Мандат общенародного доверия

Эра становления: шаги к независимости

6 7 002

Сегодня исполняется четверть века первым всенародным выборам Президента Казахстана. Решение об их проведении 1 декабря 1991 года было принято Верховным Советом республики полутора месяцами раньше. А за результатами тех выборов в истории прочно закрепилась характеристика «мандата общенародного доверия», выданного казахстанцами Нурсултану Назарбаеву.

Их атмосфера уже существенно отличалась от традиционных советских выборов с победными маршами и лозунгами спозаранку на избирательных участках.

Без советской шумихи
«Не было бесшабашного веселья, не слышно было «счастливых» песен, что в прежние времена оглашали предутреннюю дремоту, – сообщала в репортаже о дне выборов 2 декабря 1991 года газета «Вечерняя Алма-Ата». – А ведь событие-то какое: выборы впервые всенародным голосованием Президента суверенного Казахстана. Кто мог когда-либо даже подумать о таком дне!»
«Говорят, скромность украшает, – комментировал событие газете председатель избирательной комиссии участка № 329 на улице Ауэзова Рашид Жунусов. – Но не потому сегодня у нас все спокойно, по-деловому просто. Было бы кощунством устраивать шумовые эффекты, когда речь идет о судьбе республики. Первый Президент, избранный всем народом, – разве это не торжество справедливости, о которой в лихолетье мечтал мой народ?»
На том же участке журналисты встретили почтенных аксакалов, один из которых признавался, намекая на времена сталинских репрессий: «В дни нашей молодости мы даже ходили по родной земле с опаской, а теперь выбираем своего Президента. Свободным мой Казахстан будет – значит, лучше заживут мои внуки и правнуки».
«Проголосовал «за» с надеждой на лучшую, более справедливую жизнь, – приводили авторы слова ветерана труда Михаила Григорьевича Курасова. – Президенту сейчас очень тяжело, ведь надо проводить непопулярные меры. Большинство народа это понимают и готовы поддержать. Н. А. Назарбаев должен действовать конкретно, более решительно, иначе инициативу возьмет в свои руки бывшая номенклатура».
«Все говорят: очень дорогие продукты питания, одежда, – говорил на голосовании ведущий инженер управления международных автоперевозок Мурат Джумашев. – При этом забывают, что дешевизна достигалась за счет грабежа и обмана колхозников, рабочих. Сейчас важно другое: снять запрет на высокие заработки, создать условия для свободного труда».
«Работаю в железнодорожной больнице № 1, голосую первый раз, – отвечала газетчикам Жанар Балкиева. – За первого народного Президента. Это, думаю, хорошая примета. Моя жизнь только начинается, хочу, чтобы все было по-человечески, справедливо. Президенту желаю твердости в проведении реформ, укреплении подлинного суверенитета и независимости Казахстана».

6 7 001

Пора играть белыми фигурами
Предварительные итоги голосования были оглашены утром 2 декабря в Доме дружбы Алма-Аты на большой пресс-конференции для отечественных и зарубежных журналистов. На ней председатель Центральной избирательной комиссии К. Букенов напомнил, что Верховный Совет КазССР выдвинул кандидатом в Президенты Нурсултана Назарбаева, а в паре с ним баллотировался предложенный самим кандидатом на должность вице-президента Ерик Асанбаев. Других заявок не поступало.
По данным Центризбиркома, из 9 миллионов 960 тысяч внесенных в списки для голосования казахстанцев на избирательные участки пришли 88,24 процента граждан. Из них 98,76 процента получивших бюллетени избирателей высказались за кандидата Нурсултана Назарбаева. Лишь 1,24 процента – против, что составило не многим более 109 тысяч человек. Всего 186 бюллетеней было признано недействительными.
Больше всего голосов – свыше 99 процентов – участников выборов кандидат получил в Алма-Атинской, Джамбулской, Мангистауской, Талды-Курганской и ряде других областей. Меньше среднереспубликанского показателя – от 95,6 до 97,9 процента – в городе Алма-Ате, Восточно-Казахстанской и Уральской областях.
Как сообщил Букенов, согласно заявлениям окружных избирательных комиссий происшествий на выборах не зафиксировано, а в сам Центризбирком жалоб на нарушения также не поступало. То, что голосование проходило спокойно и деловито, подтвердили и наблюдатели, прибывшие в Казахстан из семи бывших союзных республик.
Как признался на пресс-конференции Нурсултан Назарбаев, сам он столь массовой поддержки не ожидал. «Я получил мандат общенародного доверия от граждан Казахстана всех национальностей, классов, социальных групп, – заявил он. – Это прежде всего мандат на решительные действия, направленные на выход из тяжелого кризиса, в котором вместе со всей страной оказался Казахстан. Как-то в одной газете написали, что Назарбаев любит играть в шахматы черными фигурами. Теперь, я думаю, пришло время играть белыми...»
Через неделю были обнародованы и официальные итоги, но они мало что меняли: по уточненным сведениям, за Назарбаева проголосовало 98,78, против – 1,22 процента участников первых всенародных выборов Президента республики.

