Малый Турксиб

В 1936 году правительство республики приняло решение о строительстве в Алма-Ате детской железной дороги.

Реализация проекта должна была начаться в тот же год. Наша газета, которая, напомним, тогда называлась «Социалистическая Алма-Ата», поинтересовалась у руководства Турксиба, как будет выглядеть этот аттракцион. Хотя можно ли было так  назвать детскую железную дорогу? Все должно было быть по-настоящему: и рельсы с семафором, и станции, и, разумеется, подвижной состав.
«Малый Турксиб» должен был состоять из трех станций – «Пионерской», «Солнечной» и Центральной  имени Лазаря Кагановича, занимавшего в то время пост наркома путей сообщения СССР.
К тому времени по всему Советскому Союзу происходил настоящий бум детских железных дорог:  первая была создана в 1935 году в Тбилиси, началось строительство в Москве и десятках других городов страны. И везде путейцами были подростки, которые  под руководством опытных мастеров на самом серьезном уровне осваивали железнодорожные специальности.
Казалось бы, нашему городу, который ассоциировался с Турксибом, создать такую железную дорогу сам бог велел. Но в 1930-е осуществить проект не удалось. 
«К сожалению, строительство детской железной дороги попало в руки аферистов, не сделавших ничего», – сокрушалось руководство Турксиба на страницах нашей газеты. 
Вместе с тем  отмечалось, что у железнодорожного ведомства есть все условия для реализации этого проекта. 
«Управление Турксиба может обеспечить постройку дороги и обучить кадры эксплуатационников. В депо Алма-Аты и в мастерских Трамвайстроя в короткий срок может быть изготовлен подвижной состав», – сообщалось в материале газеты.
Великая Отечественная война прервала планы по строительству детской железной дороги. К этой идее вернулись в послевоенные годы. 
Строительство началось по инициативе пионерии и комсомола Алма-Аты летом 1952 года в южной части парка культуры и отдыха.
Был уложен кольцевой путь длиной 1,24 километра, построена одна станция с деревянной платформой и пассажирским павильоном летнего типа. Ее назвали в честь Павлика Морозова. Парк подвижного состава состоял из двух деревянных вагончиков и паровоза типа 63/65, отремонтированного рабочими городского депо.
Торжественное открытие «Малого Турксиба» состоялось 13 сентября того же года.
Пассажиров встречали юные путейцы в новенькой железнодорожной форме. Проездные талончики, выполненные в стиле билетов советских пригородных поездов, в вагонах проверяли кондукторы – строгие девочки и мальчики. С каждым годом хозяйство детской железной дороги активно развивалось. В 1958 году был полностью заменен подвижной состав – на смену паровозу пришел тепловоз ТУ2, старые вагоны были заменены тремя новыми цельнометаллическими пассажирскими вагонами Pafawag.
В том же году внутри железнодорожного кольца было построено здание управления «Малого Турксиба», а на южной стороне дороги сооружена вторая станция – «Комсомольская», кроме того, в северной части кольца был оборудован шлагбаум. 
Дорога модернизировалась в восьмидесятые и в начале девяностых. В 1993 году станция имени Павлика Морозова была переименована в «Достык», а «Комсомольская» – в «Жастар». В 1995 году дорогу оснастили локомотивной радиосвязью.
Казалось бы, несмотря на все трудности девяностых годов, детская железная дорога развивалась. Но 13 января 1997 года по указанию управления Алматинской железной дороги («в связи с тяжелым финансовым положением») ДЖД была передана на баланс парку, началась борьба за выживание, но она не принесла результата. 
20 июля 1997 года дорогу закрыли. Уже через месяц  вагоны были сняты с тележек. Их переоборудовали в торговые ларьки. 
В 2000-е состоялось возрождение дороги. Но теперь это только аттракцион – пассажиров не встречают юные путейцы в аккуратной форме, нет и большого тепловоза с фирменными вагонами Pafawag. Состав из нескольких открытых вагончиков тянет маленький паровозик.
Юрий КАШТЕЛЮК