Маршрут на перспективу

В рамках программы «Город без окраин» депутаты городского маслихата ежемесячно проводят рейды по общественному транспорту, чтобы узнать, насколько он соответствует пожеланиям пассажиров

24 001

В этот раз в автобусах, троллейбусах, а также в вагонах метро вместе с представителями Управления городской мобильности проехались депутаты Роза Бадаева, Ляззат Калтаева и Михаил Грачев.
По словам Розы Бадаевой, ежемесячно подобные мероприятия проводятся для того, чтобы узнать, насколько удобно, комфортно и безопасно алматинцы могут передвигаться на общественном транспорте.
– Прежде всего мы визуально оцениваем внешнюю и внутреннюю чистоту машины, – поясняет народный избранник. – Наблюдаем за соблюдением правил пассажирских перевозок: не разговаривает ли водитель по мобильному телефону, вежливо ли общается с пассажирами во время поездки. Таким образом мы хотим узнать, насколько общественный транспорт привлекателен для горожан.
Свое передвижение комиссия начала с остановки, расположенной на пересечении проспекта Абая и Манаса. При подходе к остановочному комплексу сразу был отмечен затрудненный въезд для инвалидов-колясочников. На остановке также остались следы демонтажа предыдущих конструкций, которые также, по мнению депутатов, могут стать причиной травматизма для пассажиров.
– Въезд на остановку не соответствует строительным нормам, – комментирует Ляззат Калтаева. – Не соблюден угол уклона пандуса, нет поручня. Здесь очень легко упасть человеку с ограниченными способностями, находящемуся без сопровождения. Нет тактильных дорожек для незрячих пассажиров. Кроме того, к остановочному комплексу можно подойти только с одной стороны.
Пропустив несколько автобусов из-за того, что они парковались на большом расстоянии от бордюра и, как следствие, не могли взять в салон человека с ограниченными способностями, мы все-таки вошли в салон троллейбуса под №  25. Водитель тут же поспешил на помощь нашему депутату Ляззат Калтаевой и, откинув специальную панель, завез малоподвижного пассажира внутрь салона. Удобно установив инвалидную коляску, водитель поспешил на рабочее место, забыв пристегнуть пассажира ремнем безопасности.
Этот троллейбус, как отметили для себя депутаты, не сиял чистотой, а под специальной панелью, которая откидывается для того, чтобы могли заехать инвалиды колясочники, мы увидели мусор. Когда специальную панель вернули в исходное положение, в салоне поднялось облачко пыли. Грязными были и боковые панели в троллейбусе.
Между тем сами пассажиры, казалось, не особо обращают внимание на мусор в салоне машины.
– Я пенсионерка и все свое свободное время в основном провожу дома, – рассказывает пассажир Валентина Мясоедова. – Так получилось, что на протяжении двух недель уже езжу на процедуры в поликлинику. Хотелось бы поблагодарить городские власти за новые комфортабельные машины, за рулем которых находятся вежливые водители.
Выйдя на следующей остановке, мы сели в троллейбус № 5 с бортовым номером 1224. Женщина-водитель, быстро сориентировавшись, вышла, откинула специальную панель, под которой уже не было такой грязи, как в предыдущей машине. Тем не менее в троллейбусе не было ремня безопасности, чтобы пристегнуть маломобильного пассажира.
– Техническое состояние троллейбуса удовлетворительное, – прокомментировал Михаил Грачев. – На первый взгляд, даже чисто. Камеры в наличии и в исправном состоянии. Маршрутный лист, бегущая строка и схема маршрута имеются. Все информационные наклейки в наличии.
Тут депутаты продолжили обсуждение по поводу транспортировки людей с ограниченными возможностями. По словам Ляззат Калтаевой, во всем мире на остановках есть специальные знаки, рядом с которыми стоят люди с ограниченными возможностями. Было бы хорошо установить такие и у нас. Пока же водители не замечают инвалидов из-за большого скопления пассажиров на остановочных комплексах.
Выйдя на ближайшей остановке, комиссия решила продолжить движение из центра города в сторону аэропорта. После семиминутного ожидания на остановку подъехал автобус № 92. За это время народные избранники успели отметить для себя, что у троллейбусов более короткий интервал движения, ходят они чаще, лучше соблюдают правила перевозок пассажиров, поэтому более удобны для передвижения.
Представитель Управления городской мобильности Ерлан Адилов сообщил, что регулярность 92-го маршрута 10 минут, но в связи с нехваткой автобусов интервал между ними доходит до 15 минут.
Водитель автобуса правильно припарковал машину к остановочному комплексу и завез маломобильного пассажира в салон, но не смог зафиксировать его внутри из-за отсутствия ремня безопасности. Депутаты также отметили, что маршрут пользуется популярностью у горожан, но в салоне нет бегущей строки и не объявляются остановки.
Представитель Управления городской мобильности сообщил, что до конца года маршрут № 92 будет обновлен. К концу года компания «Алматыэлектротранс» ожидает поступление новых 260 автобусов, часть которых пойдет на 92-й маршрут.
По пути следования автобуса депутаты и представитель управления отметили имеющиеся проблемы, среди них – грязные остановки, мусор и затрудненный подъезд автобусов к остановкам из-за частных извозчиков в районе «Саяхата». Кроме того, народные избранники выразили пожелание, чтобы в наших автобусах исходя из общемировой практики тоже был бесплатный WiFi.
– Сейчас ведутся переговоры с сотовыми операторами по этому поводу, – ответил Ерлан Адилов. – И в ближайшее время в автобусах двух компаний-перевозчиков, возможно, все-таки появится бесплатный интернет. Кстати, в метро на двух станциях уже есть такая услуга, но она пока еще остается очень дорогой для компании-перевозчика.
Во время поездки пенсионерка Надежда Митрофановна хвалила маршрут № 92, говоря, что он, несмотря на свою продолжительность, очень удобный и на пути его следования правильно продуманы остановки. В свою очередь студент университета Роман пожаловался, что в часы пик в автобус невозможно войти из-за переполненности, и выразил пожелание увеличить количество машин на маршруте.
После аэропорта народные избранники посетили автобусный парк компании «Алматыэлектротранс». Здесь они осмотрели 10 новых 12-метровых автобусов, которые в ближайшее время выйдут на маршрут. Это комфортабельные трехдверные машины с кондиционерами, автоматической трансмиссией и камерами наблюдения. Депутаты остались довольны состоянием парка, отметив, что на его огромной территории поддерживается чистота и порядок.
Положительно оценили народные избранники и состояние метрополитена. Здесь предусмотрены подъемники для маломобильных пассажиров и тактильные дорожки. Сами станции и вагоны метро поддерживаются в чистоте и порядке.
По информации начальника службы движения «Алматыметрополитена» Нурлана Кадыркулова, ежедневно увеличивается пассажиропоток. В настоящее время метро перевозит 62 тысячи пассажиров в сутки. Каждую станцию обслуживают от 20 до 35 человек.
В завершение члены комиссии отметили, что транспортная реформа уже показала свою положительную динамику.
– Если вспомнить, то еще четыре года назад до начала реформы по мегаполису курсировали старые, изжившие свой век автобусы, – говорит Роза Бадаева. – Сегодня по маршруту регулярно ходят современные комфортабельные низкопольные машины. Есть даже специальное мобильное приложение, по которому горожане могут отслеживать передвижение общественного транспорта. Но вместе с тем еще остались проблемы. Это водители, которых надо учить и повышать их квалификацию.
Большие изменения, по словам Михаила Грачева, в мегаполисе произошли благодаря транспортной реформе.
– Хотелось бы отдать должное Управлению городской мобильности, – говорит депутат. – Транспортная реформа работает, постоянно обновляется подвижной состав, субсидируются маршруты.
Для того чтобы сделать общественный транспорт еще лучше, народные избранники призвали горожан активно помогать и сообщать о случаях нарушений правил перевозок на официальный сайт Управления городской мобильности или маслихата.

24 002
Ирина ТУЛИНОВА
Фото автора