Мой шанырак – моё счастье

Имеющий собственное жилье во все времена в любой стране считается человеком, достигшим первой ступени благополучия

4 002

Времена меняются. Сегодня во многих странах Запада квартирный вопрос стоит не так остро, как у нас, при этом арендное жилье с лихвой перекрывает потребности населения. Так у них. А как у нас, в Алматы? Много ли желающих иметь свою квартиру? Насколько велики очереди за льготными квадратными метрами? Кому предоставляются льготы?
4 001Эти и другие подобные вопросы мы задали руководству городского Управления жилищной политики, государственного органа, основной деятельностью которого является постановка на очередь нуждающихся в жилье и ведение очередности до получения жилья. И вот что ответил на них заместитель руководителя этого ведомства Айбек Сайдельдаев.
– Говорить о тех казахстанцах, что имеют материальные возможности купить квартиру, не стану. Мы занимаемся только теми, кто имеет основания получить жилье бесплатно или на льготных условиях. Это граждане, имеющие категории, указанные в Законе РК «О жилищных отношениях»:
1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
2. Дети-сироты.
3. Социально уязвимые слои населения.
4. Лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
5. Инвалиды I и II группы.
6. Лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.
7. Пенсионеры по возрасту.
8. Оралманы.
9. Многодетные семьи.
10. Неполные семьи.
11. Семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов.
12. Семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей.
13. Лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
14. Госслужащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие.
Всего, как вы видите, 14 категорий. Однако есть условие – им необходимо иметь трехлетнюю постоянную регистрацию в Алматы. И, естественно, своего жилища на территории РК у них не должно быть более 5 лет. Как у заявителя, так и членов его семьи.
– Куда людям нести заявления и по какой форме они должны быть написаны?
– Ходить и стоять в очередях никуда не надо. Для постановки на учет нужно обратиться через сайт www.egov.kz или в департамент «Центр обслуживания населения» – филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по месту постоянной регистрации проживания. Со следующими документами:
1. УД личности на заявителя и членов его семьи (свидетельство о рождении).
2. Документ, подтверждающий категорию для постановки на учет (пример: справка об инвалидности, с места работы, свидетельство о расторжении брака и т. д.).
Напомню, что благодаря цифровизации системы все необходимые документы сгенерируются из информационных систем.
– Уменьшается ли количество очередников – ведь огромными темпами строятся в Алматы жилые дома – или...?
– «Или»! Для статистики, на сегодняшний день (на апрель 2019 года. – Прим. ред.) в очереди на жилье стоят 22 866 человек. Сравните: на 1 января 2018 было 20 728. Алматы всегда был желанным местом постоянного проживания, таковым и остается. А в последние годы в связи с тем, что город наш становится все краше, а порядка в нем все больше, сюда и вовсе увеличился поток переселенцев.
Упреждая очередной вопрос, подчеркну: права очередников на получение жилья перед законом равны. За исключением ветеранов ВОВ и сирот. Участники Великой Отечественной войны получают первоочередное право, а сироты получают не менее 20% из выделяемого жилья.
– Не скрою, у некоторых горожан бытует мнение, что можно «ускорить» стояние в очереди. И не стану скрывать. Несколько лет назад такие факты в вашем управлении вскрывались. Как обстоит с этим сейчас?
– В рамках системной работы по обеспечению прозрачности и предупреждению коррупции нами проводится, поверьте, большая работа. С 2017 года очередь полностью переведена на портал электронного правительства (e.gov). Также мы внедрили электронную перерегистрацию очередников. Но не все очередники пользуются своими правами проверки очередности. За руку вести к компьютеру мы не можем.
Мы уже знаем, что самые ответственные наши клиенты – это инвалиды, пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения. Именно они, как правило, проходят перерегистрацию. Но это не более 30% очередников. Бывает, конечно, что люди в какой-то момент перестают нуждаться в жилье и потому не проходят перерегистрацию. Учитывая эти моменты, управлением проводится полная инвентаризация очереди на предмет выявления лиц, которые перестали быть нуждающимися.
