На легальном положении

По оценкам специалистов, легализация имущества в Алматы проходит не совсем активно. И хотя Закон о легализации имущества пошел на второй круг и продлен до конца нынешнего года, многие горожане по-прежнему не торопятся выводить из тени свои активы, забывая об ответственности. Закон, подписанный главой государства 13 ноября 2015 года, определил новые подходы в процедурах осуществления легализации имущества. О них нам рассказал руководитель отдела управления разьяснительной работы городского департамента государственных доходов Бекен НУРАХМЕТОВ.

9 0029 01

– Бекен Тулеужанович, почему, на ваш взгляд, алматинцы вяло включились в данную акцию?
– Думаю, в первую очередь потому, что не на должном уровне проводится разьяснительная работа среди населения. На основании поступающих к нам вопросов от горожан можно сделать выводы, что заметной преградой в этом является незнание и различное толкование положений Закона «Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией имущества». Многие люди боятся правовых последствий в будущем. В этой связи необходимо отметить, что в новых поправках закона предусмотрены дополнительные гарантии субъектам легализации, то есть в восьми законодательных актах РК, связанных с легализацией имущества, внесены изменения и дополнения. Это Уголовный кодекс РК, Закон «О борьбе с коррупцией», Налоговый кодекс и так далее. Например, согласно ст. 5 настоящего закона субъекты легализации освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Факт легализации имущества, а также сведения, содержащиеся в представленных для этого документах, в соответствии с настоящим законом не могут быть использованы в рамках уголовного дела, материалах об административном правонарушении и дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений.
Таким образом субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов. Также легализованное имущество не может быть конфисковано. Гарантии, предусмотренные настоящим законом, предоставляются исключительно в пределах легализованного имущества и распространяются на деяния, совершенные субъектом легализации или другим лицом до 1 сентября 2014 года. Сведения, содержащиеся в документах, представленных в целях проведения легализации имущества, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой тайной в соответствии с законодательством. За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность по статье 223 Уголовного кодекса РК. Таким образом, для субьектов легализации нет никаких оснований для беспокойства о правовых последствиях в будущем.
– Что касается легализации денег, то кое-кто боится показать свои средства на банковских счетах и вынужденно использует их в наличном обороте, в связи с необходимой уплатой десятипроцентного сбора. Что вы скажете по этому поводу?
– Настоящим законом кардинально упрощены процедуры легализации денег.
Во-первых, уплатить десятипроцентный сбор от суммы легализуемых денег можно без перевода на текущий счет в банках второго уровня или у национального оператора почты. Таким образом, финансовые средства, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, можно легализовать в заявительной форме, то есть с представлением специальной декларации в органы госдоходов по месту жительства, не указывая их на банковских счетах.
Во-вторых, показать их через счета в банках второго уровня или у национального оператора почты. Кроме того, в обоих случаях субьекты легализации вправе распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению, например, купить недвижимость или вложить в бизнес, в том числе путем их инвестирования. Инвестировать можно в ценные бумаги, размещаемые на казахстанской фондовой бирже, финансовые инструменты, действующие на территории международного финансового центра «Астана», и иные активы, расположенные на территории Казахстана. Причем все это будет производиться без уплаты 10-процентного сбора.
И наконец, в-третьих, деньги считаются легализованными с даты принятия органом госдоходов по месту жительства специальной декларации с приложением копии справки, подтверждающей внесение или перевод денег на текущий счет, либо копии квитанции об уплате сбора.
Здесь следует особо отметить, что легализованные деньги и имущество не являются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом. Вопрос по налоговой амнистии субъектов легализации регламентирован ст. 10-1 настоящего закона.
– Какое имущество подлежит легализации, а какое нет?
– Деньги, ценные бумаги, доля участия в уставном капитале юридического лица, недвижимость, оформленная на другого человека, кроме космических объектов и линейной части магистральных трубопроводов, которые подлежат государственной регистрации. А также здания, строения, сооружения, находящиеся на территории РК, соответствующие строительным нормам, правилам и целевому назначению занимаемого земельного участка, принадлежащего субъекту легализации на праве собственности, недвижимое имущество, находящееся за пределами Казахстана. Всем этим занимаются органы госдоходов. А местные акиматы осуществляют легализацию имущества, оформленного у нас в республике недолжным образом.
