Мост между Востоком и Западом

Эра становления: шаги к независимости

6 7 002

Осень 1991 года вошла в историю становления независимости Казахстана активизацией его международных отношений. Решающую роль в этом сыграл растущий интерес к республике и лично к Нурсултану Назарбаеву со стороны лидеров иностранных государств.

6 7 003

Казахстан посетили госсекретарь США Джеймс Бейкер (он приезжал в 1991 году в республику трижды), лидер арабского народа Палестины Ясир Арафат, влиятельный член кабинета министров Сингапура Ли Куан Ю, главы внешнеполитических ведомств и другие высокопоставленные дипломаты Великобритании, Франции, Австрии, Ирана, Пакистана. Этот интерес был далек от праздного любопытства и носил вполне прагматичный характер. В его основе лежала нараставшая нестабильность в СССР, в котором Казахстан был второй по площади и третьей по экономическому потенциалу республикой, где находилась изрядная часть ядерного оружия Союза.

Встреча в алматинском аэропорту
«В 1991 году, после развала Советского Союза, мы на Западе очень волновались, что образуется неконтролируемый арсенал ядерного оружия, – признавался в ноябре 2011 года в интервью радио «Комсомольская правда» британский биограф Президента Казахстана Джон Айткен. – Все очень волновались и были озабочены тем, что Назарбаев мог бы продать часть ядерных арсеналов, например полковнику Каддафи, который действительно мог бы выписать за них чек и заплатить за них... Руководителям США и, может быть, России казалось, что во главе Казахстана встал не очень образованный, сельский человек, от станка. Но на самом деле Назарбаев оказался умнейшим государственным человеком. У него было свое видение Казахстана и видение всего мира. И он действительно взял в свои руки вопрос ядерной безопасности – в тот момент, когда американцы слишком боялись этого вопроса».
Символичной среди многочисленных контактов с зарубежьем еще до обретения республикой независимости можно считать первую встречу Нурсултана Назарбаева в Алма-Ате с одним из авторитетов международной политики ХХ века.
Мировой новостью № 1 на рубеже лета – осени 1991 года стало закрытие 29 августа указом Президента Казахстана Семипалатинского испытательного ядерного полигона. А через два дня после этого события, 31 августа, в Алма-Аты приземлился самолет, на борту которого находилась член палаты общин и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, прозванная за твердость политической воли «железной леди».
Она летела из Лондона с визитом в Токио и попросила сделать крат­ковременную остановку в столице Казахстана, чтобы пообщаться с Нурсултаном Назарбаевым. Эта встреча состоялась непосредственно в алматинском аэропорту и продолжалась недолго. Сообщения о ней в СМИ тоже были короткими и сугубо официальными. Но тема встречи, как сообщала пресс-служба Президента Казахстана, была обозначена: «Маргарет Тэтчер посетила Казахстан с целью доверительного разговора о судьбе ядерного арсенала». (Этой же проблеме были в основном посвящены и все три визита в 1991 году в Казахстан Бейкера, в том числе 15 сентября и 17 декабря.)
Как показали последующие годы, та непродолжительная беседа Нурсултана Назарбаева и Маргарет Тэтчер произвела на них неизгладимое впечатление и оказала немалое влияние на взаимоотношения Казахстана как с Великобританией, так и с другими западными странами.

