Легенда слова

Исполняется 170 лет акыну Жамбылу

Исполняется 170 лет акыну Жамбылу.

9 01

В мае 1936 года в Москве состоялась Декада казахского искусства и литературы. Наших артистов в столицу СССР привез поезд, на вокзале московские коллеги встречали их очень тепло, но с особым почтением они приветствовали самого старшего члена делегации, акына Жамбыла. Тот год был для него юбилейным. Прославленному импровизатору, слава о котором разнеслась далеко за пределы родного Казахстана, исполнилось 90 лет.
Несмотря на столь почтенный возраст, он был энергичным, подвижным и мог дать фору многим молодым людям. Прямо на перроне кудесник домбры, которая была всегда при нем, стал импровизировать, и, как рассказывали очевидцы, буквально остановился весь вокзал, все слушали Жамбыла.
Это и неудивительно, ведь акын был настоящим мастером импровизации.
Жамбыл из рода Шапрашты, появившийся на свет в феврале 1846 года, заявил о своих способностях еще в детстве – уже тогда он исполнял технически сложные даже для опытных народных музыкантов произведения – «Кобыланды», «Алпамыс», «Манас», «Кероглы».
Он постигал поэтическую импровизацию у Суюнбая, который учил его побеждать в айтысах.
И эти занятия не прошли даром. Песенные состязания Жамбыла с Сарбасом, Кулмамбетом, Шашубаем принесли ему славу непревзойденного мастера слова. Известные героические поэмы Жамбыла «Суранши батыр», «Саурык батыр», «Отеген батыр» воспевают подвиги батыров, защищавших свою родину от иноземных захватчиков. Славился он и как мастер критических песен, обличающих воровство, жадность, двуличность и другие человеческие пороки.
Нельзя сказать, что те, кого он критиковал, относились к нему с доброжелательностью, но любовь простого народа была всеобъемлющей.
Казалось бы, что еще нужно человеку для полного счастья, но, даже когда голова акына поседела, он не остановился – творчески развивался. Жамбыл с энтузиазмом воспринял многие преобразования, которые последовали вслед за революционными событиями. Прежде всего это то, что простые люди получили доступ к образованию, медицинскому обслуживанию. Теперь молодые музыканты могли не просто осваивать устное народное творчество, но и учиться музыкальной грамоте. Все это радовало аксакала, способствовало его новому творческому и духовному подъему. В тот период он создал такие произведения, как «Моя родина», «Гимн Октябрю».
Популярность казахского акына поднялась на новый уровень. О нем стали писать московские газеты, к нему приезжали делегации искусствоведов – собирателей народного песенного творчества. Стояла задача записать наследие, передававшееся из уст в уста. И во многом благодаря Жамбылу, который обладал очень хорошей памятью и знал много произведений, эту работу удалось успешно осуществить.
В годы Великой Отечественной войны казахский акын посвящает жителям блокадного Ленинграда проникновенные строки: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Это произведение подхватывает народ, в городе на Неве развешивают плакаты с портретом казахского акына, его стихи подняли дух ленинградцев и стали актом великого противостояния врагу.
В 1952 году Лештуков переулок, в самом центре Ленинграда, был переименован в честь казахского акына.
В 2003 году там был открыт памятник Жамбылу. Он спроектирован скульптором Валентином Свешниковым и архитектором Феликсом Романовским.
Но вернемся к Декаде казахского искусства и литературы, проходившей в 1936 году. Акын Жамбыл удостаивается высокой государственной награды – ордена Трудового Красного Знамени.
«Вместе со мной награждена и народная поэзия Казахстана», – говорит акын.
Газета «Правда» от 27 июня 1936 года называет произведения, исполненные Жамбылом и его коллегами, неиссякаемым родником подлинного народного искусства.
В 1941 году акын был удостоен Государственной премии СССР (Сталинская премия).
В музее истории города Алматы рассказывают, что имя Жамбыла – наиболее встречаемое в топонимике страны. В честь акына названы одна из областей Казахстана, районы, улицы во многих городах и населенных пунктах, его памятники украшают площади и скверы.
В 1938 году одной из алматинских улиц в честь 75-летия творчества акына было присвоено имя Жамбыла. Ее протяженность – 5760 м.
В 1971 году в сквере ГАТОБ имени Абая был установлен бюст Жамбыла. Его авторы – скульптор Хакимжан Наурызбаев и архитектор Малбагар Мендикулов.
В честь уже 150-летнего юбилея на одноименной улице установлен памятник, где акын изображен в чапане с домброй (скульптор Бахытжан Абишев). Весь его облик выражает вдохновение и восхищенный порыв души. Слева от скульптуры – сложенная из крупных блоков натурального гранитного камня архитектурная объемная композиция, олицетворяющая скалу, склоны гор Иле-Алатау, на которой выгравированы имя акына и борозды – линии, символизирующие потоки вод. Архитектурные формы переходят органично в экстерьер водопада, объединивший натуральные камни-валуны и водоем-бассейн с фонтанами.
Казахская государственная филармония с 1938 года носит имя прославленного акына.
В 1952 году на экраны страны вышел художественный фильм, посвященный прославленному акыну. Картину снял режиссер Ефим Дзиган, а главную роль исполнил Шакен Айманов.
Жамбыл умер 22 июня 1945 года, не дожив 8 месяцев до своего столетия.

Юрий КАШТЕЛЮК
В статье использованы материалы Музея истории города Алматы