Выбор в пользу эволюции

6 7 003
Свои поздравления со всенародным избранием главой Казахстана Нурсултану Назарбаеву присылали сотни жителей республики, Президент СССР Михаил Горбачев, главы бывших союзных республик и их правительств, лидеры иностранных государств. Среди авторов этих посланий были также председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов Аман Тулеев, президент корпорации «Росчермет» и бывший генеральный директор Карагандинского металлургического комбината Олег Сосковец, генеральный директор ТАСС Виталий Игнатенко и другие персоны, с которыми Назарбаев поддерживал теплые дружеские отношения.
Оживленно комментировали его впечатляющую победу СМИ. «Даже если бы в 1985 году не начались преобразования советского общества, все равно мы узнали бы о Нурсултане Назарбаеве – он и при коммунистическом режиме не затерялся бы, – писала 4 декабря 1991 года газета «Известия» в статье «Феномен Назарбаева не разгадан». – Но только перестройка позволила раскрыться истинным чертам его натуры: независимость суждений и поведения, прагматичный подход к решению политических и экономических проблем, умение поставить себя на место других. (...)
Феномен Назарбаева еще во многом не разгадан. Иногда кажется, что в Казахстане ничего не происходит. (...) Компартию в республике, по сути, сохранили, хотя она формально ушла с политической сцены. (...) Если в Казахстане время от времени возникает социальное противостояние, как это случилось во время шахтерских выступлений, то опять же оно быстро рассасывается. (...)
Судя по всему, Назарбаев избрал эволюционный путь реформ. Можно долго обсуждать, готов или нет Казахстан к демократии, к рынку и, наконец, к отказу от социалистического выбора, но несомненно, что более-менее спокойное развитие событий в республике позволит Назарбаеву провести эти реформы всерьез и надолго. (...)
Нурсултан Назарбаев не использует модного в нашей стране приема для поднятия значимости своей фигуры – амбициозные, будоражащие заявления на политические или экономические темы. Его выступления рассудительны и спокойны. Он избегает позиции конфронтации. Однако если кто-то позволит себе задеть интересы Казахстана, Назарбаев дает резкий и недвусмысленный ответ. Так было после известного заявления пресс-секретаря Президента
Б. Ельцина о том, что Россия оставляет за собой право пересматривать границы с другими республиками. На одном из съездов народных депутатов СССР Н. Назарбаев заявил однозначно: Казахстан никогда не будет чьим-то младшим братом или подбрюшьем».