«Я очень верю ему»
Второй раз они встретятся через пару месяцев – во время визита Нурсултана Назарбаева 28 октября – 1 ноября 1991 года в Лондон, где глава Казахстана договорился с премьер-министром Джоном Мэйджором о поддержке британскими деловыми кругами рыночных реформ в республике.
«Используя свою ставшую уже традиционной тактику малых, но реальных дел, Президент Казахстана постарался – и небезуспешно – вместо широковещательных общеполитических деклараций добиться от англичан конкретного содействия в осуществлении реформ в республике, – сообщал о той поездке Назарбаева «КоммерсантЪ». – Была достигнута договоренность о привлечении британских экспертов к анализу контракта с американской корпорацией Shevron о разработке Тенгизского нефтяного месторождения, вызвавшего столь противоречивые оценки советских экспертов. Одновременно Назарбаев вел переговоры с руководством корпораций British Petroleum и British Gas.
Наблюдатели также полагают, что английских экспертов, вероятно, привлекут и для анализа готовящегося контракта с французской кампанией Elf Aquitain о разведке и разработке углеводородных месторождений в Актюбинской области, контракт о чем по масштабам может стать «вторым Тенгизом» (в действительности переговоры велись об участии британцев в освоении нефтегазовых ресурсов Атырауской и Западно-Казахстанской областей, в частности крупнейшего месторождения Карачаганак. – Прим. ред.).
Президенту Казахстана также удалось заручиться согласием британских банкиров из Barclays Bank и банка Morgen Grenfel на участие в обучении национальных кадров банковскому делу и оказание консультативной помощи правительству республики в проведении рыночных реформ. По информации из постпредства Казахстана в Москве, Назарбаев не ограничился переговорами с английскими деловыми кругами, успев встретиться в Лондоне и с руководством саудовского Al Baraka Bank, чье отделение «Альбарака-Казахстан» уже открыто в Алма-Ате».
С тех пор внимание «железной леди» к Казахстану и его лидеру было пристальным. В 2003 году, поздравляя Назарбаева с успехами в совместном освоении Карачаганака, Тэтчер писала: «Я не прекращаю удивляться достигнутому Вами прогрессу. Преобразование как экономики, так и государства никогда не было легким делом. Сегодня Вы создаете фундамент для лучшей жизни будущих поколений. Какие бы препятствия не ожидали впереди, придерживайтесь этой задачи, и Вы победите».
«Отцы-основатели государств практически всегда оказываются неординарными личностями, и Нурсултан Назарбаев в полной мере относится к этой категории, – отмечала Маргарет Тэтчер в 2005 году в одном из своих интервью. – Президент Назарбаев использовал сочетание дерзости и осторожности, чтобы привести Казахстан туда, где он находится сегодня».
А в 2008 году «железная леди» подвела своим оценкам главы Казахстана своеобразное резюме в личных мемуарах: «Сейчас в мире насчитывается пять-шесть крупных и очень влиятельных политиков, среди которых и Назарбаев. Я очень верю ему и согласна со всем, что он делает в Казахстане».
С неизменной теплотой отзывался впоследствии о Тэтчер и Назарбаев.

Главный инструмент
Формирование и укрепление доверия к себе как суверенному и ответственному государству стало важнейшим инструментом Казахстана и Нурсултана Назарбаева в проведении самостоятельной внешней политики. В частности, еще до обретения республикой независимости на это обратил внимание побывавший в Казахстане в сентябре 1991 года старший министр правительства Сингапура Ли Куан Ю.
Сингапурская миссия ставила целью изучить на месте положение дел в экономике Казахстана и дать свои рекомендации. Однако, касаясь этой темы, Ли Куан Ю сказал Нурсултану Назарбаеву: «Вы не нуждаетесь в конкретных советах, у вас много собственных разработок. Вы имеете мощный потенциал, хорошую инфраструктуру, образованных людей».
По мнению гостя из Сингапура, которое разделяют, как он подчеркнул, западные лидеры, Президент Казахстана стал известной фигурой в СССР и мире тем, что способствовал развитию реформ, сохранению экономического пространства и укреплению доверия между Казахстаном и странами, отношения Союза с которыми не назовешь теплыми. В первую очередь это касалось Китая и Турции.
Анализируя взаимоотношения СССР с Китаем, Нурсултан Назарбаев позже вспоминал: «Обе стороны формировали образ врага, а их военные доктрины объявляли друг друга наиболее вероятным противником... Поэтому важно, что Казахстан и Китай приступили к полномасштабному диалогу». Ключевой вехой в развитии взаимоотношений с Китаем стал официальный визит главы государства в КНР в июле 1991 года, во время которого были заключены сразу три соглашения о сотрудничестве между республикой и Синьцзянь-Уйгурским автономным районом.
Дипломатические отношения между РК и Китаем были установлены 3 января 1992 года. В феврале 1992-го было открыто китайское посольство в Алматы, а в декабре того же года – казахстанское в Пекине. В октябре 1993-го в Пекине была подписана совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Казахстаном и Китаем. В ней было заявлено, что все спорные вопросы сторонами будут решаться только мирными средствами.
По схожему сценарию развивались и отношения Казахстана с Турцией, в чем немалую роль сыграли духовная, языковая и культурная близость казахского и турецкого народов. Стремление сторон к укреплению контактов нашло свое отражение в первых же Декларации о принципах взаимоотношений и Соглашении о сотрудничестве, подписанных по итогам пребывания Президента Тургута Озала в Казахстане в марте и ответного визита Нурсултана Назарбаева в Турцию в сентябре 1991 года.

