Музыкальная фотоистория

В дни памяти народного артиста Нургисы Тлендиева фотограф Гаяз Мухамеджанов, давний автор «Вечерки», рассказал об истории фотопортрета семьи прославленного музыканта.

18 001

Центральное место в экспозиции фотовыставки «Вечерка». События, люди» и «30 мгновений 30 лет», посвященной юбилеям газет «Вечерний Алматы» и «Алматы ақшамы», занимает галерея порт­ретов именитых казахстанцев. В их числе работа Гаяза Мухамеджанова «Тлендиевы», созданная в 1996 году.
На снимке запечатлена семья композитора, домбриста, педагога, художественного руководителя и главного дирижера Казахского государственного фольклорно-этнографического оркестра народных музыкальных инструментов «Отрар сазы» народного артиста Казахстана Нургисы Тлендиева. Этот семейный портрет входит в серию фоторабот, которые Гаяз Мухамеджанов снимал в доме Тлендиевых на протяжении нескольких лет.
Фотосессия началась с редакционного задания, а затем переросла в теплые товарищеские взаимоотношения фотографа и композитора.
– Был год 70-летия Нургисы Атабаевича, тогда практически все издания писали о нем, – вспоминает Гаяз Мухамеджанов. – Мы созвонились, договорились встретиться в сквере на Богенбай батыра и Кунаева. Конечно, я пришел пораньше, волновался немного, ведь предстояло снимать народного артиста, прославленного музыканта. И вдруг смотрю, мне навстречу идет Нургиса Тлендиев, идет так, как ходят многие люди, спешащие по делам, абсолютно без «короны» на голове.
Фотограф опасался, что Нургиса Тлендиев возьмет фотосессию в свои руки, будет руководить процессом, но все получилось наоборот: музыкант полностью доверился фотохудожнику. За работой они разговорились, и так незаметно между ними наладился контакт.
Со временем фотохудожник стал частым гостем в доме Тлендиевых.
– Это был дом человека, живущего в мире музыки, но вместе с тем Нургиса Атабаевич был земной, компанейский человек, – поделился давними впечатлениями Гаяз Мухамеджанов. – В доме Тлендиевых ощущалась гармония, Нургиса Атабаевич был великолепным отцом, он нежно разговаривал с дочерьми, при этом делал все, чтобы научить их музыке, передать свои навыки, знания.
Тлендиев исполнял мелодии на фортепиано, виртуозно играл на домбре, репетировал с солистами, эти репетиции проходили динамично, дирижер мог пошутить, но при этом он добивался того, чего хотел, следил, чтобы исполнитель четко выполнял задание.
Свидетелем этих репетиций был начальник гастрольно-концертного отдела Казахской государственной филармонии имени Жамбыла Берлик Орынбаев, который также бывал в доме у маэстро. Он вспомнил, как в ходе репетиций Нургиса Атабаевич доносил до музыкантов суть произведения:
– Помимо того что сам блестяще исполнял кюи, он знал их историю – где и когда были созданы, подробно разбирал с исполнителями произведения, для которых репетиции превращались в процесс познания.
Богатая музыкальная эрудиция была следствием природной любознательности, но, как подчеркивал сам Нургиса Атабаевич, развилась она благодаря Ахмету Жубанову, который дал творческую путевку в жизнь будущему прославленному музыканту. А заметил Ахмет Жубанов Нургису Тлендиева в ходе своей поездки по селам, целью которой было набрать музыкантов для создания коллектива домбристов. Композитор проходил мимо дома Тлендиева и услышал звуки домбры, он обернулся и увидел на стоге сена маленького мальчика, не по годам хорошо владевшего инструментом. Так ученик и учитель нашли друг друга.
Гостей, приходящих в дом, Нургиса Тлендиев приглашал за стол. Среди разговоров часто звучала тема фронтового прошлого, ведь музыкант прошел войну.
– Нургиса Атабаевич был человеком с фронтовой закалкой, с боями дошел до Берлина и в самый день Победы расписался на стене Рейхстага. Возможно, благодаря печальному опыту войны его игра на домбре отличалась особой глубиной и проникновенностью, – считает Берлик Орынбаев, сам не раз бывший слушателем военных рассказов Нургисы Тлендиева.
Фотографии, снятые Гаязом Мухамеджановым в доме Тлендиевых, стали частью исторического и культурного наследия. Как уже отмечалось, одна из них представлена в экспозиции фотовыставок «Вечерка». События, люди» и «30 мгновений 30 лет». Напомним, экспозиция развернута в Центральном выставочном зале ГМИ имени А. Кастеева по адресу: улица Желтоксан, 137, угол улицы Жамбыла.

18 002

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Гаяза МУХАМЕДЖАНОВА