Вот данные в этом аспекте:
По итогам проверок из списка очередников сняты 2998 граждан (13%). Из них: – 1756 приобрели жилище; – 621 выехал на ПМЖ в другой населенный пункт; – 560 потеряли льготы (например, прекратили трудовые отношения в бюджетной организации); 61 – в связи со смертью.
Это дало возможность ускорить получение заветной квартиры действительно нуждающимся гражданам.
Продолжу о прозрачности нашей деятельности. В рамках исключения рисков при распределении жилья управлением внедрена информационная система, которая позволяет распределять квартиры в электронном формате. По данной системе мы уже проводим распределение квартир из коммунального жилищного фонда (КЖФ). Тем самым мы полностью завершили информатизацию процессов распределения жилья от постановки в очередь до выдачи квартир.
За прошлый год среди очередников местного исполнительного органа (МИО) распределена 1461 квартира, из них по льготному кредитованию в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» – 1405 квартир, 56 квартир – из КЖФ города Алматы с правом выкупа (приватизация).
За период с 2016 по 2018 год среди очередников МИО распределено 9357 квартир, из них по льготному кредитованию в рамках программы «Нұрлы жер» – 8001 квартира, 1356 квартир – из КЖФ города Алматы с правом выкупа (приватизация).
– Как обстоят дела с распределением ипотечного жилья очередникам, состоящим на учете в МИО?
– На сегодняшний день очередники МИО смогут получать жилье через систему жилищно-строительных сбережений АО «Жилстройсбербанк Казахстана», поскольку не менее 50% построенного кредитного жилья через местный исполнительный орган будут реализованы очередникам.
Аренда с последующим выкупом реализуется по направлению фонда недвижимости «Самрұқ қазына».
Также открыта программа ипотечного жилищного кредитования «7–20–25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».
– Где можно почерпнуть подробности этой программы?
– Вся информация касательно данной программы на сайте «Баспана 7–20–25».
Кстати, порекомендую вашим читателям ознакомиться с тем фактом, что нами совместно с АО «ЖССБК» реализована программа «Алматы жастары». Данная программа стартовала в 2017 году. Из местного бюджета было выделено 2,2 млрд тенге. В рамках этой программы в 2017–2018 годах 238 семей получили свои займы на приобретение жилья.
Кроме того, совместно с АО «ЖССБК» с 7 марта этого года подписано соглашение по предоставлению жилищных займов города Алматы «Бақытты отбасы». Его основные условия таковы: участники – многодетные семьи, состоящие на учете нуждающихся в жилье, кредит до 15 млн тенге под 2% на 18 лет, первоначальный взнос 10%, субсидируемый невозвратным «жилищным сертификатом» в размере 1 млн тенге.
– С 11 марта по 11 апреля на сайте http://www.baqytty-otbasy.kz/ проводился прием заявлений от граждан на участие в бюджетном кредитовании. Расскажите тем, кто в следующий раз захочет принять участие в подобном и подать заявление, какие документы они должны предоставить.
– Основные документы автоматически формируются порталом и прикрепляются к заявке (удостоверение личности, свидетельство о рождении детей, свидетельство о браке и т. д.). Участнику необходимо лишь приложить данные документы в сканированном виде в случае их регистрации до 2008 года.
А в этот раз нами принято 1538 заявок, но только 659 из них соответствуют требованиям. Выдано 631 направление в ЖССБК (для дальнейшего прохождения платежеспособности). В банк пришло 400 человек, сдали документы 246, одобрено 99. Сейчас они выбирают квартиры. Людям объяснено, что после оценки им необходимо подобрать первичное жилье на рынке в течение 30 дней.
– И как будут развиваться события далее?
– По завершении поиска жилья банк в порядке 15 рабочих дней с даты предоставления участником полного пакета документов (документы на жилье, отчет независимой оценки жилья; документы застройщика) выдает уведомление для заключения договора купли-продажи между застройщиком и участником. После получения от банка списка одобренных участников Управление социального благосостояния после принятия постановления о выделении социальной помощи перечисляет средства социальной помощи в размере 1 млн тенге на сберегательный счет участника. Далее участник и банк заключают договор банковского залога и займа. Всё! Участник автоматически исключается из учета нуждающихся в жилье и празднует новоселье.
Василий ШУПЕЙКИН