Лирик и гражданин

Исполнилось 100 лет со дня рождения поэта Сагингали Сеитова

7 001

Увлекательный повествователь, лирик открытого темперамента, зоркий критик, человек мира изящной словесности… Так говорят о личности Сагингали Сеитова коллеги, последователи.
Он обладал редкой способностью сочетать в себе сразу несколько дарований – поэта, переводчика, педагога, ученого. Работы по литературоведению Сагингали Сеитова обогатили отечественную гуманитарную науку, стали учебными пособиями для будущих литературоведов.

Пальцы просятся к перу
Но первой его творческой любовью, которую он пронес через свою жизнь, была поэзия.
Как сказал писатель и журналист Адольф Арцишевский, Сагингали Сеитов создавал свои поэтические строки с трепетным преклонением перед красотой бытия, он мог разглядеть возвышенное в самых обыденных вещах.
Тем для творчества было много. Родившийся в 1917 году Сагингали Сеитов захватил самый разгар революционных перемен. Страна развивалась бурными темпами, проводилась индустриализация, общество было охвачено атмосферой энтузиазма.
Поступивший на рабфак, а затем получивший высшее образование и ученую степень, Сагингали Сеитов всю жизнь очень ценил те перемены. Они позволили молодежи, вне зависимости от социального происхождения, получить образование.
Государство поддерживало и начинающих литераторов – был брошен клич: пишите, рассказывайте о своем времени! Стали открываться литературные журналы, печатали стихи и центральные газеты.
Первое стихотворение им было написано в 1936 году на малой родине, в Уральской области, и опубликовано в областной газете «Комсомольское пламя».
В 1937 году Сагингали Сеитов впервые выступил в актовом зале Уральского пединститута со своей поэмой «Ергожа и Егизбай». Этот год явился, по сути, годом отсчета творчества поэта. Молодой литератор много пишет. Выбравший специальность «казахский язык и литература» студент государственного педагогического института имени Абая, он продолжает активно печататься. Стихи молодого автора появляются в республиканских газетах, в «Правде», в журналах «Знамя» и «Октябрь», на страницах «Литературной газеты».
Одновременно происходит становление Сагингали Сеитова как исследователя, в прессе появляются его статьи по литературоведению. Одним из первых студент Сеитов удостаивается Пушкинской стипендии.
Он пишет и одновременно много читает.
Как нам рассказала старшая дочь поэта Дидар, с ранних лет у Сагингали Сеитова было трепетное, священное отношение к книге и книга в свою очередь раскрывала перед ним свои богатейшие недра.

Наследник Абая и Сейфуллина
У стремительных революционных преобразований была и другая сторона медали. Многие представители интеллигенции, в том числе литературоведы, поэты, писатели, получившие блестящее образование при старом режиме, попали под репрессивную машину.
Возникла серьезная опасность, что наследие их канет в небытие, разорвется нить, связывающая поколения. Понимавшие это представители литературной элиты республики искали молодых творчески одаренных личностей, которые в той или иной степени смогли бы продолжить научную работу, начатую предыдущими поколениями.
Плодотворно работающий на литературной ниве Сагингали Сеитов был замечен старшими коллегами. Они видели, что молодой поэт и литературный критик изучает творческой наследие своего народа и вместе с тем в курсе новинок, которые рождает современное поколение литераторов. К слову, сам Сагингали Сеитов в стихотворении «Два пера» пишет, что получил в наследство свое перо от Абая и Сакена Сейфуллина и однажды как крылья передаст это наследие молодому неведомому пока певцу.
Уже на четвертом курсе Сеитова приглашают на работу в казахстанский филиал Академии наук СССР, включают в состав авторов учебника по казахской литературе для средних школ. По рекомендации председателя правления Союза писателей Казахской ССР Сабита Муканова, он занимается записью и подготовкой к публикации сочинений акына Шашубая Кошкарбаева.
Он работает над монографиями, в которых на научной основе прослеживает пути становления и развития казахской литературы.
После окончания вуза в 1941 году Сагингали Сеитов готовится поступить в аспирантуру. Перед молодым человеком открываются прекрасные профессиональные перспективы...

Стихи во имя Победы

7 002

В планы вмешалась война. На фронт молодого литератора провожал сам Сабит Муканов.
После окончания краткосрочных курсов Харьковской военной академии Сагингали Сеитов был направлен в 39-й минометный полк Северо-Западного фронта.
Но его орудием стал не только миномет «катюша», в перерывах между тяжелыми боями он писал стихи и отправлял их во фронтовые газеты.
Тем временем руководство страны поставило перед военной журналистикой стратегическую задачу – укреплять боевой дух солдат. Стали издаваться газеты на языках народов СССР. Планировалось издание на казахском языке. Нужно было оперативно формировать кадровый состав редакций.
И здесь творческое дарование Сагингали Сеитова пришлось как нельзя кстати и в прямом смысле принято на вооружение. Молодого офицера-минометчика приказом вызвали в редакцию фронтовой газеты «За Родину».
Сагингали Сеитов включается в подготовку издания на казахском языке.
Во многом с именем Сагингали Сеитова связано развитие периодики военных лет на казахском языке.