Иного не дано
Официальное вступление в должность новоизбранного всенародным голосованием Президента и его приведение к присяге перед народом состоялось 10 декабря 1991 года в Алма-Ате во Дворце Республики на заседании Верховного Совета Казахстана.
«Не каждому поколению выпадает на долю быть свидетелями и участниками столь грандиозных исторических перемен, какие переживаем мы с вами, – говорил Нурсултан Назарбаев в своей инаугурационной речи. – Без преувеличения можно сказать, что у нас на глазах на карте мира появляются новые государства, меняются общественно-политические и экономические формации, формы государственного управления. Не остался в стороне от столбовой дороги истории и Казахстан».
Президент напоминал, что на его древней земле существовало немало государственных образований, которые, как и люди, переживали свое детство, юность, зрелость, претерпевали упадок, возрождались из пепла. А на новом историческом витке народы Казахстана решительно сделали выбор к цивилизованному демократическому обществу.
«По сути дела нам предстоит радикальная смена всего социально-экономического уклада жизни, а она, как показала история, проходит успешно лишь там, где общество движимо единой идеей, во имя которой люди готовы к временным трудностям и даже отдельным неудачам, – подчеркивал оратор. – Для нас эта идея – свободное суверенное демократическое государство Казахстан. За нее, собственно, и голосовали 1 декабря граждане республики, впервые за тысячелетнюю казахскую историю всенародно избирая своего Президента».
Говоря о суверенитете, Назарбаев вовсе не имел в виду, что Казахстан стремится к некой замкнутой системе. Ведь очевидно, что это бы пагубно сказалось на возможностях реализации политической и экономической самостоятельности.
«Уникальность и неповторимость подобного положения Казахстана понимал и мудрый Абылай, сумевший восстановить в середине XVIII века распадавшуюся казахскую государственность, наладить добрососедские отношения с прилегающими государствами, – напоминал Президент республики. – Понимали это и продолжили его дело последующие поколения. Сегодня, в кризисной для общества ситуации – на рубеже двух эпох – фактор времени имеет огромное значение».
По мнению Назарбаева, история не оставляла Казахстану иного выбора, кроме кардинальных изменений производственных отношений. Однако осуществлявшихся мер было явно недостаточно. «Одни из них ограничены, другие половинчаты, третьи наталкиваются на скрытое и явное торможение консервативных сил, саботаж остатков старой командно-административной системы, – отмечал глава государства. – Нам необходимо экстренное проведение радикальных взаимосвязанных мер для стабилизации социально-экономической ситуации, поскольку в настоящее время кризис подходит к своей критической отметке».
Среди предлагавшихся Назарбаевым безотлагательных мер были четкое разделение властей и формирование вертикальных президентских структур, объективная трансформация Верховного Совета республики в профессиональный парламент, поддержка политического плюрализма наряду с безусловным запретом деятельности партий и движений, проповедующих экстремизм, национальную рознь и сепаратизм. К числу важнейших шагов Президент также относил решительное укрепление правопорядка, соблюдение законности и сохранение межнационального согласия.
«Каждый из нас на себе испытывает трудности переходного периода: рост цен, инфляцию, снижение жизненного уровня, – говорил вступавший в должность Президент. – Не совсем уютная жизнь царит вокруг нас. Не могу и не хочу обещать, как я говорил и в ходе предвыборных встреч, что она очень быстро изменится к лучшему. И я был бы неискренен перед вами, если бы не сказал об этом. Через все это надо пройти, стиснув зубы, с верой в завтрашний день. (...) Нужно осознать, что на нашу долю выпал исторический шанс, который мы не должны упустить. Я имею в виду то, что казахская нация, вобравшая в себя традиции и мудрость предыдущих поколений, сконцентрировшая нерастраченную энергию созидания, накопившая огромный опыт интернационализма, национального и гражданского согласия, может и должна взять на себя великую миссию – выступить гарантом стабильности и спокойствия в своем регионе, достойно войти в мировое сообщество.
1 декабря на избирательных участках проходило непростое голосование. Оно положило начало формированию нового братского сообщества казахов, русских, украинцев, корейцев, немцев, уйгуров – всех тех, кто единой командой решил пробивать дорогу через драматическое настоящее в здоровое будущее нашей республики».
Как подчеркивал глава государства, мандат всенародного доверия – это не только право действовать, но и огромная ответственность перед всем народом. «И я надеюсь на вашу поддержку и обещаю сделать все возможное, чтобы оправдать ваши чаяния и надежды. Я верю, что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую политэтническую цивилизацию, в которой возродится казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности».
В тот же день, 10 декабря 1991 года, по предложению Нурсултана Назарбаева Казахской ССР было присвоено новое имя – Республика Казахстан.

С первых шагов
Свою предвыборную программу Назарбаев начал воплощать в жизнь с первых шагов в ранге всенародно избранного главы государства. Об этом свидетельствуют его первые три президентских указа. Все они датированы 12 декабря 1991 года и посвящены животрепещущим проблемам рождавшегося независимого государства.
Первый – «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 года в Казахстане». В нем напоминалось, что в указанные дни в Алма-Ате и некоторых областных центрах республики на демонстрации против диктата Москвы, навязавшей Казахстану первым руководителем своего ставленника, вышла демократически настроенная молодежь. Многие участники тех протестов были привлечены к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Указ реабилитировал подвергшихся этим гонениям граждан. Документ также предлагал Верховному Совету республики отменить как ошибочные решения о награждении за подавление выступлений молодежи военнослужащих внутренних войск и правоохранительных органов.
Второй важнейший указ Президента Республики Казахстан – «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление, и о повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений». Он разрешал предприятиям и организациям самостоятельно устанавливать размер указанных средств и на 90 процентов повышал зарплаты бюджетников. Помимо этого указ отменял жесткую привязку зарплаты в бюджетных организациях к численности своих работников, то есть разрешал их руководству самостоятельно устанавливать структуру и штат, надбавки и премии в подведомственных трудовых коллективах.
Третий документ, находивший широкую поддержку среди населения, – Указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения Республики Казахстан». В связи с происходившей либерализацией цен этот документ предписывал руководителям предприятий всех форм собственности начать денежную и натуральную помощь (прежде всего продуктами питания) ветеранам труда и малообеспеченным гражданам, инвалидам, многодетным семьям и другим социально слабозащищенным категориям населения. Кроме того, в условиях жесткого товарного дефицита ряд положений документа защищал потребительский рынок республики – запрещал вывоз за ее пределы скота, продовольственных и промышленных товаров сверх объемов, установленных соглашениями с другими республиками бывшего Союза, а также разрешал продажу этой продукции внутри Казахстана лишь по карточкам или паспортам.

