Мировые стандарты

Участники международного семинара «Университеты Казахстана на международной арене: повышение конкурентоспособности» узнали о трендах современного образования и услышали мнение признанных экспертов

Нурлан Киясов, директор центра онлайн-образования EdCrunch University:

18 001

– Онлайн-образование нужно для повышения качества всего образования. Сегодня цифровые технологии, с одной стороны, дают равный доступ к качественному образованию. Во всех городах есть высокоэрудированные спикеры, которые могли бы передать свои знания широкой аудитории слушателей. Онлайн-образование – это прежде всего удобно. Ведь учиться можно в любом месте земного шара. Это и возможность персонализации, качественного доступа к нужному контенту во всех городах. Но самое главное, помимо технических преимуществ – это шанс общаться со всеми исследовательскими центрами, ведущими экономическими форумами и университетами. Ближайшие пять лет эксперты ведущих исследовательских центров предсказывают, что более 30 процентов работников будут заменены роботами, процесс будет машинизирован. Поэтому важен быстрый процент переобучения, приобретения новых навыков и компетенций. Сегодня старая педагогика не работает. И для современных учителей особенно важно использовать все возможности цифровых технологий. Чтобы работать в высокотехнологическом секторе, нужно владеть новыми компетенциями, знаниями. Сегодня в ведущих университетах говорят, что у них больше не будет выпускников. Университет станет платформой, на ее основе можно будет получать обучение на протяжении всей жизни. Чтобы оставаться конкурентоспособным в любой сфере, надо учиться каждый день. Уже нет схемы, когда вы, получив специальность, работаете в своей профессии всю жизнь, не обретая новые навыки. Такой человек уже неконкурентоспособен. У него не будет высоких доходов и его, скорее всего, заменят на другого молодого высокообразованного специалиста или... робота. Поэтому нужно шире использовать и интегрировать в нашу жизнь все возможности цифровых технологий.
Дистанционное обучение было всегда. Но сегодня появляются новые виды онлайн-образования. Есть такие локальные инициативы и в Казахстане. Недавно во время встречи Президента Казахстана с молодежью был презентован Открытый университет Казахстана. Это онлайн-платфортма. Чтобы онлайн-обучение расширялось, нужен системный подход. Важна и поддержка государства для принятия соответствующих нормативных актов. Но делать онлайн-контент – очень дорогое удовольствие. Вузы или бизнес-структуры на это сегодня неохотно идут, потому что не представляют, как возместить все затраты. Онлайн-обучение заработает, когда у нас будут понятные финансовая и бизнес-модели. Например, если университет сможет засчитывать любые сертификаты из онлайн-курсов других платформ из России или дальнего зарубежья и человек может не ходить на лекции, все это увеличит вовлеченность людей в процесс получения знаний. Конечно, в этом большую инициативу должны проявлять прежде всего сами университеты.

Илья Севрюгин, директор Центра карьеры и профессионального развития:

18 002

– Вопрос трудоустройства студентов, лучшего взаимодействия с работодателями. Это наиболее волнует сегодня нас и наших выпускников. Хотелось бы, чтобы ребята хорошо устраивались не только в казахстанские, но и зарубежные компании, которые, в частности, представлены в нашей стране. В 2018 году трудоустройство наших ребят достаточно высокое – 92,6 процента. Но здесь не всегда речь идет о работе по полученной специальности. Не всегда, когда студент учится, он понимает, кем он хочет стать в будущем. Они, как правило, ищут место, где зарплата повыше, поэтому не всегда устраиваются по специальностям. Поэтому образование, которое человек получает в вузе, не является окончательным. Его нужно продолжать, постоянно самосовершенствоваться. Вуз дает только 50 процентов образования, остальное зависит от самого выпускника. Он должен дополнительно проходить курсы повышения квалификации. Нам интересны и онлайн-курсы. Это направление сегодня широко развивается в КазНУ. Здесь на национальной платформе работает центр по открытым урокам пока по естественным наукам, например по математическому анализу. Есть такие курсы и по журналистике. Мы видим большой интерес к таким курсам у наших студентов. Я как лектор записал открытый урок по информационно-коммуникационным технологиям на английском языке. Он бесплатный.

Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Ltd (Велико­британия):

18 003


– Наша компания является мощной международной информационной платформой и организатором мероприятий в сфере высшего образования. Нам предоставляют свои данные вузы со всего мира, на основе которых мы уже более 15 лет составляем их рейтинги. 

Во многих странах мира результаты рейтинга влияют на планирование государственных стратегий. Для Казахстана, на мой взгляд, разумно было бы продвигать ведущие университеты в разных областях знаний. Так, у вас отличные медицинский университет, технические университеты, агроуниверситет.
Удручает, что сегодня в зарубежных СМИ появляется мало материалов, в которых упоминается высшее образование в вашей стране. Это происходит просто из-за того, что казахстанские вузы не предоставляют такой информации. Если мы хотим выполнить задачу, которая была озвучена министром образования Казахстана, чтобы ваша страна стала государством, в которое хотели бы приезжать международные студенты, профессора не только для учебы, но и для работы. В мировом рейтинге 2019 года 10 казахстанских вузов вошли в рейтинг QS. Причем размеры вузов не влияли на результаты их деятельности. Мы выяснили, что казахстанские университеты сегодня являются одними из ведущих в мире по показателю оптимального количества студентов на профессоров, что влияет на качество получаемых знаний. Но казахстанские вузы еще недостаточно активно привлекают иностранных преподавателей
В целом самые лучшие показатели у КазНУ им. аль-Фараби, который вошелв топ 220 среди 800 лучших вузов мира. За ним следует Евразийский национальный университет им. Гумилева, который удержался в топе 400. Тем самым оба вуза, как и планировал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, вошли в топ мировых рейтингов. Стоит отметить, что изменения в университетах Казахстана проводятся динамичнее, чем в России.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото автора