Мгновения истории

В Центральном выставочном зале ГМИ РК имени А. Кастеева открылась выставка «Вечерка»

7 001

В Центральном выставочном зале ГМИ РК имени А. Кастеева открылась выставка «Вечерка». События, люди» и «30 мгновений 30 лет», посвященная юбилеям газет «Вечерний Алматы» и «Алматы ақшамы».

Репортажи, пейзажи, портреты горожан, творческие зарисовки из жизни большого города – всего порядка 90 фотографических работ, созданных за 50-летнюю историю газеты «Вечерний Алматы» и 30-летний творческий путь газеты «Алматы ақшамы». Авторы этих работ – ныне именитые репортеры и фотохудожники города, а в 1960-е годы фотографическая молодежь – начинали снимать по зову сердца, не думая о том, что создают ценные документы, по которым сегодня можно проследить исторический путь мегаполиса со второй половины 1960-х до наших дней. Во многом благодаря таким авторам, как Вячеслав Каморский, Валерий Коренчук, Семен Берлинерблау, Гаяз Мухамеджанов, Владислав Елагин, Владимир Шургаев, Максим Золотухин, и другим ярким фотокорам за городскими газетами перед киосками выстраивались очереди.
В открытии выставки приняли участие представители руководства города, культурной общественности. Народный артист СССР Асанали Ашимов сказал, что газеты были и остаются любимыми городскими изданиями многих алматинцев, а секретарь маслихата Алматы Калдыбай Казанбаев подчеркнул, что газеты «Вечерний Алматы» и «Алматы ақшамы» настроены на одну волну с городом, все значимые события попадают на страницы изданий.
– Появление городских газет стало событием в жизни Алма-Аты. Если ты каждый день не покупал «Вечерку» и «Алматы ақшамы», то создавалось впечатление, что что-то важное сегодня пропустил, – поделился секретарь маслихата.

7 002

Как это было
Калдыбай Казанбаев рассказал о своей любимой рубрике «Вечерки» периода 1970–1980-х.
– Была колонка, в которой писали о занимательных фактах. Интересным были многие заметки этой рубрики, но мне особенно запомнилась история о том, как в начале века в городе появились первые автомобили, всего их было два. Ездили они по городу, вызывая восторг прохожих, но светофоров не было, и в один прекрасный день машины столкнулись, – вспомнил содержание заметки Калдыбай Казанбаев, добавив, что подобные материалы всегда сопровождались остроумными рисунками или коллажами, над которыми скрупулезно работали фотокорреспонденты.
В ходе открытия выставки депутат маслихата Кенжехан Матыжанов поделился своими впечатлениями от работы Владимира Шургаева 1970 года «Строительство цирка», представленной в экспозиции.
– Это, наверное, одна из самых известных фоторабот о нашем городе – на фоне стройки стоит одноэтажный домик, из которого выходит бабушка в халате… Этот снимок красноречиво говорил о том, что некогда патриархальная Алма-Ата становится большим городом, – отметил Кенжехан Матыжанов.
В свою очередь Владимир Шургаев рассказал о том, как был сделан этот исторических кадр.
– Я пришел посмотреть, как продвигается строительство цирка. Вижу, что фактически на стройплощадке стоит одинокая избушка – оставшаяся не снесенной половина дома, и она обитаема: из двери вышла старушка, помню, она взяла коромысло и пошла к ближайшей колонке за водой, а стройка шла своим ходом. Я сфотографировал старушку, ведь фотоаппарат всегда при мне, – вспомнил эпизод почти 50-летней давности Владимир Шургаев, добавив, что вскоре бабушку переселили в новостройку.

Фотохроники
Отдельным блоком экспозиции «Вечерка». События, люди» был представлен фоторепортаж первого штатного фотокорреспондента газеты Вячеслава Каморского «Щит города» – о том, как в 1973 году еще недостроенная плотина в урочище Медеу сдержала мощный сель.
На снимках – рабочие, устраняющие последствия селевого потока, полевая кухня, стенды с фотоотчетами о ходе восстановительных работ, которые прямо на базе строителей развернула газета «Вечерняя Алма-Ата».
– Лето в тот год было очень жарким, помню картину: автомобиль ГАЗ-21 подъезжает к огромному крану с водой, где заправлялись поливальные машины, и принимает такой вот «душ для легковушки». Я это сфотографировал, – рассказал ветеран фотографии. – Эта жара спровоцировала сель, люди, устранявшие его последствия, работали самоотверженно, и нам, фотокорам, хотелось передать эту атмосферу взаимовыручки, товарищества на этом стратегически важном и очень сложном объекте.

Пропуск в мир
Глава фотоклуба «Медео» Валерий Коренчук рассказал о роли, которую сыграла газета «Вечерняя Алма-Ата» в продвижении казахстанского фотоискусства на международный уровень:
– Фотоклуб «Медео» планировал принять участие в престижном международном конкурсе WordPress Photo. Но по правилам конкурса в нем могли участвовать только штатные фоторепортеры газет. И тогда руководство фотоклуба обратилось к руководству «Вечерки» с просьбой выдать участникам конкурса удостоверения штатных сотрудников газеты. И «Вечерка» пошла нам навстречу, благодаря ей работы казахстанцев впервые увидел мир.
Ценный выигрыш
На церемонии открытия выставки делились своими воспоминаниями о времени становления газет «Вечерний Алматы» и «Алматы ақшамы» наши читатели.
Так, читательница со стажем Райхан Сыздыкова рассказала, что в Институт физиологии, где она работала, привозили всего по пять экземпляров двух городских газет.
– И тогда мы устраивали лотерею – розыгрыш свежего номера. Нужно было видеть радость счастливчика, которому доставалась заветная газета! – отметила читательница.
Руководители двух изданий – главный редактор газеты «Вечерний Алматы» Евгений Грюнберг и главный редактор газеты «Алматы ақшамы», депутат городского маслихата Кали Сарсенбай – выразили признательность давнему партнеру двух газет – ГМИ РК имени А. Кастеева, который предоставил зал для проведения выставки и принял большое участие в организации экспозиции.
Заместитель директора ГМИ РК имени А. Кастеева по выставочной деятельности Жанибек Корпебаев вручил изданиям юбилейные грамоты, в которых отмечается вклад газет в популяризацию изобразительного искусства страны.
Выставка, включающая две экспозиции – «Вечерка». События, люди» и «30 мгновений 30 лет», продлится ровно месяц.

7 004
Юрий КАШТЕЛЮК

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА