Мастер подобий

Алматы и алматинцы: 100 новых лиц Казахстана

5 001

Победитель проекта «100 новых лиц Казахстана» Айдос Есмагамбетов – скульптор-гиперреалист, один из немногих в стране мастеров, создающих фигуры из силикона. Он является автором гиперреалистичных скульптур государственных лидеров Нурсултана Назарбаева и Барака Обамы, а также Абылай хана, генерала Сагадата Нурмагамбетова и боксера Геннадия Головкина/

Айдос родился в творческой семье – отец рисует и создает скульптуры, мама вышивает. Неудивительно, что стремление взять в руки кисть и создавать картины у парня появилось еще в детстве.

5 003


Сам художник рассказывает, что идея создавать скульптуры у него появилась после знакомства с шедеврами Музея мадам Тюссо. Большое впечатление произвела фигура президента Обамы. В этот момент он задался целью создать нечто подобное своими руками. И все же дебютная работа Айдоса была посвящена Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву. Сейчас композиция, где на приеме у Президента первый министр обороны независимой Республики Казахстан генерал армии Сагадат Нурмагамбетов, находится в Военно-историческом музее Нур-Султана.
– В 2009 году из новостей я узнал, что Музей мадам Тюссо в Лондоне пополнился восковой фигурой Президента США Барака Обамы. И тогда я задумался, почему казахстанцы должны видеть восковые фигуры только по телевизору, ведь их создавать можем и мы сами. Так я решил создать скульп­туру нашего Первого Президента. Я учился в институте по специальности «изобразительное искусство и черчение», делал что-то из глины и гипса, но никогда не занимался силиконовыми скульптурами. Когда стал увлекаться этим, понял, что у меня неплохо получается: я чувствую форму и анатомию человека. И, главное, мне хватает терпения увидеть и воссоздать все детали, вплоть до морщинок, – рассказывает мастер. – После сбора необходимой информации у меня ушел год на процесс создания скульптуры Президента.
Айдос говорит, что раньше делал из силикона только аквариумы. Мягкий и изящный материал словно открыл новые творческие способности молодого мастера.

5 002


Еще один персонаж из коллекции Айдоса – хан Казахского ханства Абылай. На создание фигуры исторического персонажа мастер потратил около одного месяца. В октябре 2018 года он представил зрителям гиперреалистичную фигуру великого предка.
– Создать ее мне посоветовал Мырзатай Жолдасбеков, директор Президентского центра культуры, так как приближался праздник в честь 300-летия ханства Абылай хана. Прежде чем начать над ним работать, я ездил в Центральный музей Алматы, где есть его облик, восстановленный антропологами. С разрешения администрации я сфотографировал его и изучил много полезной информации: о его росте, характере, одежде. Было важно узнать, из какого материала сшит его костюм, потому что у ханов были отличающиеся орнаменты на одежде, – говорит скульптор.
Недавно мастер закончил фигуру Геннадия Головкина. Эта работа отличается большей сложностью из-за того, что боксер, как правило, на ринге в шортах и в майке. Задача мастера была создать максимально естественные открытые участки кожи.
– Это настолько кропотливая, точечная работа, ведь имитируются реальные формы тела, – поделился Айдос.
Главный секрет этого искусства – терпение, признается мастер. После моделирования начинается изготовление каркаса будущей скульптуры, на которую наносятся несколько слоев разных силиконовых растворов. В завершение автор добавляет детали: подбирает оттенок кожи, рисует морщины и дефекты, по одной волосинке делает шевелюру. Самое сложное – зрачки. Глаза – зеркало души, и поэтому они должны быть сверхреалистичными.
– Сразу сделать нормальные зрачки почти никогда не получается. Я отливаю множество протезов, прежде чем получится правильный. Только после того как форма готова, я придаю глазам реализм, – делится мастер.
По словам художника, создание гиперреалистичных фигур – дело довольно затратное. Все необходимые материалы, в частности силикон, он заказывает в США на собственные средства.
– Материал для работы я заказываю на деньги, заработанные в результате продажи картин и портретов, которые я рисую, а также с видео- и фотосъемок, – говорит художник.
Своих персонажей Айдос создает, ориентируясь на фотографии. На изготовление каждого уходит в среднем от четырех месяцев до года.
– Мои работы отличаются от экспонатов Музея мадам Тюссо. Во-первых у них работает целая команда, во-вторых, для того чтобы снять мерки, они приглашают человека, чью фигуру они собираются создать. А я создаю свои фигуры, опираясь на фотографии человека со всех ракурсов. Наращиваю каждый волос по отдельности. Это требует невероятного терпения, – рассказывает Айдос.
Айдос пояснил, что воска в современных фигурах разных тематических музеев нет. Этот материал давно устарел и не позволяет достичь того самого гиперреализма, к которому сегодня стремятся практически все «восковые» музеи и выставки. Поэтому основной инструмент современных скульпторов – силикон с разного рода примесями. «Восковыми» эти выставки называют по старинке, так как название это знакомо людям и обладает особой благозвучностью. Согласитесь, выставку «силиконовых с разного рода примесями фигур» захочет посетить куда меньше желающих.
Сейчас молодой скульптор работает еще в двух интересных направлениях: грим для кинофильмов, а также вносит свой вклад в медицину, делая эстетические протезы для людей.
– Я гримировал актеров под мертвецов для фильма ужасов «Селфи». Например, использовал акриловые зубы для более устрашающего вида. Все материалы, которыми пользуются в стоматологии, есть и у меня. К тому же могу, например, сделать молодого человека пожилым. Думаю, именно такого направления не хватает в отечественном кино, – комментирует мастер.
Косметические протезы также очень востребованы. Каким-то особым функционалом они не обладают, но выглядят очень реалистично и позволяют людям не стесняться своего увечья.
– У нас в Казахстане не хватает специалистов, которые делают такие вот косметические протезы. Например, если у человека нет на руке пальцев, я сначала делаю слепок руки, в специальном материале, он моментально застывает и сохраняет форму в мельчайших деталях, со всеми морщинами и порезами. Форма остается, я заливаю супергипсом. Потом на основе этой формы уже начинаю делать пальцы для протеза, – пояснил Айдос.
Пару лет назад Айдос Есмагамбетов изготовил скульптурную инсталляцию, посвященную животным, занесенным в Красную книгу Казахстана, символам вольных степей – сайгакам. Процесс изготовления мастер показал в своем видеоролике.
– Скульптуры я изготовил во время отпуска за месяц по заказу – они будут украшать Державинск. В работе использовал очень прочный и долговечный материал – стеклопластик, – рассказал скульптор-гиперреалист.
Как известно, в тургайских и акмолинских степях водится самая многочисленная бетпакдалинская популяция сайгаков. И здесь же произошла одна из крупных потерь этих реликтовых животных за последнее время – когда в 2015 году за 15–20 дней погибло свыше 150 тысяч голов. Именно угроза вымирания сайгаков подвигла на создание этой работы, говорит Айдос. Фигуры животных созданы в натуральную величину, передана вся грация и красота их движений.
В планах мастера – сделать коллекцию силиконовых фигур мэтров казахстанской эстрады. Но главная его мечта – создать собственный музей, подобный Музею мадам Тюссо. Но чтобы там были герои казахстанской истории – ханы, батыры, герои Великой Отечественной войны.
– Мое творчество пока не приносит прибыли, но самое главное – я получаю удовольствие. Бывают сложные моменты, но мне кажется, я рожден для этого, – говорит Айдос Есмагамбетов.
Наталья ГЛУШАЕВА
Фото из архива Айдоса Есмагамбетова