горный гигант, ул. Жукова, 36); мечеть «Фатима» (ул. Добролюбова, 138).
• Наурызбайский район: рынок «Таусамалы» (мкр. Таусамалы, ул. Кунаева, 2); площадка возле комплекса «ДИ» (ул. Жандосова, 2).
• Турксибский район: мечеть «Ферали» (ул. Жарылгасова,79).

Реализация скота
• Алатуский район: напротив мечети «Бекет ата», возле мечети «Әскер ата», возле мечети «Мырзахмет», прилегающая территория рынка «Үш қоңыр».
• Жетысуский район: пересечение улиц Северное кольцо и Жумабаева; мкр. Первомайка, пересечение улиц Жамбыла и Вокзальная.
• Медеуский район: напротив мечети «Райымбек батыр».
• Наурызбайский район: рынок «Таусамалы», площадка возле комплекса «ДИ».
При покупке скота рекомендуется требовать ветеринарные сопроводительные документы на животных. Реализация и забой сельскохозяйственных животных в неустановленных и несогласованных местах запрещается.