6 7 001

Первые контуры и первый стереотип
Впервые Нурсултан Назарбаев публично очертил новые контуры казахстанской внешней политики 2 декабря 1991 года на пресс-конференции на следующий день после президентских выборов, на которых он впервые был избран главой государства всенародным голосованием. Уже тогда Президент назвал главной чертой взаимоотношений республики на международной арене их многовекторность, отметив, что Казахстан может и должен стать мостом доверия между Европой и Азией.
На вопрос об ориентации Казахстана на Восток или на Запад Нурсултан Назарбаев заявил об открытости Казахстана и отметил, что республика намерена иметь всесторонние экономические и политические связи со всеми государствами мира, не замыкаясь только на Азиатском континенте. «У страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией», – подчеркнул Президент.
Эту же мысль он развил 10 декабря 1991 года на инаугурации по случаю своего вступления в должность главы Казахстана. По его словам, на президентских выборах граждане республики проголосовали прежде всего за свободное суверенное демократическое государство. Но, подчеркнул Президент, «Казахстан не собирается стать замкнутой системой, ему самой судьбой предназначено быть своеобразным мостом между Азией и Европой, между великими культурами Востока и Запада».
Впоследствии в своих воспоминаниях Нурсултан Назарбаев характеризовал ситуацию первых дней независимости Казахстана с точки зрения отношения к нему зарубежья как архисложную: «История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было связано в первую очередь с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Незнание наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам».
На разрушение этого стереотипа и создание имиджа государства, исповедующего открытый и миролюбивый диалог для разрешения самых сложных проблем современности, были направлены в первые годы независимости страны все усилия Нурсултана Назарбаева и дипломатов Казахстана.
В качестве стратегической задачи его внешней политики было выдвинуто создание благоприятных внешних условий для кардинальных социально-экономических и политических реформ в казахстанском обществе, отстаивание национально-государственных интересов, в первую очередь территориальной целостности страны и неприкосновенности государственных границ.

В семье народов мира
Менять негативный образ Казахстана «как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу», Нурсултан Назарбаев начал без промедления. Уже 21 декабря 1991 года, через пять дней после провозглашения независимости республики, на церемонии подписания Алма-Атинской декларации о создании СНГ в новом формате Президент РК однозначно заявил: «Хочу подчеркнуть, что для Казахстана и, наверное, не только для него предпочтительнее обрести статус независимого государства, стать членом ООН, объявив свою территорию в перспективе безъядерной зоной, чем добиваться международного признания в качестве ядерной державы».
Исторический для республики день вступления в ООН настал
2 марта 1992 года на 46-й сессии организации. Став ее 168-м полноправным членом, Казахстан уже через полгода громко заявил о себе инициативой созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), выдвинутой с трибуны ООН Нурсултаном Назарбаевым на ее 47-й сессии 5 октября 1992 года.
Эта идея была сразу высоко оценена десятками не только азиатских стран, но потребовалось 10 лет кропотливой дипломатии, чтобы 4 июня 2002 года в Алматы состоялся первый саммит СВМДА. Он собрал лидеров более двух десятков стран, включая главу РФ Владимира Путина, председателя КНР Цзян Цзэминя, президентов Кыргызстана Аскара Акаева, Пакистана – Первеза Мушаррафа, Таджикистана – Эмомали Рахмона, премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи, главу временного правительства Афганистана Хамида Карзая. Особым успехом саммита стало то, что за стол переговоров сели руководители жестко конфликтующих стран – Израиля и Палестины, а также Индии и Пакистана.
Первыми членами СВМДА стали 16 стран, число которых за последующее десятилетие приблизилось к 30. Изъявили желание присутствовать в организации также Белоруссия, Индонезия, Малайзия, США, Украина, Шри-Ланка, Филиппины, Япония, а также ООН, ОБСЕ и Лига арабских государств, получившие статус наблюдателей. И сегодня СВМДА рассматривается мировым сообществом как уникальная межгосударственная площадка диалога и консультаций для решения проблем безопасности и сотрудничества на Азиатском континенте.
Урожайным для Казахстана был 1992 год и на вступление в подразделения ООН – ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям) и другие международные структуры.
В январе 1992 года республика была принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Главным достижением Казахстана в этой организации является его председательство в ОБСЕ в 2010 году. На этом посту Казахстан заметно оживил ее деятельность и добился проведения в Астане саммита ОБСЕ после 11-летнего перерыва в проведении подобных встреч. На этом форуме была принята декларация «Навстречу сообществу безопасности».
В течение 1992 года республика также стала членом Всемирной организации здравоохранения, Всемирного, Международного и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда. В 1993-м Казахстан вступил в Международную организацию труда (МОТ) и присоединился к Организации экономического сотрудничества (ОЭС), на следующий год стал участником программы «Партнерство во имя мира», созданной для формирования новых отношений в области безопасности между НАТО и его партнерами, а еще через год – членом Организации Исламская конференция (ОИК) и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Выступая на состоявшемся в сентябре 2000 года в Нью-Йорке Саммите тысячелетия, крупнейшем в современной истории форуме глав 188 государств и правительств мира, Нурсултан Назарбаев призвал ООН разработать модель глобализации, максимально учитывающей интересы всех стран. В этой связи, по мнению Президента, стратегическая задача казахстанской дипломатии заключается в максимальном использовании положительных и нейтрализации отрицательных сторон глобализации.