А вот не может легализоваться имущество, право на которое оспаривается в судебном порядке, или подлежащие передаче в пользу государства, также жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, завершенных за счет бюджетных средств, деньги, полученные в качестве кредитов.
– Существуют ли послабления, предусмотренные при оплате десятипроцентного сбора? И в каких случаях?
– Безусловно. В настоящее время существенно упрощены процедуры легализации имущества, находящегося как за пределами Казахстана, так и внутри республики. Оплата 10-процентного сбора производится только за легализованное имущество, находящееся за пределами РК, в том числе оформленное на ненадлежащее лицо. Размер 10-процентного сбора зависит от стоимости имущества, указанного в специальной декларации. При этом его стоимость определяется субъектом легализации самостоятельно.
Что касается упрощений, предусмотренных для узаконения имущества, находящегося на территории Казахстана, то достаточно сдать в органы госдоходов специальную декларацию и соответствующие документы. В их перечень входят копия удостоверения личности, нотариально заверенные правоустанавливающие документы легализуемого имущества и иные сведения, прилагаемые по желанию субъекта легализации. В свою очередь, в комиссию при акиматах на местах надо обращаться только в отношении легализации недвижимого имущества, находящегося в Казахстане и не оформленного должным образом. В данном случае комиссии по месту нахождения недвижимого имущества необходимо представить заявление, копию удостоверения личности, заключение аттестованного эксперта и технический паспорт объекта недвижимости. Сборы за легализацию недвижимости на территории республики настоящим законом не предусмотрены. Оплата необходима только за изготовление техпаспорта объекта недвижимости и заключение аттестованного эксперта на соответствие объекта строительным нормам и правилам.
– Может ли владелец металлического гаража, расположенного во дворе многоквартирного дома, легализовать земельный участок, на котором он располагается?
– Нет, так как дворовая территория многоквартирных домов относится к землям общего пользования и не подходит по целевому назначению. Легализовать можно только хозпостройки и гаражи, построенные на территории собственного земельного участка.
– А как быть алматинцам, проживающим на окраине города, построившим в свое время недвижимость без разрешения на то соответствующих органов? В основном это жители недавно присоединенных поселков. Люди опасаются привлечения их к административной ответственности за незаконные строения.
– Легализация недвижимого имущества возможна только в случае его расположения на земельном участке, являющемся собственностью заявителя при его соответствии строительным стандартам. А также закон освобождает субьектов легализации за совершение административных правонарушений, указанных в статьях 237 «Незаконное строительство», 239 «Эксплуатация объектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию», 253 «Использование земель не по целевому назначению» КоАП РК. Исходя из этого использование земельных участков собственниками или землепользователями с нарушением целевого назначения земельного участка, правил застройки и эксплуатации не является препятствием для легализации этого недвижимого имущества и земельного участка.
– Какое наказание предусмотрено за сокрытие информации об имуществе и денежных счетах, находящихся за рубежом?
– Как сказал глава государства: «Легализация – последний шанс, потом никаких поблажек не будет. Легализация – это последний акт перед всеобщей декларацией». После завершения данной акции вся информация по зарубежным счетам и по недвижимому имуществу по всему миру будет перепроверяться. Поскольку Казахстан является членом Страсбургской конвенции «Об отмывании, выявлении, изьятии и конфискации доходов от преступной деятельности», ратифицированный Законом РК от 2 мая 2011 года, то несложно будет проверить зарубежные счета и недвижимое имущество, находящееся за рубежом. Также следует отметить, что внесены существенные изменения в некоторые нормативно-правовые акты РК. Так меры ужесточения прописаны в ст. 275 КоАП РК.
Ко всему прочему хотел бы добавить, что за нынешней легализацией последует переход на всеобщее декларирование. И сейчас всем предоставляется уникальная возможность показать все свои доходы и ввести в законный оборот имеющееся имущество, чтобы в дальнейшем при переходе ко всеобщему декларированию избежать ненужных проблем.
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