Первый день новой эпохи
С 2012 года по предложению группы отечественных парламентариев Казахстан отмечает 1 декабря как государственный праздник – День Первого Президента. Тут республика неоригинальна: к моменту обретения своей независимости, то есть более 130 лет, начиная с 1880 года президентский день ежегодно отмечается, в частности, в США, где это делается в память о первом главе государства Джордже Вашингтоне.
Личные впечатления о 1 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев описал в своей статье «Первый день новой эпохи Казахстана», опубликованной 1 декабря 2012 года газетами «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда». В ней он охарактеризовал историческую значимость и патриотическую ценность первых за всю историю всеобщих выборов Президента Казахстана очевидной и бесспорной.
«В этот день народ Казахстана впервые реализовал свое суверенное право быть реальным источником власти, формировать власть и определять ее политику, – пишет автор. – Впервые на этих выборах, решая историческую судьбу страны, казахстанцы выступили как единая суверенная общность граждан, готовая и способная решительно взять на себя груз исторической ответственности за общую Родину – наш Казахстан. Поэтому первые всенародные президентские выборы – это важнейший исторический акт общеказахстанского единства. 1 декабря 1991 года – это день, когда народ Казахстана вынес исторический вердикт по вопросу о форме правления нашего государства. Это был однозначный выбор в пользу республики с сильной президентской властью».
В то непростое время сама логика жизни требовала консолидирующего начала не только для всей исполнительной власти, но и для всего общества. Уходила в прошлое тоталитарная система, и в полный рост встала проблема рыночных реформ, нормализации жизни людей даже в таких элементарных вопросах, как обеспечение едой, занятость, безопасность жизни.
«Всенародное избрание Президента укрепило единство народа и государственной власти, а впоследствии обеспечило последовательность и слаженность всего процесса становления и укрепления независимости Казахстана, – отмечает Нурсултан Назарбаев. – По сути, выборы 1 декабря 1991 года стали фактически общенациональным референдумом одновременно о форме правления, единстве, суверенитете и независимости Казахстана».
Объективность такой оценки наглядно подтверждают исторические факты. Осенью 1991 года распад СССР принял необратимый характер. Августовский путч в Москве фактически «похоронил» надежды на обновление Союза как равноправной федерации республик. А то, что оставалось от союзного центра, неумолимо погружалось в состояние паралича. Дальше следовали бы уже полный хаос и анархия при отсутствии всякой власти.
«Такой ситуации я допустить не мог, потому что это означало только одно – межэтнические и социальные конфликты в обществе, углубление экономического кризиса», – подчеркивает в своей статье Президент Казахстана.
Старшее поколение казахстанцев хорошо помнит то время, когда практически каждый человек был поставлен на грань выживания. Лишь по прошествии нескольких лет экономисты подсчитают, что разрыв хозяйственных связей в рамках бывшего Союза обошелся республике в 30 процентов падения ВВП. И примерно треть всех казахстанцев одномоментно оказались за чертой бедности.
«Вспоминая свою первую всенародную избирательную кампанию, прошедшую в ноябре 1991 года, скажу о том, что у меня были очень сильные «соперники», – вспоминает Назарбаев. – Они не были персонифицированы в личностях конкретных политиков. Это были не всегда очевидные, но очень влиятельные обстоятельства, существовавшие в сложной атмосфере того трудного времени. Во-первых, отсутствие результатов перестроечных реформ уже погружало часть людей в состояние апатии, неверия в политику и политикам. (...) Во-вторых, в то время, если вспомнить, появилось много горе-«оракулов», которым были не по душе мир и спокойствие в многонациональном Казахстане, особенно на фоне конфликтов в других республиках распадавшегося Союза. Я всегда руководствовался принципом «критикуешь – предлагай!». А критика того времени зачастую напоминала советские кухонные беседы на вечную тему «кто виноват?». Я всегда отвечал на конкретный и предметный вопрос «что делать?». Все это было муками рождения нашей новой страны. (...) За месяц я объездил практически все регионы Казахстана. (...) В этом непосредственном общении с казахстанцами я проникся широкой поддержкой народа, его общим желанием сообща и достойно ответить на любой вызов истории, стремлением хранить согласие и мир в нашем многонациональном Казахстане, работать во имя процветания нашей общей Родины».
«Я помню, с каким волнением ожидал итогов голосования, – признается Нурсултан Назарбаев. – И это волнение только многократно усилилось, когда утром были оглашены предварительные итоги голосования. Это была абсолютная победа! Победа всего народа! Победа единства над угрозой раздора! Это была новая победа суверенного Казахстана! (...) Все предстоящие вопросы теперь мне можно было решать, действуя решительно, опираясь на абсолютную поддержку всего народа. И сегодня можно прямо сказать, что первый день декабря 1991 года был без преувеличения решающей датой на пути Казахстана к независимости».
Андрей ЖДАНОВ