Естественный и важнейший
По выражению Нурсултана Назарбаева, «естественным и важнейшим» приоритетом внешнеполитической деятельности Казахстана с момента обретения и все годы независимости были и остаются отношения с Россией и другими партнерами по СНГ. Оно и понятно. Кроме вековых исторических связей соседей связывало, например, то, что на долю России приходилось к моменту обретения Казахстаном независимости около 70 процентов всего, что ввозила республика из-за границы. В свою очередь Казахстан поставлял в Россию более двух третей своего экспорта, в том числе свыше 40 процентов производимой в республике сельскохозпродукции.
Россия признала независимость Казахстана 17 декабря 1991 года, на следующий день после события. Раньше это сделала только Турция – по воспоминаниям Назарбаева, примерно через час после провозглашения Декларации о независимости РК лично ему позвонил с поздравлениями и всецелой поддержкой Тургут Озал. А 20 декабря 1991 года Казахстан признал независимость России и других республик бывшего СССР.
25 мая 1992 года между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Особое значение при этом имело достигнутое соглашение о нерушимости границ между Россией и Казахстаном.
В марте 1994 года во время первого официального визита в Россию Нурсултана Назарбаева в качестве главы независимого государства и в январе 1995 года на его рабочей встрече с Президентом РФ Борисом Ельциным был сформирован пакет из 22 документов. В их числе заключенные договоры о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, военном сотрудничестве, использовании космодрома Байконур, гражданстве и правовом статусе казахстанцев и россиян, едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, режиме свободной торговли и целый ряд других.
Этими документами были созданы правовые условия для унификации хозяйственного законодательства для единого экономического пространства и равных возможностей граждан и хозяйствующих субъектов двух государств. В 1998 году между ними было заключено второе основополагающее соглашение – Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.
Преемник Ельцина Владимир Путин совершил свой первый официальный визит за рубеж в октябре 2000 года в Казахстан. Во время переговоров в Астане, а также на основе ранее достигнутых договоренностей в Москве Путин и Назарбаев также подписали целый ряд документов, в том числе меморандумы о сотрудничестве в топливно-энергетической и гуманитарной сферах.
«Есть Договор о дружбе и сотрудничестве 1992 года, – отмечал Нурсултан Назарбаев в преддверии 20-летия независимости Казахстана. – Есть важнейший документ – о вечной дружбе и союзничестве 1998 года. Немало других документов. Все эти годы, что бы ни говорили отдельные политики, какие бы сложности ни возникали в наших отношениях, Казахстан ни разу нигде не предавал Россию, не высказывал негативного к ней отношения. И в мировой политике, и внутри СНГ всегда поддерживал Россию как настоящий союзник. Казахстану и сейчас, и в будущем необходима дружба с Россией. Российская и казахстанская экономики – наиболее интегрированные в мире. Самой историей, самой природой нам предназначено быть стратегическими союзниками. Нельзя забывать о том, что века наши народы жили вместе. Полагаю, что и Россия будет в дальнейшем исходить из того, что Казахстан должен оставаться ее близким соседом и союзником».

Стабильность и безопасность
Первостепенное значение для создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве имело заключение по инициативе Казахстана и России 15 января 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Вскоре на его базе была создана ОДКБ. Около семи лет в нее входили девять стран СНГ, но в 1999 году организацию покинули Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В настоящее время членами ОДКБ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. С 2013-го на правах наблюдателей в организации присутствуют Афганистан и Сербия.
Важнейшей внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное Нурсултаном Назарбаевым с трибуны МГУ весной и сформулированное в виде проекта в июне 1994 года. Его суть заключалась в углублении интеграции на постсоветском пространстве.
В 1996 году в Москве было заключено соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном. В 1998 году их лидеры приняли инициированное Казахстаном заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям» для улучшения жизни граждан четырех государств. В 2000 году партнеры подписали в Астане договор об учреждении на базе ТС новой международной экономической организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, ЕАЭП). Она и ТС после целого ряда промежуточных деклараций и соглашений заработали с 2010-го, пополнившись два года назад Арменией и год назад Кыргызстаном.
В 2001 году наряду с Китаем, Россией, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном Казахстан стал соучредителем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Общая территория входящих в нее государств – более 34 млн квадратных километров, что составляет 60 процентов размеров Евразии. Численность населения стран ШОС равна 3,4 млрд человек, примерно половине населения планеты. С середины прошлого года начался процесс присоединения к ШОС Индии и Пакистана.
Два года назад Президент Нурсултан Назарбаев утвердил концепцию внешней политики Казахстана на 2014–2020 годы. В качестве приоритетов в ней выделены политически стабильное, экономически устойчивое и безопасное развитие Центральной Азии, евразийская интеграция, укрепление ТС, ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС, стратегического сотрудничества с Россией, Китаем, США, партнерства с ООН, Европейским союзом, ОБСЕ и другими международными организациями. Для всего этого есть главное – у независимого Казахстана нет каких-либо серьезных проблем ни с одним государством мира.
Андрей ЖДАНОВ