Максимально прозрачно и доступно

В мегаполисе презентовали дорожную карту «Развитие системы здравоохранения Алматы на 2019 год»

На расширенном заседании комиссии общественного совета ее представил руководитель Управления общественного здоровья города Канат Тосекбаев.
– Основным направлением дорожной карты, работа по которой начата с января этого года, является максимальная транспарентность и открытость, повышение качества оказываемой медпомощи, – отметил Канат Тосекбаев. – Теперь мы в первую очередь делаем акцент на профилактику заболеваний, нежели на их лечение. Это формирование культуры здорового образа жизни, качество оказываемой медицинской помощи, вопросы питания, развитие здоровых инфраструктур города и так далее. Наша структура также претерпела изменения в организационном плане. В управлении появилось шесть новых отделов, в числе которых отделы охраны здоровья матери и ребенка, общественного здоровья, человеческих ресурсов.
Главной нашей задачей является исполнение государственной программы, утвержденной Главой нашего государства. В целом по всем обозначенным там индикаторам наблюдается положительная динамика. Однако в прошлом году не исполнены индикаторы по младенческой смертности и смертности от травм и отравлений.
По словам Тосекбаева, анализ всех обращений и жалоб показал, что в прошлом году их было больше, чем в 2017 году.
В основном люди недовольны качеством оказания медуслуг, вопросами лекарственного обеспечения, работой регистратур приемных покоев, грубостью медперсонала и обслуживанием скорой медицинской помощи.
– Аким поставил перед нами задачу обеспечить прозрачность как закупа, так и обеспечения граждан лекарственными средствами, – говорит начальник управления. – При анализе выявились факты, когда лекарства выписывались 304 пациентам, не являющимся жителями Алматы, что недопустимо. В данное время нами совместно с центром электронной коммерции проводится работа по созданию платформы для осуществления электронного закупа. Она заработает в конце марта.
У нас работает постоянная рабочая группа по мониторингу лекарственных средств. В ее состав входят депутаты маслихата, сотрудники по делам госслужбы и противодействию коррупции, комитета фармации и наши представители. Они периодически выезжают в поликлиники и передают нам свои замечания, над которыми мы работаем.
Другой важный вопрос – обеспечение процедуры прозрачности закупа медтехники. Сотрудниками управления выявлены факты завышенной стоимости медоборудования, несоответствия их технической спецификации, аффилированности конкурсной комиссии. Чтобы этого избежать, предпринят ряд мер. В частности, главный врач поликлиники, откуда поступают заявки, должен подтвердить комиссии факт, что данное оборудование необходимо его лечучреждению, если есть площади для его размещения, имеются специалисты, способные на нем работать. Также будет производиться экспертиза стоимости оборудования. Эти и другие шаги позволят закупать оборудование на 10–15 процентов ниже той цены, которая была ранее.
В рамках дорожной карты проводится ряд мероприятий по продвижению и модернизации системы здравоохранения. Введена программа менеджмента с формированием качественного руководящего состава. На сегодня уже утверждены 70 индикаторов KPI для руководителей с внесением их в трудовой договор. В медицинских учреждениях проводится обучение госпитальному сервису. Во время него алматинские врачи максимально повысят качество предоставляемой потребителям медицинской помощи и обеспечат конкурентоспособность на рынке медуслуг.
Кроме того, по словам руководителя управления, проводится обучение по безопасному материнству и детству, первичной медико-санитарной помощи, реабилитационной службе и другим направлениям.
При каждой медорганизации будут внедрены открытые рабочие наблюдательные советы. Теперь в них будут не аффилированные работники из числа руководящего состава, а медики-ветераны, журналисты, блогеры, юристы и аудиторы. В 77 медорганизациях уже полностью расформированы прежние составы наблюдательных советов, в 15 из них объявлены конкурсы. Участвовать в них изъявили желание более 60 соискателей. Открытые наблюдательные советы имеют обширные полномочия. Они, в частности, вправе рекомендовать первых руководителей как к снятию, так и к назначению.
Для прозрачности и транспарентности, предупреждения коррупционных проявлений осуществляется контроль и мониторинг финансового потока медицинских организаций. В конце марта на сайте Управления общественного здоровья будут размещены данные о доходах и расходах каждой медорганизации, составе наблюдательных советов, их контактные данные. В онлайн-режиме там будут отражаться собеседования на вакантные руководящие должности. Также предусмотрено размещение процедур закупа лекарственных средств и оборудования.
Одно из основных направлений дорожной карты – создание пациентоориентированых многопрофильных клиник. Это значит, что те, которые работают по различным направлениям, объединятся по примеру европейских стран. В этом году 26 медорганизаций будут реорганизованы в единые кластеры.
Этот процесс уже начался. Так, в прошлом году больница № 7 была объединена с поликлиникой № 35, реорганизован Центр психического здоровья. Сейчас ведется работа по созданию единого центра полиативной помощи, куда войдут хоспис и больница сестринского ухода, имеющие одинаковые профили. В апреле будут созданы многопрофильные детские больницы № 1 и № 2 и Центр физиопульмонологии.
С начала этого года были полностью децентрализованы лаборатории города. Остались нетронутыми только те, которые оказывают такие крупные виды услуг, как бактериологические и вирусологические. Тем самым сокращено время ожидания результатов анализов пациентов.
Так как основной жалобой пациентов является грубость медперсонала, управлением сделан акцент на госпитальный сервис. Совместно с университетом Alma U в городской поликлинике № 5 и больнице скорой медицинской помощи проводится пилотный проект «Доброжелательная клиника». Проект рассчитан на пять с половиной месяцев. В его рамках с целью создания доброжелательной среды и налаживания госпитального сервиса пройдут обучение более 250 сотрудников данных организаций.
В соответствии с поручением Главы государства продолжается цифровизация системы здравоохранения. В Алматы показатели в этом плане не самые лучшие, потому что мы вошли в этот проект позже других регионов. Но при этом у нас все горорганизации имеют информационные системы. На сегодняшний день происходит переход на безбумажную больницу, создано более 1,6 млн электронных паспортов здоровья. Данная мера позволила в два раза сократить визиты в поликлинику и живые очереди. Электронные паспорта будут внедрены во всех частных медицинских организациях.
Вместе с тем 134 тысячи алматинцев сегодня не прикреплены ни к одной из клиник и, соответственно, не получают медпомощь. Сейчас сотрудники Управления общественного здоровья проводят подворовой обход и прикрепляют таких граждан к лечебным учреждениям.
Нелли СТАСОВА