Редакционная бомба
Редакции фронтовых газет, как правило, находились на передовой, и военные журналисты наряду со всеми бойцами рисковали жизнью.
Поэт-фронтовик Жубан Молдагалиев, работавший в этой редакции, описал подвиг, который совершил Сагингали Сеитов.
Однажды в вагон, где размещалась редакция, попала бомба. Она не взорвалась сразу, в ту пору уже капитан, Сеитов проявил боевую смекалку. Он эвакуировал личный состав и распорядился отогнать вагон на безопасное место. Всю ночь капитан не сомкнул глаз. Бомба разорвалась только утром.
Позже Сагингали Сеитов написал стихотворение об этом случае «Я помню Сарны».
Война сдружила Сагингали Сеитова с Константином Симоновым, Максимом Танком, Левоном Мирзояном. Поэт пишет о доблести, героизме солдат, для которых не существовало национальных различий. Они были едиными, они были братьями. Закончилась война для фронтового корреспондента Сагингали Сеитова в Берлине. Стихи тех грозных лет, посвященные погибшим и уцелевшим однополчанам, полны раздумий. Они помогают сегодняшним читателям понять чудовищность самой страшной войны ХХ века, понять главное: сохранение мира на Земле – забота каждого живущего на планете.
За боевые заслуги командующий Белорусским фронтом маршал Рокоссовский наградил Сагингали Сеитова орденом Красной Звезды, а польское руководство удостоило поэта-фронтовика двумя медалями.
Так, поэт к штыку приравнял перо и прошел всю войну.

Творчество мира и добра
По возвращении с фронта Сагингали Сеитов работал в Академии наук, инструктором ЦК КП Казахстана, директором Казгослитиздата, старшим научным сотрудником Института литературы и искусства имени Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Защитил кандидатскую диссертацию. Автор множества монографий, статей, учебника по казахской литературе, ярких переводов на казахский язык Лермонтова, Гете, Гейне, а также Маяковского, Твардовского, Купалы, Навои, Жалиля, Хамзы.
Сагингали Сеитов создал монографию «За сорок лет», в которой проследил развитие казахской литературы с 1917 по 1957 год. Труд вышел отдельной книгой.
Мухтар Ауэзов предложил поэту и литературоведу написать диссертацию на основе этой монографии. Защита диссертации состоялась в 1961 году, и Сагингали Сеитов стал кандидатом филологических наук.
Также в числе основных произведений Сагингали Сеитова монографии «Традиции Владимира Маяковского в казахской поэзии», «Литература народов СССР», «Дружба литератур», «Глубокое русло», «Таир Жароков», «Габит Мусрепов», «Сабит Муканов», «Картины жизни», проза «Солдаты просят слова», поэтические сборники «Эхо», «Я всегда с вами», «Капли на тополях». Многие произведения поэта переведены на языки стран СНГ.
Сагингали Сеитов ушел из жизни в начале 2007 года, но стихи его, несущие свет любви и надежды, живут, помогая новому поколению читателей идти в ногу со временем, побуждая их к утверждению добра и справедливости, торжеству человечности.
– Он работал до последних дней, всегда был подтянутым, являл собой образец подлинного интеллигента, – подчеркнула младшая дочь поэта Дильбар.

Живая память
В минувшую пятницу Институтом литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова был организован круглый стол, посвященный памяти Сагингали Сеитова.
Директор Института Уалихан Калижанов, вступительное слово которого зачитала его заместитель по науке Алмира Калиева, подчеркнул, что Сагингали Сеитов остался в памяти людей горячим поклонником и исследователем литературы. Он был человеком высокого гражданского долга.
В ходе круглого стола выступили доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института Нурдаулет Акыш и кандидат филологических наук, доцент Жанат Адильханова (Казахский национальный университет имени аль-Фараби).
В работе круглого стола приняли участие доктор филологических наук, профессор Шериаздан Елеукенов, доктор филологических наук, профессор Жумат Тлепов (КазНУ имени аль-Фараби), заведующий отделом абаеведения и литературы новой эпохи Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова, профессор, кандидат филологических наук Серикказы Корабай.
О международном признании поэзии Сагингали Сеитова говорила заведующая отделом аналитики и внешних литературных связей Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова Светлана Ананьева, другие коллеги, друзья и близкие литератора.
Выступающие отмечали, что по книгам Сагингали Сеитова можно постигать историю, культуру, учиться лучшим человеческим качествам, в числе которых любовь к одной женщине, забота о детях, преданность Родине. В своем творчестве и в жизни он демонстрировал стойкость солдата, знал цену мира, дружбы.
Его мысли, чувства и поступки были неразделимы!
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из архива семьи Сагингали Сеитова