Мы ответственны за судьбу страны

Надежда Горобец, директор Государствен-ного академического русского тетра для детей и юношества им. Н. Сац, заслуженный деятель Республики Казахстан

9 002

– Вопросы борьбы с коррупцией поднимались на протяжении многих веков. Тем не менее те люди, которые сегодня говорят, что коррупция непобедима, на самом деле просто не готовы к изменению положения в этой сфере. На мой взгляд, коррупция связана не столько с экономическими возможностями и пробелами в законодательстве, сколько с субъективным фактором. Зачастую человеком движут личностные мотивы, а это, наверное, как раз и есть отсутствие у него тех самых моральных ценностей, которые удерживают его от корыстных поступков.
Мы должны разъяснять детям языком искусства, «что такое хорошо, что такое плохо». Хотя, конечно, нам нелегко, потому что для детей нужно говорить таким языком, который не является назидательным. Тему надо подавать таким образом, чтобы ребенок почувствовал ее на эмоциональном уровне: насколько плохо для окружающих, когда кто-то совершает плохие поступки.
О коррупции писали баснописец Иван Крылов, Александр Грибоедов, Александр Островский, Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, многие другие известные поэты и писатели... И, конечно, всем известно бессмертное произведение «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. На театральном пространстве Казахстана очень многие театры ставили этот спектакль. Причем все спектакли очень разные. Мы долго спорили, в каком варианте нам нужно этот спектакль поставить. В результате взяли музыкальную фантазию О. Ернева «Инкогнито из Петербурга» в современном прочтении. Но в то же время мы сохранили историческую основу знаменитой пьесы Гоголя. Получился мюзикл. И в таком варианте, может, еще активнее выявляются пороки героев Гоголя, над ними больше хочется смеяться.
У нас есть еще один спектакль нашего казахстанского автора – Дулата Исабекова. Его пьеса «Памятник» ставилась во многих театрах Казахстана и не только. У нас в ТЮЗе спектакль благодаря талантливой постановке режиссера Султана Усманова получился очень злободневным, современным, причем понятным без назиданий. А финал его заставляет нас задуматься: если мы сегодня не пресечем это зло, то к чему мы придем завтра?
Но просто посмотреть спектакль нашим юным зрителям, конечно, мало. К нам приходят дети, и, не смотря на то что они еще маленькие, у них уже есть какой-то определенный запас хорошего и плохого. Тех ценностей, которые закладывают в них семья, школа, окружающий мир. Наш опыт подсказывает: будет хорошо, если дети посмотрят спектакль, потом с ними о нем поговорят взрослые, чтобы закрепить то, что увидел в театре ребенок. Такое обсуждение спектаклей давало очень хорошие плоды в раннем опыте ТЮЗа. Искусство сегодня особенно актуально. Языком искусства мы должны говорить с детьми. Увы, Интернет заполонили стрелялки, разные игры. А дойти до пьедестала победителя в них можно, если только убить, обойти, схитрить, и это приветствуется – ведь ты проявил смекалку. А какой у нас слоган все время звучит по телевизору? «Ты достоин лучшего!» Причем не объясняется, как этого лучшего добиться. Когда молодому человеку говорят, что он достоин лучшего гаджета, к примеру, ему никто не объясняет, что получить его можно только честным путем. Чтобы много зарабатывать, нужно хорошо учиться, нужно найти работу, которая будет всем полезна. Раньше дети стремились в инженеры, физики, агрономы, космонавты, сегодня туда, где больше платят.
Думаю, задача театра – формировать отношение общества к тем или иным явлениям в целом. И мы стараемся закладывать в молодежи моральные ценности, те самые, когда человек чувствует ответственность не только за себя, но и за общество, за страну, за планету в целом.

***

Немецкий театр за формирование антикоррупционной культуры

9 003

Проблема коррупции затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе культуру и искусство. На собрании коллектива, посвященном реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы, сотрудники Республиканского немецкого драматического театра Алматы осудили проявление коррупции на всех уровнях общественной жизни, высказали мнение, что она является угрозой разложения и распада социальной системы, включая и систему государственной власти.
Немецкий театр выразил готовность включиться в реализацию Антикоррупционной стратегии, принимая во внимание, что театральное искусство играет не последнюю роль в нравственном и гражданском воспитании молодежи, формировании антикоррупционной культуры, осознании своих прав и обязанностей перед обществом.
Классики мировой драматургии нередко затрагивали эту злободневную тему: высмеивали взяточничество, казнокрадство, угодничество, чинопочитание, глупость, лень, жадность. Исторически сложилось, что именно на сценических подмостках наиболее смело и открыто говорят о человеческих пороках. Театр преподносит знакомые истины обнаженно и гиперболизировано, создает гротескные образы, которые вызывают разные эмоции: смех и слезы, отвращение, радость и другие.
В Немецком театре уже третий сезон с успехом идет спектакль «Ревизор». Не растеряв юмора бессмертной комедии Н. В. Гоголя, Немецкий театр открывает в ней совершенно новые глубины и измерения: язвительная и не устаревающая сатира классика перекликается здесь с почти кафкианским абсурдом, комедиантство – с пронзительным ощущением отчаяния и экзистенциальной заброшенности в чуждый и непонятный мир, живущий по своим, неведомым законам; социальный памфлет – с потрясающей своей глубиной драматической философской рефлексией.
Коллектив Немецкого театра понимает, как важно для формирования антикоррупционной культуры именно такое – эмоциональное воздействие на молодую публику, принимая во внимание, что средний возраст зрителя Немецкого 20–25 лет. Антикоррупционная культура – это закладывание ценностных установок, направленных на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции; умение распознавать коррупцию как социальное явление; способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией, и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества.
Марина Будиянская

***

ГАТОБ имени Абая поддерживает  антикоррупционные реформы в Казахстане

Дирекция и творческие коллективы театра поддерживают национальный антикоррупционный план действий, считая, что коррупция во всех проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности.
Многие государства мира столкнулись с этой серьезной угрозой для своих национальных интересов. Наше государство понимает значимость борьбы с коррупцией. И ведет эффективные и планомерные действия по искоренению этого зла в республике.
Антикоррупционная культура является одним из важных элементов системы духовной культуры, направленной на сохранение и укрепление в обществе системы ценностей, отражающих нетерпимость к коррупции как к социальному злу.
В системе культуры антикоррупционная культура занимает особое место, выполняя специ­фические функции и сохраняя в определенной мере целостность и сплоченность всего общества, очерчивая границы морального и аморального, правового и неправового, законного и противозаконного, требуя нравственных, идеологических, правовых мер для обеспечения антикоррупционного поведения общества.